ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
29 апреля 2022 года | Дело № А21-11766/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 11.09.2021
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-3348/2022 ) ООО "Магнит 39" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.12.2021 по делу № А21-11766/2021 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению Центральной акцизной таможни
к ООО "Магнит 39"
о взыскании
установил:
Центральная акцизная таможня (далее – Таможня, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Магнит 39» (далее – Общество, ответчик) о 2 242 500 руб. утилизационного сбора и 44 177 руб. 26 коп. пени.
Решением суда от 24.12.2021 требования Центральной акцизной таможни удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что декларант ввез машину, которая поставлялась в разобранном виде для продажи на запчасти, узлы и агрегаты и не была предназначена для использования, в связи с чем утилизационный сбор за ввоз не должен оплачиваться.
В судебном заседании представитель Таможни просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО «МАГНИТ 39» на Акцизном специализированном таможенном посту (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни по декларации на товары (далее - ДТ) № 10009100/130721/0105141 задекларирован и помещен под процедуру выпуска для внутреннего потребления транспортное средство А/М СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ:АВТОБЕТОНОСМЕСИТЕЛЬ, БЫВШ. В ЭКСПЛУАТАЦИИ, МАРКА: «ASTRAVEICOLI код ТНВЭД ЕАЭС 8705 40 000 5.
По результатам проверки документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товара, Таможней выявлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного товара, определен размер подлежащего уплате утилизационного сбора – 2 242 500 руб.
В связи с этим в адрес Общества направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора от 12.08.2021 исх. № 13-12/21153.
В связи с тем, что утилизационный сбор Обществом в добровольном порядке уплачен не был, Таможня обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, признав требования таможни законными как по праву, так и по размеру, удовлетворил иск в полном объеме.
Выслушав представителя Таможни, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В силу пункта 2 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаны лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данного сбора.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 № 30-П, введение и взимание утилизационного сбора связано прежде всего с необходимостью экономического обеспечения утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
С учетом изложенного и, исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, следует признать, что обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию и не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Закона № 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.02.2016 №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства № 81).
Указанным постановлением утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно положениям пункта 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Разделом II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В соответствии с пунктом 11 указанного раздела, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), необходимый пакет документов, указанный в настоящем пункте.
Документы, предусмотренные пунктом 11 Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
- фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Судом первой инстанции установлено, что ООО «Магнит 39» в установленный срок не представило документы, предусмотренные пунктом 11 Правил и не произвело уплату утилизационного сбора.
Коэффициент для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходной техники, ввезенной Обществом, утвержден постановлением Правительства №81.
В соответствии разделом со сноской «3» к Перечню размер утилизационного сбора на Категории (видов) самоходных машин и прицепов к ним равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.
В соответствии разделом III Перечня размер базовой ставки – 150 000 рублей, коэффициент – 14,95, исходя из этого, Акцизной таможней произведен расчет суммы подлежащего уплате утилизационного сбора – 2 242 500 руб.
В соответствии с положениями пункта 11.1 раздела II Правил пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
В связи с несвоевременной уплатой утилизационного сбора у Общества возникла задолженность по уплате пеней в размере 44 177,26 руб.
Расчет проверен судами двух инстанций, признан верным, контррасчет пени не представлен.
Ссылки Общества на то, что декларант ввез машину, которая поставлялась в разобранном виде для продажи на запчасти, узлы и агрегаты и не была предназначена для использования, в связи с чем утилизационный сбор за ввоз не должен оплачиваться, отклоняются апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Следует учесть, что к товарам, в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор в понятии пункта 6 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, ввезенный Обществом товар не относится.
Оснований полагать, что возникшая у ответчика с момента ввоза самоходной машины в Российскую Федерацию обязанность по уплате утилизационного сбора прекратилась, в том числе в связи с разукомплектованием (демонтажем на запчасти), не имеется, поскольку образовавшиеся в результате разборки запчасти в дальнейшем также подлежат утилизации, то есть оказывают влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, что относится к целям и одной из характеристик, учитываемых при установлении размера утилизационного сбора
На основании изложенного требования Таможни о взыскании с ООО «Магнит 39» утилизационного сбора в заявленном размере, а также пени правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 декабря 2021 года по делу № А21-11766/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Магнит 39» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.И. Протас | |
Судьи | М.И. Денисюк Л.В. Зотеева |