ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-32852/2023 от 16.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1165/2023-191233(1)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2023 года  Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Балакир М.В., Пивцаева Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ворониной Е.Ю.,

при участии: 

от заявителя: генеральный директор ФИО1 по паспорту (решение от  18.102022 № 14; 

от заинтересованного лица: представитель ФИО2 по доверенности от  19.01.2023; 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-32852/2023) общества с ограниченной  ответственностью «Строительномонтажный поезд № 375» на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  07.08.2023 по делу   № А56-43855/2023 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое по иску 

общества с ограниченной ответственностью «Строительномонтажный поезд № 375»  к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского  Муниципального района Ленинградской области 

о признании недействительным уведомления,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Строительномонтажный поезд   № 375» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по управлению  муниципальным имуществом администрации Кировского Муниципального района  Ленинградской области (далее – ответчик, Комитет) о признании недействительным  уведомления от 13.02.2023 № КУМИ-исх-2920/2023 о сумме годовой арендной  платы по договору № 1523-3 от 20.07.2009, а также о признании действий Комитета  по расчету арендной платы незаконными. 


Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 07.08.2023 в удовлетворении требования отказано. 

Общество, не согласившись с решением суда, подало апелляционную  жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об  удовлетворении исковых требований в полном объеме. 

В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что при расчете  базовой ставки арендной платы Комитет неправомерно применяет индексацию на  индексацию, поскольку договор аренды земель для несельскохозяйственных целей   № 1523-з заключен в 2009 году, при этом положения пункта 2.8 Постановления  Правительства Ленинградской области № 520 от 28.12.2015 и пункта 2  Постановления Правительства Ленинградской области № 30 от 06.02.2018  обратной силы не имеют и применение индексации, за исключением индексации,  установленной постановлением Правительства Ленинградской области № 904 от  08.12.2022 в размере 5,5 %, недопустимо. 

Кроме того, Общество указало, что уведомление № КУМИ-исх-2920/2023 от  13.02.2023 оформлено ненадлежащим лицом, при этом при расчете арендной  платы также незаконно применен коэффициент разрешенного использования«Кри» в размере 2, как для промышленного строительства по истечении указанного  срока проведения проектно-изыскательских работ, строительства (реконструкции)  ввиду того, что пункт 3.3.2 в постановлении Правительства Ленинградской области   № 520 от 28.12.2015 отсутствует. 

Помимо этого, Общество указало, что приказ Ленинградского областного  Комитета по управлению государственным имуществом от 11.01.2016 № 2 не  является нормативным документом, не распространяется на правоотношения  (обязательства) сторон в рамках заключенного договора аренды № 1523-3 от  20.07.2009. 

В судебном заседании генеральный директор Общества доводы  апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить. 

Представитель Комитета по доводам апелляционной жалобы возражал,  поддержал позицию отзыва на апелляционную жалобу. 

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела, 20.07.2009 между Комитетом и Обществом  на основании постановления главы Администрации муниципального образования  Кировский муниципальный район Ленинградской области № 1776 от 06.05.2009 был  заключен договор аренды земель для несельскохозяйственных целей № 1523-3  (далее - Договор), согласно которому Обществу в аренду был предоставлен  земельный участок площадью 9900 кв.м., земли населенный пунктов с кадастровым  номером 47:16:08-01-012:0097, расположенный по адресу: <...> уч. 2, с разрешенным  использованием - для строительства производственной базы по ремонту устройств  транспорта, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка  (далее - Земельный участок). 


В соответствии с пунктом 2 Договор заключен сроком до 16.04.2012. Условия  Договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 06.05.2009. Договор  аренды является актом приема-передачи земельного участка (пункт 2.3 Договора). 

В силу статьи 621 ГК РФ действие договора аренды продлилось на  неопределенный срок. 

В обоснование заявления Общество указало, что 01.03.2023 получило  уведомление Комитета от 13.02.2023 № КУМИ-исх-2920/2023 о сумме годовой  арендной платы по Договору (далее - Уведомление), согласно которому итоговая  арендная плата с 01.01.2023 составила 590 257,80 руб. 

Полагая, что расчёт арендной платы в части значения базовой ставки  арендной платы (29.811, вместо 23.43) и коэффициента разрешенного  использования земельного участка (примененного в двукратном размере) выполнен  в нарушение постановления Правительства Ленинградской области от 28.12.2015   № 520 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за  использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской  области, а также земельных участков, государственная собственность на которые  не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения  торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства  Ленинградской области» (далее - Порядок определения размера арендной платы), в  связи с чем Уведомление Комитета является неправомерным, необоснованным и  незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Возражая против удовлетворения заявления, Комитет указал, что расчет  размера арендной платы по Договору, указанный в Уведомлении произведен в  соответствии с Порядком определения размера арендной платы, утвержденным  постановлением Правительства Ленинградской области № 520, 

Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71  АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в удовлетворении  исковых требований отказал. 

Изучив материалы дела, заслушав объяснения генерального директора  Общества и представителя Комитета, проверив доводы апелляционной жалобы, суд  апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены  обжалуемого судебного акта, в связи со следующим. 

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6  совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О  некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса  Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании  недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий:  несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также  нарушение прав и законных интересов заявителя. 

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при  рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия)  госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному  нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом  действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя. 

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для  отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора  осуществляется по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных 


законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.),  устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными  органами и (или) органами местного самоуправления. 

Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации  (далее - ЗК РФ) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в  государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с  основными принципами определения арендной платы, установленными  Правительством Российской Федерации. 

Подпунктом 2.1 Договора сумма годовой арендной платы за арендованный  Земельный участок определена в размере 152 638,42 руб., при этом расчет  произведен на основании постановления Правительства Ленинградской области   № 46 от 02.03.2009, согласно приложению 3 к Договору. 

Следовательно, вопреки доводам подателя жалобы, начиная с 01.01.2016  расчет арендной платы за использование Земельного участка, предоставленного  Обществу в аренду по Договору, осуществляется по формуле, установленной в  пункте 2.1. Порядка определения размера арендной платы, при этом согласно  пункту 2.8 указанного порядка начиная с 2018 года базовая ставка арендной платы  ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды  земельного участка подлежит индексации в соответствии с уровнем инфляции,  установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и на плановый период; индексация осуществляется ежегодно по  состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за  годом, в котором заключен договор аренды; показатель уровня инфляции,  применяемый для индексирования размера базовой ставки арендной платы  ежегодно не позднее 1 марта каждого года, определяется Правительством  Ленинградской области. 

В соответствии с постановлениями Правительства Ленинградской области от  06.02.2018 № 30, от 29.12.2018 № 527, от 04.22.2019 № 564, от 24.11.2020 № 767, от  02.12.2021 № 773, от 08.12.2022 № 904 был определен уровень инфляции на 2018 ,  2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы. 

С учетом пункта 2.4 Приложения № 1 к Порядку определения размера  арендной платы, согласно которому базовая ставка арендной платы для категории  земельных участков Кировского муниципального района - «земли населенных  пунктов, в городских населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс.,чел.»  составляет 23,45 руб./м² , а также ставок инфляции на 2018 , 2019, 2020, 2021, 2022,  2023 годы, установленных указанными постановлениями Правительства  Ленинградской области, базовая ставка в 2023 году, указанная Комитетом в  Уведомлении, правомерно определена исходя из расчета - 23,45 * 104% * 104,3% *  103% * 103,7% * 104% * 105,5%, и составляет 29,811 руб./м². 

Кроме того, согласно пункту 1.2. и 1.3 Порядка определения размера  арендной платы арендная плата за земельный участок определяется в  соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель, видом  разрешенного использования, местоположением, обеспеченностью объектами  инфраструктуры. Категория земель, вид разрешенного использования, 


местоположение земельного участка определяется в соответствии с выпиской из  ЕГРН или правоустанавливающими документами. 

Согласно сведениям о земельном участке, содержащимся в выписке из  Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с  кадастровым номером 47:16:0801012:97 (ранее присвоенный государственный  учетный номер 47:16:08-01-012:0097) является земельным участком  государственная собственность, на который не разграничена, расположен по  адресу: Ленинградская область, Кировский район, г.п. Мга, ул. Железнодорожная,  уч. № 2, площадь 9900 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид  разрешенного использования - для строительства производственной базы по  ремонту устройств транспорта, дата присвоения кадастрового номера 23.10.2008. 

Согласно п. 3.3 «Промышленное строительство» приложения к Приказу  Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом  от 11.01.2016 № 2, на срок проведения проектно-изыскательских работ,  строительства (реконструкции) предусмотренной разрешением на строительство  определен коэффициент равный 1, при истечении срока проведения проектно-изыскательских работ, строительства (реконструкции) вне зависимости от  продления в установленном порядке сроков строительства (реконструкции), при  отсутствии разрешения на строительство по истечении 1 года после заключения  договора аренды применяется коэффициент равный 2. 

Обществом не оспаривается тот факт, что земельный участок был  предоставлен для строительства производственной базы по ремонту устройств  транспорта. 

С учетом условий Договора, дополнительных соглашений к которому между  сторонами не заключалось и вид разрешенного использования не изменялся, а  также действующего законодательства Российской Федерации, начиная с момента  вступления в законную силу Постановления Правительства Ленинградской области   № 520 от 28.12.2015, при осуществлении расчета размера арендной платы по  Договору Комитетом были правомерно применены положения Порядка  определения размера арендной платы, утвержденного постановлением  Правительства Ленинградской области № 520, с учетом положений Приказа № 2  «Об установлении коэффициента разрешенного использования земельного  участка» «Кри»- равным 2. 

Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы при расчете базовой  ставки арендной платы Комитетом была правомерно применена индексация  базовой ставки с учетом ставок инфляции на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023  годы, а также правомерно применен коэффициент разрешенного использования  «Кри» в размере 2. 

Доводы подателя жалобы о том, что Уведомление оформлено ненадлежащим  лицом, отклоняются апелляционным судом, поскольку соглашением о  взаимодействии от 30.12.2022, заключенным между Администрацией  муниципального образования Мгинское городское поселение Кировского  муниципального района Ленинградской области и Комитетом, функции по ведению  договоров аренды земельных участков, заключаемых с юридическими, физическими  лицами и предпринимателями, администрирование учета доходов от сдачи в аренду  земельных участков, контроль за своевременным перечислением арендной платы,  ведение претензионной работы возложены на Комитет. 

Следовательно, Комитет, действуя в пределах своих полномочий,  определенных указанным соглашением о взаимодействии, правомерно подготовил  и направил в адрес Общества оспариваемое Уведомление. 


При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не  усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы  которой не опровергают правомерности выводов суда первой инстанции об  отсутствии предусмотренных статьей 200 АПК РФ оснований для признания  оспариваемого Уведомления Комитета незаконным и не могут служить основанием  для отмены состоявшегося судебного акта. 

Обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований  для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены. 

В порядке статьи 110 АПК РФ расходы по уплаченной государственной  пошлине по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. 

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 07.08.2023 по делу № А56-43855/2023 оставить без изменения,  апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий В.Б. Слобожанина 

Судьи М.В. ФИО3 Пивцаев