ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
22 декабря 2021 года | Дело № А21-12248/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Будылевой М.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца (заявителя): ФИО2, по доверенности от 05.08.2021;
от ответчика (должника): ФИО3, по доверенности от 29.11.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-33859/2021 ) общества с ограниченной ответственностью «Карьер» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.08.2021 по делу № А21-12248/2020 , принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Карьер»
к Министерству природных ресурсов и экологии по Калининградской области
о признании незаконным отказа в согласовании проектной документации,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Карьер» (далее – ООО «Карьер», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (далее – АПК РФ) к Министерству природных ресурсов и экологии по Калининградской области (далее – Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в согласовании проектной документации, выраженном в письме от 26.08.2020 исх. № 7428-ОС и обязании Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Карьер» путем принятия Министерством проектной документации Общества.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 20.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «Карьер» полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на то, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям пунктов 21, 22 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118, поскольку в отказе отсутствуют основания несоответствия проектной документации условиям пользования недрами и требованиям законодательства.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Министерства просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате переоформления на основании статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) лицензии на право пользования недрами КЛГ 01920 ТЭ, выданной в 2004 году ООО «Карьер Куйбышевский» для добычи песчаногравийного материала на части месторождения «Куйбышевское», ООО «Карьер» выдана лицензия на пользование недрами КЛГ 80042 ТЭ для добычи песчано-гравийного материала на части месторождения «Куйбышевское» в пределах блоков подсчета запасов В-II, С1 -III, C1-VII, C2-IX, С2- Х, C2-XIV, зарегистрированная 28.03.2016 (далее - лицензия); участок недр расположен на территории муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области; срок действия лицензии установлен до 01.01.2033. Приложением № 1 к лицензии является договор об условиях пользования недрами при добыче песчано-гравийного материала на части месторождения «Куйбышевское» в пределах блоков подсчета запасов В-II, Cl-III, Cl-VII, C2-IX, С2-Х, C2-XIV, расположенного на территории муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области, являющийся неотъемлемой составной частью лицензии.
ООО «Карьер» 28.07.2020 (вх. № 10966-ОС) обратилось в Министерство с заявлением (исх. № 33 от 27.07.2020) о согласовании технического проекта разработки месторождения «Куйбышевское» под наименованием «Проект разработки месторождения песчано-гравийного материала и строительных песков Куйбышевское в Гвардейском районе Калининградской области» (далее - технический проект).
По результатам рассмотрения представленного технического проекта Министерство на основании Положения №118 отказало Обществу в согласовании проектной документации «Проект разработки месторождения песчано-гравийного материала и строительных песков Куйбышевское в Гвардейском районе Калининградской области» (письмо от 26.08.2020 № 7428-ОС).
Посчитав отказ в согласовании проектной документации, выраженном в письме от 26.08.2020 исх. № 7428-ОС незаконным ООО «Карьер» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Также ООО «Карьер» просило обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Карьер» путем принятия Министерством проектной документации Общества.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, указав на то, что оспариваемый отказ Министерства, выраженный в письме от 28.07.2020, соответствует требованиям Закона о недрах, Положения №118, прав и законных интересов заявителя не нарушает, поскольку незаконных обязанностей на заявителя не возлагает и не препятствует повторному обращению с соблюдением установленных требований.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В силу статей 198, 201 АПК РФ условиями признания недействительными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон № 2395-1 "О недрах") недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.
На основании части 3 статьи 11 Закона № 2395-1 "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии со статьей 7 Закона № 2395-1 "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Частью первой статьи 23.2 Закона № 2395-1 "О недрах" установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В силу части второй статьи 23.2 Закона № 2395-1 "О недрах" указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
На основании части третьей статьи 23.2 Закона № 2395-1 "О недрах" состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, состав и содержание проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее – Положение №118).
В соответствии с пунктом 3 Положения № 118 подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.
Согласно пункту 12 Положения № 118 в проектную документацию включаются: а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр; в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.
Помимо предусмотренных пунктом 12 Положения N 118 мероприятий и информации в проектную документацию в соответствии с пунктом 13 данного Положения включаются также обоснованные варианты проектных решений. По результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации (пункт 20 Положения № 118).
Как следует из материалов дела, Министерство письмом от 26.08.2020 № 7428-ОС на основании пункта 21 Положения № 118 отказало ООО «Карьер» в согласовании проектной документации посчитав, что представленная ООО «Карьер» проектная документация не соответствует Положению № 118, Требованиям к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья (утверждены Приказом Минприроды России от 25.06.2010 № 218), а также условиям пользования недрами, установленным в выданной ООО «Карьер» лицензии КЛГ 80042 ТЭ на право пользования недрами.
Из пункта 21 Положения № 118 следует, что основаниями для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации являются:
а) несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации;
б) несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (за исключением проектной документации, предусмотренной подпунктами "в" и "г" пункта 13 настоящего Положения);
в) несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 Положения.
Помимо Положения № 118, требования к проектной документации установлены также приказом Минприроды РФ от 25.06.2010 № 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья» и несоблюдение указанных требований является основанием для отказа
в согласовании проектной документации в соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Положения № 118.
Судом первой инстанции установлено, что наименование проекта, так и объем (вид) запасов, указанных в нем, не соответствует предоставленной Обществу лицензии КЛГ 80042 ТЭ и договору об условиях пользования недрами.
В пункте 3 договора об условиях добычи песчано-гравийного материала
на части месторождения «Куйбышевское», являющегося приложением № 1 к лицензии КЛГ 80042 ТЭ, ООО «Карьер» предоставлено право пользования недрами в пределах горного отвода площадью 140,0 га до 2033 года, в то время как Общество указывает площадь в 367,3 га.
Более того, Министерство неоднократно отказывало во внесении изменений
в лицензию в части включения возможности добычи песков. Министерство указывало на то, что согласно распоряжению Минприроды России и Губернатора Калининградскойобласти от 28.05.2010 № 20-р/168-р песчано-гравийный материал (порода) и пески являются разными видами общераспространенных полезных ископаемых по Калининградской области, соответственно, у ООО «Карьер» отсутствует право добычи песка на части месторождения «Куйбышевское».
Также ООО «Карьер» указывалось на необходимость выполнения переоценки запасов установленного лицензией КЛГ 80042 ТЭ полезного ископаемого (ПГМ)
с подсчетом запасов попутного полезного ископаемого (песка) в пределах лицензионного участка, так как работы по переоценке запасов 2004 года были проведены прежним держателем лицензии в нарушение абзаца 2 части 1 пункта 7 лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами КЛГ 01920 ТЭ, выданной ООО «Карьер Куйбышевский», в результате чего не произведен подсчет и не утверждены запасы в пределах предоставленного участка недр площадью 140,00 га, части месторождения «Куйбышевское». ООО «Карьер» необходимо выполнить переоценку запасов, результаты которой представить на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
Изменения/дополнения в лицензию на пользования недрами КЛГ 80042 ТЭ
в части изменения границ в сторону увеличения площади лицензионного участка
с изменением нумерации блоков и объема подсчета запасов, ООО «Карьер» не внесены.
Таким образом, положения проектной документации не соответствуют предоставленной Обществу лицензии в части целевого назначения, площади и объема балансовых запасов полезного ископаемого.
Как правильно отметил суд первой инстанции, в отказе Министерство указало на то, что с даты утверждения запасов (протокол от 24.11.2004 № 5/2004) в границах оконтуренных геологических блоках служащих для проектирования горнодобывающего предприятия прошло 16 лет. За этот период изменилась производственная и социальная инфраструктура района месторождения, поселок Куйбышевский расширил свои граница, в границах подсчета запасов образовались кладбища, дороги, вышки связи. С учетом данных изменений проектировщик рекомендовал внести изменения в утвержденные в 2004 года запасы песчано-гравийного материала и строительных песков месторождения «Куйбышевское», однако указанные рекомендации Обществом не выполнены.
Судом обоснованно сделан вывод о том, что представленное Обществом заключение специалиста от 07.04.2021, подготовленное ООО «Центр производства предварительных исследований и судебных экспертиз» не может быть принято
в качестве допустимого доказательства.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как указано в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ
от 27.06.2017 № 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом», заключение эксперта не признается относимым и допустимым доказательством, если оно представляет собой анализ отношений сторон и представленных по делу доказательств.
Представленное Обществом заключение является правовой оценкой отказа Министерства и не является заключением специалиста по смыслу статьи 87.1 АПК РФ и иным документом по смыслу статьи 89 АПК РФ, так как выполнено лицом,
не обладающими теоретическими и практическими познаниями в сфере горного дела и недропользования, и в частности, в сфере подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Как было указано выше, требование о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) может быть удовлетворено судом лишь в случае одновременного наличия двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив доказательства в совокупности, с учетом приведенной выше позиции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку отказ Министерства, выраженный в письме от 28.07.2020, соответствует требованиям Закона о недрах, Положения №118, прав и законных интересов заявителя не нарушает, незаконных обязанностей на заявителя не возлагает и не препятствует повторному обращению с соблюдением установленных требований.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы. Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.08.2021 по делу № А21-12248/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.В. Фуркало | |
Судьи | М.В. Будылева А.Б. Семенова |