ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
02 декабря 2021 года | Дело № А56-48432/2021 |
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-31306/2021 ) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2021 по делу № А56-48432/2021 (судья Лебедева И.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (далее – заявитель, АО «ФПК») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) от 30.04.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №160/АП-07/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда (в виде резолютивной части) от 03.08.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены, постановление Управления от 30.04.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 160/АП-07/2021 признано незаконным и отменено (мотивированное решение изготовлено 10.08.2021).
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 10.08.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права. Как указывает податель жалобы, судом первой инстанции не было учтено, что Обществу вменено нарушение подпункта 1 пункта 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1653 (далее – Требования № 1653). Податель жалобы ссылается на то, что установленная подпунктом 1 пункта 7 Требований № 1653 обязанность оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности – средствами видеонаблюдения не связана с пунктом 6 Требований № 1653 и с реализацией паспорта транспортного средства (ТС) и подлежит исполнению со дня вступления в силу Требований № 1653. При этом податель жалобы указывает на то, что отсутствие средств видеонаблюдения в технических помещениях Обществу не вменялось, а понятие «переходный тамбур вагона» не требует дополнительного технического, научного и законодательного толкования и определено в техническом железнодорожном словаре. При этом, как указывает податель жалобы, судом первой инстанции не учтено, что средства видеонаблюдения отсутствовали также и в пассажирских салонах вагонов. Таким образом, податель жалобы полагает, что материалами административного дела подтверждается наличие вины Общество во вмененном административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Общество представило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Управления отклонены.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющим в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,19.03.2021 на основании задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств железнодорожного транспорта в процессе их эксплуатации от 03.03.2021 № 1091.07-07/1085, утвержденного распоряжением начальника Управления от 03.03.2021 № 200-р, по адресу: ул. Октябрьская, д. 5, Великий Новгород, железнодорожный вокзал на станции Великий Новгород Управлением проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование транспортных средств (ТС) - вагонов пассажирских №№ 12, 11, 9, 8, 7, 6, 4 поезда № 79/80 СанктПетербург - Калининград, принадлежащих АО «ФПК» и используемых Обществом в лице Северо-Западного филиала АО «ФПК» для перевозки пассажиров в дальнем следовании.
По результатам рейдового мероприятия Управлением составлены акты планового (рейдового) осмотра, обследования ТС от 19.03.2021 №№ 07-43-09/791(р), 07-43- 09/792(р), 07-43-09/793(р), 07-43-09/794(р), 07-43-09/795(р), 07-43-09/796(р), 07-43- 09/797(р). В актах планового (рейдового) осмотра, обследования ТС от 19.03.2021 №№ 07-43-09/792(р), 07-43-09/795(р), 07-43-09/797(р) отражено, что транспортные средства железнодорожного транспорта - вагоны пассажирские №№ 11, 7, 4 поезда № 79/80 Санкт-Петербург-Калининград (бортовые номера вагонов 001 22424, 010 11428, 010 11592), принадлежащие АО «ФПК», не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах, что является нарушением подпункта 1 пункта 7 Требований № 1653.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 23.04.2021 № 160/АП-07/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 30.04.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №160/АП-07/2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления от 30.04.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №160/АП-07/2021, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закона № 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (часть 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу части 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Таким образом, обеспечение транспортной безопасности возлагается на АО «ФПК», которое является субъектом транспортной инфраструктуры как владелец спорных транспортных средств железнодорожного транспорта - вагоны пассажирские №№ 11, 7, 4 поезда № 79/80 Санкт-Петербург-Калининград (бортовые номера вагонов 001 22424, 010 11428, 010 11592),
Частью 1.1 статьи 8 Закона № 16-ФЗ определено, что требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для транспортных средств по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования включают в себя требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками (в том числе иностранных государств), осуществляющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж), а также требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками иностранных государств, осуществляющими перевозки в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации, учитывающие требования, предусмотренные положениями международных договоров Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1653 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта (далее – Требования № 1653), которые вступили в силу с 23.10.2020.
Согласно пункту 5 Требований № 1653 настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиками) Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, перевозчиками иностранных государств, выполняющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации (далее соответственно - субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики), перевозчики иностранных государств).
Основные общие обязанности для всех субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств перечислены в пункте 6 Требований № 1653.
При этом, в силу подпункта 1 пункта 7 Требований № 1653 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны оснастить транспортные средства следующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности:
- средства видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях.
В рассматриваемом случае Управлением по результатам рейдового мероприятия выявлено, что транспортные средства железнодорожного транспорта - вагоны пассажирские №№ 11, 7, 4 поезда № 79/80 Санкт-Петербург-Калининград (бортовые номера вагонов 001 22424, 010 11428, 010 11592), принадлежащие АО «ФПК», не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах, что является нарушением подпункта 1 пункта 7 Требований № 1653.
Факт невыполнения Обществом требований подпункта 1 пункта 7 Требований № 1653 (неоснащение средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах вагонов №№ 11, 7, 4 поезда № 79/80 Санкт-Петербург-Калининград) подтверждается материалами дела (акты планового (рейдового) осмотра, обследования ТС от 19.03.2021 №№ 07-43-09/792(р), 07-43-09/795(р), 07-43-09/797(р)) и Обществом не опровергнут.
Ссылки Общества на направление в Росжелдор обращения о необходимости разъяснения понятий «технические помещение», «переходный тамбур» в целях разработки конструкторской документации, а также программы оснащения/дооснащения пассажирских вагонов системами видеонаблюдения и регистрации, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанное обращение в материалы дела не представлено. Кроме того, оспариваемым постановлением Обществу не вменяется отсутствие технических средств видеонаблюдения и регистрации в технических помещениях, а вменено отсутствие средств видеонаблюдения в переходных тамбурах и пассажирских салонах вагонов, что не требовало каких-либо дополнительных разъяснений.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава (в том числе события) вмененного правонарушения на дату проведения плановых (рейдовых) осмотров 19.03.2021.
Частью 1.1 статьи 9 Закона № 16-ФЗ предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении транспортных средств разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 6 Требований 1653 установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков) разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3 - 1.5 статьи 9 Закона № 16-ФЗ по типовой форме согласно приложению.
В типовой форме паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (группы транспортных средств) железнодорожного транспорта (Приложение к Требованиям № 1653) содержится раздел 3 «Сведения об оснащенности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и о пункте (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности», в котором отражаются наименования технического средства обеспечения транспортной безопасности, места размещения и количество установленных средств обеспечения транспортной безопасности
При этом подпунктом 8 пункта 6 Требований № 1653 предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) реализовывать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств, а для вводимых в эксплуатацию (приобретенных) после вступления в силу настоящих требований - со дня введения их в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела, во исполнение подпункта 4 пункта 6 Требований № 1653 Обществом были разработаны и утверждены паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства железнодорожного транспорта в отношении спорных вагонов №№ 001-22424, 010-11428, 010-11592, в разделе 3 которых предусмотрено оснащение ТС системой видеонаблюдения и регистрации на путях прохода в салон транспортного средства, в пассажирском салоне, тамбурах.
Таким образом, оснащение транспортных средств системами видеонаблюдения относится к мероприятиям, предусмотренным паспортом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, реализация которых в силу подпункта 8 пункта 6 Требований № 1653 осуществляется не позднее одного года со дня вступления в силу Требований №1653 (то есть не позднее 23.10.2021).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что на дату проведения плановых (рейдовых) осмотров 19.03.2021 обязанность по полной реализации мероприятий, предусмотренных паспортом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, в том числе в части оснащения транспортных средств системами видеонаблюдения и регистрации в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 7 Требований № 1653, не наступила, что свидетельствует об отсутствии события, а соответственно, и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление от 30.04.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №160/АП-07/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 10.08.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 272,1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 августа 2021 года по делу № А56-48432/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | М.И. Денисюк | |