ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-33010/2021 от 15.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 декабря 2021 года

Дело № А56-49731/2021

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 08.11.2021;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-33010/2021 ) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2021 по делу № А56-49731/2021 , рассмотренному в порядке упрощенного производства,  принятое  по заявлению  Некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»

к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу

об оспаривании постановления, представления,

установил:

   Некоммерческая организация «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее – административный орган, Управление)  о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.2020 № Ю78-00-03/24-0746-2020 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде предупреждения;  о признании незаконным представления от 03.09.2020 №Ю78-00-03/26-0669-2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда от 09.08.2021, принятым в виде резолютивной части, оспариваемые постановление и представление признаны незаконными и отменены.  Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 06.09.2021.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества имеется состав правонарушения, установленный частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку Фондом в счете на оплату взносов на капитальный ремонт за май 2020 года  указана недостоверная информация, выраженная в строке «пени – 3,40руб.» и в разделе «справочно».

В судебном заседании представитель Фонда выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, письменный отзыв не представил.

Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  Управлением 26.08.2020 в результате рассмотрения обращения гр. ФИО3, ФИО4 (от 04.06.2020 вх. №23984/Ж-2020) выявлены нарушения Фондом по адресу: <...>, нарушения части 1, 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон №2300-1), а именно:

- до потребителя не доведена необходимая и достоверная информация о начислении пени по оплате взноса на капитальный ремонт.

По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления в отношении Фонда 26.08.2020 составлен протокол №Ю78-00-03-0581-20 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Постановлением Управления от 03.09.2020 № Ю78-00-03/24-0746-2020 Фонд привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.

На основании статьи 29.13 КоАП РФ Управлением также выдано Фонду представление от 03.09.2020 №Ю78-00-03/26-0669-2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением и представлением, Фонд обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии события и состава вмененного Фонду правонарушения, признал незаконным и отменил оспариваемые постановление и представление.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере защиты прав потребителей, касающиеся информирования потребителя, в частности, о предлагаемых товарах и реализуемых услугах и об исполнителе.

Объективную сторону административного правонарушения составляют действия (бездействие) изготовителя (исполнителя, продавца), направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Закона № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.  Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях и условия приобретения товаров (выполнение работ, оказание услуг).

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе,   взнос на капитальный ремонт.

Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах (далее - собственники) обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД.

При этом взносы в соответствии с ЖК РФ расходуются исключительно на выполнение работ (оказание услуг) по капитальному ремонту и без договорных отношений. Фонд осуществляет свои функции безвозмездно для указанных собственников, деятельность Фонда финансируется за счет субсидии, выплачиваемой из бюджета Санкт-Петербурга, а не за счет взносов, уплачиваемых собственниками. Таким образом, обязанность заявителей по уплате взносов возникла на основании норм жилищного законодательства, и не подразумевает заключения между собственником и фондом каких-либо соглашений.

В рассматриваемом случае, Управлением вменено в вину Фонду недоведение до потребителей необходимой и достоверной информации о начислении пени по оплате взноса на капитальный ремонт.

Управление квалифицировало действия Фонда как нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Вместе с тем, учитывая, что Фондом никакие услуги собственникам не оказываются, соглашение между собственниками помещений и фондом отсутствуют, следовательно, правильными являются выводы суда первой инстанции о том, что недоведение до потребителей необходимой и достоверной информации о начислении пени по оплате взноса на капитальный ремонт не образует объективную сторону административного правонарушения, установленного  частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Таким образом, вопреки доводам Управления, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях Фонда состава вмененного правонарушения.

Даже если согласиться с фактом неправомерного начисления Фондом пени, данное деяние в любом случае не образует событие правонарушения по части 1 статьи 14.18 КоАП РФ. Кроме того, данный вопрос может быть рассмотрен в порядке гражданского судопроизводства между собственником помещения и Фондом.

Отсутствие состава правонарушения исключает производство по делу об АП.

При таких обстоятельства суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.

 В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

По смыслу приведенной нормы, представление выдается только в случае привлечения лица к административной ответственности и доказанности всех элементов состава правонарушения. Признание незаконным и отмена постановления о привлечении к административной ответственности влечет, в том числе отмену выданного на основании постановления по делу об административном правонарушении представления.

В связи с чем оспариваемое представление также правомерно признано судом незаконным и отменено.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 06 сентября 2021 года по делу №  А56-49731/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу  - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Л.В. Зотеева