ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-31354/20 от 28.04.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

928/2021-25734(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А.,  Соколовой С.В., 

при участии от Северо-Западного межрегионального управления  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  ФИО1 (доверенность от 01.12.2020), от общества с ограниченной  ответственностью «Региональное агентство системного и экологического  менеджмента» ФИО2 (доверенность от 09.07.2020), 

рассмотрев 26.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2020 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу   № А56-81870/2020, 

у с т а н о в и л:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по  надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург,  Литейный пр., д. 39, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее -  Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной  ответственностью «Региональное агентство системного и экологического  менеджмента», адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н,  Комсомольская ул., д. 13, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее -  Общество, ООО «РАСЭМ»), к административной ответственности,  предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 

Решением суда первой инстанции от 09.10.2020, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 18.12.2020, в  удовлетворении заявления Управления отказано. 

Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное  применение судами норм материального и процессуального права,  несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Управление  обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной  жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый  судебный акт об удовлетворении заявления. 

В обоснование доводов жалобы Управление указывает на осуществление 


Обществом деятельности по размещению отходов (захоронение) в нарушение  запрета, установленного пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от  24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон   № 89-ФЗ). Полагает, что совместное размещение отходов, имеющих различный  морфологический состав, приводит к изменению компонентов состава и  невозможности последующего извлечения в целях их переработки, утилизации,  размещения. 

Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы  кассационной жалобы. 

Представитель Общества, ссылаясь на необоснованность приведенных в  кассационной жалобе доводов, просил оставить обжалуемые судебные акты без  изменения. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как установлено судами на основании материалов дела, Общество на  основании лицензии 78 № 00098 от 11.12.2015 на осуществление деятельности  по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,  размещению отходов I - IV классов опасности. Объект размещения отходов,  эксплуатируемый Обществом, расположен по адресу: <...> уч. 9,  кадастровый номер земельного участка 47:01:0115002:16. 

В Управление из Ленинградского областного государственного казенного  учреждения «Государственная экологическая инспекция Ленинградской  области» поступили сведения по проведенной аэрофотосъемки территории  земельных участков, из которых усматривалось, в том числе, что территория  полигона ООО «РАСЭМ» находится на землях населенных пунктов. 

Усмотрев наличие признаков нарушения требований законодательства,  должностным лицом Управления возбуждено дело об административном  правонарушении № АД-13-100/2020 и назначено проведение административного  расследования в отношении ООО «РАСЭМ» по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ

По результатам проведенного расследования Управлением установлено,  что в нарушение требований законодательства об отходах производства и  потребления, ООО «РАСЭМ» осуществляется деятельность по захоронению  отходов III - IV классов опасности с использованием объекта размещения  отходов, находящегося в границах населенного пункта г. Выборг. 

По факту осуществления Обществом предпринимательской деятельности  с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным  разрешением (лицензией), Управление составило протокол от 25.08.2020   № АД-13-159/2020 об административном правонарушении, предусмотренном  частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и, руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ,  статьями 202 и 203 АПК РФ, направило в арбитражный суд материалы  административного дела для привлечения Общества к административной  ответственности согласно указанной квалификации. 

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 64, 65, 71, 205  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ), статьями 2.1, 14.1, 24.5 КоАП РФ, пришел к выводу об отсутствии в  действиях Общества состава административного правонарушения в связи с чем  в удовлетворении заявленных требований отказал. 

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность  применения судами норм материального и процессуального права,  соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу 


обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной  инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов. 

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с  грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением  (лицензией). Примечанием к указанной норме Кодекса установлено, что понятие  грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в  отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. 

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от  04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  (далее - Закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию,  обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов  опасности подлежит лицензированию. 

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию,  обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов  опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями, регулируется Положением о лицензировании  деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,  обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062  (далее - Положение № 1062). 

Подпунктом "а" пункта 3 Положения № 1062 установлены лицензионные  требования, согласно которым, для работ по сбору, обработке, утилизации.  обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у  соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных  работ зданий, строений. сооружений (в том числе объектов обезвреживания и  (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений,  принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и  соответствующих установленным требованиям, является обязательным  условием. 

Наличие у лицензиата необходимых для выполнения заявленных работ  зданий, строений, сооружений и помещений, предполагает под собой наличие  таких объектов, которые соответствуют установленным требованиям  природоохранного законодательства. 

Как установлено судами, подтверждается материалами дела и сторонами  не оспаривается, Общество на основании лицензии 78 № 00098 от 11.12.2015  осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке,  утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. На  основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования от 18.02.2015 № 133 объект размещения отходов,  эксплуатируемый ООО «РАСЭМ», был включен в Государственный реестр  объектов размещения отходов под номером 47-00032-Х-00133-18022015  (назначение объекта размещения отходов - хранение, наименование - «Другой  специально оборудованный объект хранения отходов). Объект размещения  отходов, используемый Обществом включен в федеральный государственный  реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;  вид деятельности Общества определен как хранение отходов производства и  потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более); хранение  отходов производства и потребления I - III классов опасности. Осуществление  Обществом указанных видов деятельности подтверждается отчетностью по  форме № 2-ТП (отходы). 

Представленное в материалы дела заключение строительно-технической 


экспертизы на объект размещения (хранения) отходов, расположенного по  адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, г. Выборг,  ш. Скандинавия, уч. 9, кадастровый номер земельного участка 47:01:0115002:16,  изготовленное обществом с ограниченной ответственностью «Берг-проект»,  подтверждает ведение Обществом на указанном объекте деятельности по  размещению отходов в части хранения. 

Кроме того, Управление подтвердило данный вид деятельности Общества,  актуализировав в 2019 году учетные сведения об объекте Общества, как об  объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. 

Управление указывает, что в ходе административного расследования  установлено осуществление Обществом деятельности по размещению отходов  (захоронение) в нарушение запрета, установленного пунктом 5 статьи 12 Закона   № 89-ФЗ, что, по мнению административного органа, образует событие  административного правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ

Оценив и исследовав представленные сторонами доказательства в  порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что  Общество осуществляет деятельность по хранению отходов в соответствии с  Технологическим регламентом эксплуатации объекта размещения отходов  (в части хранения отходов) № в ГРОРО 47-00032-Х-00133-18022015,  утвержденным 01.01.2019. Иное из материалов дела не следует и Управлением  не доказано. 

Довод Управления о невозможности извлечения в первоначальном  состоянии отходов, размещаемых на объекте Общества, не опровергает тот  факт, что Общество осуществляет деятельность именно по хранению отходов. 

Судами также правомерно учтено, что в соответствии с Постановлением  Правительства Ленинградской области от 31.08.2020 № 608 в генеральный план  МО «Выборгский район» Ленинградской области внесены изменения в части  исключения земельного участка с кадастровым номером 47:01:0115002:16, на  котором расположен объект размещения отходов Общества, из границ  населенного пункта г. Выборг. 

Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии  в действиях Общества события административного правонарушения,  ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1  КоАП РФ

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно  недоказанность события и состава административного правонарушения  являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об  административном правонарушении. 

При указанных обстоятельствах суды обоснованно отказали Управлению в  удовлетворении заявленного требования. 

Изложенные в кассационной жалобе возражения Управления по существу  направлены на иную оценку установленных судами первой и апелляционной  инстанций фактических обстоятельств дела и представленных в материалы  дела доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом  кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ  пределов его компетенции. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных  актов, не установлено. 

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает  оснований для отмены обжалуемых судебных актов. 


Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 09.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 18.12.2020 по делу № А56-81870/2020 оставить без  изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального  управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования –  без удовлетворения. 

Председательствующий Е.А. Аникина
Судьи О.А. Алешкевич

С.В. Соколова