ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-31864/20 от 31.05.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

071/2021-32710(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г., 

при участии от акционерного общества «Петрозаводские коммунальные  системы -Водоканал» ФИО1 (доверенность от 11.05.2021 № 57), 

рассмотрев 26.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 23.09.2020 и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 22.02.2021 по делу № А56-48710/2020, 

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы-  Водоканал», адрес: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – АО «ПКС-Водоканал»,  Общество) обратилось в Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Отдела  государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия  Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по  рыболовству, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 24, корп. 2,  лит. А (далее – Управление Росрыболовства, Отдел) от 20.03.2020 № 369/10 об  устранении выявленных нарушений. 

Решением суда от 23.09.2020, оставленным без изменения  постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2021, Обществу в  удовлетворении заявления отказано. 

В кассационной жалобе и письменных пояснениях в порядке статьи 81 АПК  РФ от 24.05.2021 Общество просит отменить судебные акты в связи с  нарушением судами норм материального права, поскольку в силу положений  пункта 1 статьи 16, пункта 3 статьи 19, пункта 1 статьи 22 Федерального закона  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ,  Закон об охране окружающей среды), пункта 5.1.6 Положения о Федеральной  службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400,  пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 444,  контроль за негативным воздействием на окружающую среду в части охраны  водного объекта (Онежское озеро) возложен на территориальные органы  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а не на 


Управление Росрыболовства. Общество настаивает на том, что именно  показатели нормируемых веществ в водном объекте в месте выпуска могли  служить критериями загрязненности водоема вредными веществами, и только  сравнение этих показателей с предельно-допустимой концентрацией (ПДК)  вредных веществ, установленными Приказом Минсельхоза России от  13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов  рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых  концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного  значения» (далее – Приказ Минсельхоза № 552) могло быть предметом  федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и  сохранения водных биологических ресурсов. 

Кроме того, по мнению подателя жалобы, предписание от 20.03.2020 

 № 369/10 является неисполнимым, поскольку из буквального толкования статьи  43.1 Закона № 7-ФЗ и пункта 4 статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011   № 416-ФЗ «О водоснабжении и системы водоотведении» (далее –Закон 

 № 416-ФЗ) соблюдение организацией, осуществляющей водоотведение  нормативов допустимых сбросов возможно только при условии соблюдения  абонентами нормативов состава сточных вод, в том числе путем реализации  последними планов снижения сбросов. 

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы  жалобы. 

Представители Отдела, надлежащим образом извещенного о времени и  месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их  отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации; далее - АПК РФ). Министерство изложило свою позицию  в отзыве. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как видно из материалов дела и установлено судами, АО

«ПКС-Водоканал» осуществляет сброс сточных вод (хозяйственно-бытовых  сточных вод населения, предприятий города, производственных сточных вод  предприятий) в Петрозаводскую губу Онежского озера через выпуск № 1 на  основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от  28.12.2018 № 10-01.04.01.006-О- РСВХ-Т-2018-02845/00, выданного Невско- Ладожским Бассейновым Водным Управлением. 

В отношении Общества на основании приказа от 28.02.2020 № 49  Управлением проведена внеплановая документарная проверка с целью  проверки исполнения ранее выданного предписания от 25.02.2019, срок  исполнения которого истек 03.02.2020, в ходе которой установлен факт его  неисполнения в полном объеме, в установленные в нем сроки. 

В соответствии со сведениями, полученными в результате учета качества  сточных (дренажных) вод за IV квартал 2019 года, фактический сброс  загрязняющих веществ в Онежское озеро со сточными водами Общества  превышает разрешенный нормативно-допустимый сброс загрязняющих веществ  по следующим показателям: медь в 2,0 раза (фактически – 0,002 мг/дм3;  нормативно-допустимый – 0,001 мг/дм3); марганец в 8,7 раза (фактически –  0,087 мг/дм3, нормативно-допустимый – 0,01 мг/дм3); сульфаты в 1,02 раза  (фактически – 60, 567 мг/дм3, нормативно- допустимый - 59,0 мг/дм3). 

В соответствии с данными гидрохимического анализа сточных вод  Общества, проведенного после истечения срока исполнения ранее выданного  предписания от 25.02.2019, наблюдается превышение разрешенного  нормативно-допустимого сброса загрязняющих веществ по следующим 


показателям: марганец в 1,7 раза (фактически – 0, 017 мг/дм3, нормативно- допустимый – 0,01 мг/дм3). 

В соответствии с протоколом результатов лабораторных испытаний от  12.03.2020 № 290.20.01(В) содержание загрязняющих веществ в сточных водах  Общества превышает разрешенный нормативно-допустимый сброс  загрязняющих веществ по следующим показателям: марганец в 6,8 раза  (фактически – 0,068 мг/дм3, нормативно-допустимый – 0,01 мг/дм3). По  остальным нормируемым показателям превышение установленной предельно- допустимой концентрации не выявлено. 

Вышеуказанные обстоятельства отражены в акте проверки от 20.03.2020.

По результатам проверки Управлением выдано новое предписание от  20.03.2020 № 369/10, которым Обществу предписано в срок до 22.02.2021  прекратить сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых в Онежское озеро со  сточными водами АО «ПКС-Водоканал» через выпуск № 1 (Онежское озеро,  Петрозаводская губа, географические координаты выпуска: 61°44'П" С.Ш.  34°30'20" В.Д.), с превышением установленных предельно-допустимых  концентраций загрязняющих веществ. 

Не согласившись с означенным предписанием от 20.03.2020 № 369/10,  Общество оспорило его в судебном порядке. 

Суды исследовали и оценили доказательства, представленные  участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела, признав, что у  Рыболовства имелись правовые и фактические основания для выдачи  Обществу оспариваемого предписания. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении  норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания  и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи  71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198,  200, 201 АПК РФ). 

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не  находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям. 

Полномочия Управления по осуществлению федерального  государственного контроля (надзор) в области рыболовства и сохранения  водных биоресурсов, в том числе контроля за соблюдением  водопользователями мер по сохранению водных биоресурсов и среды их  обитания (в числе которых поименованы предупреждение загрязнений водных  объектов рыбохозяйственного значения и соблюдение нормативов качества  воды), в выдачи соответствующих предписаний, проверены судами с учетом  положений пункта 1 и части 2 статьи 43.2, статей 43.3, 50 Федерального закона  от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических  ресурсов» (далее – Закон № 166-ФЗ), пункта 5.5.27 Постановления  Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 444 «О Федеральном  агентстве по рыболовству» и пункта 2 Положения о мерах по сохранению  водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380  (применительно к необходимости принятия мер по сохранению биоресурсов). 

На основании приказов Федерального агентства по рыболовству от  17.09.2009 № 818 «Об установлении категорий водных объектов  рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных  биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам  рыболовства» и «Об утверждении перечня особо ценных и ценных видов  водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства» от 16.03.2009 № 191 


суды удостоверились в том, что Онежское озеро относится к водным объектам  высшей категории рыбохозяйственного значения. 

 Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая  воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе  принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду,  обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной  деятельности на окружающую среду и ответственности за нарушение  законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Закона 

 № 7-ФЗ).

На основании пункта 1 части 1 статьи 22 Закона № 7-ФЗ в целях  предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной  и иной деятельности для юридических и физических лиц -  природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов  веществ и микроорганизмов. 

В соответствии с частью 2 статьи 39 Водного кодекса Российской  Федерации (далее – Водный кодекс) водопользователи при использовании  водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде. 

В силу пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса при эксплуатации  водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные  объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию  (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия  на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных  веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в  соответствии с Законом № 7-ФЗ). 

Понятие сточных вод (как вод, сброс которых в водные объекты  осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с  загрязненной территории) дано в пункте 19 статьи 1 Водного кодекса

В силу положений статей 11, 22 Водного кодекса, юридическое лицо,  которому в пользование предоставлен водный объект, обязано соблюдать  требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том  числе дренажных вод. 

Согласно положениям статьи 47 Закона № 166-ФЗ нормативы качества  воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы  предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных  объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 

 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на  водные объекты», от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов  допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для  водопользователей»(далее- Постановление № 469) и от 28.06.2008 № 484 

«О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных  объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно  допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов  рыбохозяйственного значения» в целях реализации части 1 статьи 47 Закона 

 № 166-ФЗ установлен порядок разработки и утверждения нормативов качества  воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов  предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных  объектов рыбохозяйственного значения. 

Приказом Федерального агентства по рыболовству от 22.12.2016 № 857,  Приказом Минсельхоза № 552 утверждены нормативы качества воды водных 


объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно  допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов  рыбохозяйственного значения. 

Судами установлено и подтверждается материалами дела, АО

«ПКС-Водоканал» осуществляет сброс сточных вод (хозяйственно-бытовых  сточных вод населения, предприятий города, производственных сточных вод  предприятий) в Петрозаводскую губу Онежского озера через выпуск № 1 на  основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от  28.12.2018 № 10-01.04.01.006-О-РСВХ-Т-2018-02845/00, выданного Невско- Ладожским Бассейновым Водным Управлением (место сброса сточных вод -  Республика Карелия, Прионежский район, м. Выгойнаволок; географические  координаты выпуска сточных вод: 61°44Ч 1" С.Ш. 34°30'20" В.Д). 

В соответствии с Постановлением № 469 нормативы допустимых сбросов  веществ и микроорганизмов в водные объекты для АО «ПКС-Водоканал»  утверждены приказом Невско-Ладожского Бассейнового Водного Управления от  12.12.2018 № 635, которым установлен норматив допустимого сброса веществ  (мг/дм3) по марганцу: 0,01 мг/дм3. Данный норматив соответствует показателям,  установленным Приказом Минсельхоза № 522 (Таблица 2). 

В ходе проведения проверки Общество представило в Управление  письмом от 12.03.2020 № 131.04.-0-0/1420 сведения, полученные в результате  учета объема сброса и качества сточных вод, а также акт отбора и протокол  анализа сточных вод. 

Так согласно протоколу гидрохимического анализа сточных вод от  10.02.2020 № 54 к-20 наблюдается превышение разрешенного нормативно  допустимого сброса загрязняющих веществ по показателю марганец в 1,7 раза  (фактически - 0, 017 мг/дм3, нормативно допустимый - 0,01 мг/дм3). 

Согласно акту отбора проб воды от 04.03.2020 и протоколу результатов  лабораторных испытаний от 12.03.2020 № 290.20.21 (В) качества сточных вод  (пробы № 798/1/20 и № 799/1/20, место отбора проб - К-34, м. Выгойнаволок,  площадка КОС) содержание загрязняющих веществ в сточных водах Общества  превышает разрешенный нормативно допустимый сброс загрязняющих веществ  по следующим показателям: марганец в 6,8 раза (фактически - 0,068 мг/дм3,  нормативно допустимый - 0,01 мг/дм3). 

Означенными документами в полном объеме подтверждается факт  неисполнения Обществом ранее выданного предписания Управления от  25.02.2019 и факт сброса загрязняющих веществ в Онежское озеро со сточными  водами АО «ПКС-Водоканал» через выпуск № 1 (Онежское озеро,  Петрозаводская губа, географические координаты выпуска: 61°44'П" С.Ш.  34°30'20" В.Д.) с превышением установленных предельно допустимых  концентраций загрязняющих веществ по показателю марганец. 

Ссылку подателя жалобы на пункт 2 статьи 22, пункт 1 статьи 31.1 Закона   № 7-ФЗ апелляционный суд правомерно отклонил, поскольку до получения  комплексного экологического разрешения (и в виду его отсутствия у Общества)  в отношении заявителя действуют нормативы допустимых сбросов веществ и  микроорганизмов, утвержденные Приказом Невско-Ладожского Бассейнового  Водного Управления от 12.12.2018 № 635. 

Возможность получения такого комплексного экологического разрешения  регламентирована пунктом 10 статьи 22, пунктом 1 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ,  положениями Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (пункт 6 статьи 11, пункт 1  статьи 11), а равно поименованной в пункте 7 статьи 11 названного закона 


обязанности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах,  относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не  включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января  2025 года получить комплексное экологическое разрешение. 

Таким образом, Управление, установив факт неисполнения Обществом  ранее выданного предписания от 25.02.2019, правомерно выдало заявителю  оспариваемое предписание от 20.03.2020 № 369/10 о необходимости в срок по  22.02.2021 прекратить сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых в Онежское  озеро со сточными водами Общества через выпуск № 1 (Онежское озеро,  Петрозаводская губа, географические координаты выпуска: 61°44'П" С.Ш.  34°30'20" В.Д.), с превышением установленных предельно допустимых  концентраций загрязняющих веществ. 

Суд правильно указал, что из оспариваемого в настоящем деле  предписания Управления от 20.03.2020 № 369/10 не следует, что Обществу  предписано полностью прекратить сброс сточных вод, а лишь на необходимость  прекратить сброс сточных вод с превышением установленных предельно  допустимых концентраций загрязняющих веществ. Относительно  рассматриваемого случая предписываемые действия выбраны Управлением в  той мере, которая необходима для защиты водного объекта. 

Как следствие, оспариваемое предписание отвечает требованию правовой  определенности, что свидетельствует о его реальной исполнимости. При этом  Общество не лишено возможности самостоятельно выбрать механизм  исполнения таких действий для снижения концентраций загрязняющих веществ  в сточных водах, сбрасываемых в Онежское озеро, до разрешенного  нормативно допустимого сброса. 

При таких обстоятельствах и доказательствах, суды пришли к правильному  выводу, что оспариваемое предписание Управления от 20.03.2020 № 369/10 не  нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не  предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных  основ 

Изложенные в кассационной жалобе доводы, бывшие предметом  исследования в судах, направлены по существу на иную оценку установленных  судами обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ в суде кассационной  инстанции не допускается. 

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов  отсутствуют (статья 288 АПК РФ). 

Общество при подаче кассационной жалобы уплатило государственную  пошлину в размере 3000 руб. по платежному поручению от 12.02.2021 № 950. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1  части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 23.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 22.02.2021 по делу № А56-48710/2020 оставить без  изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Петрозаводские  коммунальные системы- Водоканал» - без удовлетворения. 

 Возвратить акционерному обществу «Петрозаводские коммунальные  системы - Водоканал» (адрес: 185035, <...>, ОГРН 


1141001014330, ИНН 1001291146), из федерального бюджета 1500 руб.  государственной пошлины излишне уплаченной платежным поручением от  12.02.2021 № 950. 

Председательствующий Л.Б. Мунтян
Судьи Е.А. Аникина

А.Г. Кудин