ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-339/14 от 05.03.2014 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 марта 2014 года

Дело №А21-6796/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2014 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Шульги Л.А.

судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.

при участии:

от заявителя: Грудачев А.А. по доверенности от 14.10.2013

от заинтересованного лица: Петров О.И. по доверенности от 09.01.2014; Уткина А.А. по доверенности от 26.02.2014; Шпакова И.Э. по доверенности от 17.12.2013

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-339/2014) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.11.2013 по делу № А21-6796/20133 (судья Мялкина А.В.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроторг"

к Калининградской областной таможне

об оспаривании решения и требования таможни

установил  :

общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ОГРН 1063905024985; 236022, Калининградская область, г. Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, д. 17Б; далее - заявитель, общество, ООО "Агроторг") обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Калининградской областной таможни (ОГРН 1083925999992; 236006, г. Калининград, Гвардейский пр-кт, д. 30; далее – заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) по результатам таможенной проверки от 25.06.2013 N 10226000/400/250613/Т0022/1 и требования Калининградской областной таможни об уплате таможенных платежей от 02 июля 2013 года N 10226000/020713/0000142.

Решением суда от 08.11.2013 требования общества полностью удовлетворены.

Таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.11.2013, и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган заявил, что представленный декларантом товаров сертификат по форме СТ-1 по своей правовой природе и специфике регулируемых правоотношений отличается от сертификата происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке на территории ОЭЗ в Калининградской области, в связи с чем указывает, что решение таможни об отказе в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорт по ДТ №№ 10226040/060711/0001920, 10226040/060711/0001921, принятое в связи с отсутствием у заявителя сертификата происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке на территории ОЭЗ в Калининградской области, является обоснованным.

В судебном заседании представитель таможни доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что обществом к таможенному оформлению в соответствии с таможенной процедурой реимпорта по ДТ NN 10226040/060711/0001920, 10226040/060711/0001921 в целях вывоза в Республику Беларусь без уплаты сумм таможенных пошлин, налогов представлен товар "полиэтилентерефталат", как изготовленный (полученный) в свободной экономической зоне с использованием иностранных товаров.

В подтверждение статуса спорных товаров общество представило таможенному органу сертификаты о происхождении товара формы СТ-1 от 04.07.2011 NN RUBY1003000899, RUBY1003000900, подтверждающие, что указанные товары соответствуют критериям достаточной переработки, установленным Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденным решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 "О правилах определения страны происхождения товаров", что отражено в акте проверки и обжалуемом решении.

На основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможня осуществила камеральную таможенную проверку соблюдения условий помещения товаров ("полиэтилентерефталат"), задекларированных в соответствии с таможенной процедурой реимпорт с особенностью перемещения товаров "товары, изготовленные (полученные) в СЭЗ с использованием иностранных товаров" с освобождением от уплаты таможенных пошлин.

По результатам проверки составлен акт проверки N 10226000/400/250613/А0022.

В акте таможня сделала вывод о том, что до 07.01.2012, то есть до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 409-ФЗ) и до начала применения Решения комиссии таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 437 "О форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товарам таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром таможенного союза" (далее – Решение № 437), общество должно было руководствоваться статьей 23 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), который обязывал общество представлять документ, подтверждающий статус товара Таможенного союза, каковым в силу части 3 статьи 24 Закона N 16-ФЗ являлся сертификат происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке на территории ОЭЗ в Калининградской области.

На основании акта проверки таможня приняла решение N 10226000/400/250613/Т0022/1 об отказе в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров ("полиэтилентерефталат"), помещенных под таможенную процедуру реимпорт по ДТ NN 10226040/060711/0001920, 10226040/060711/0001921 в связи с отсутствием у ООО "Агроторг" как лица, соответствующего условиям, установленным статьи 23 Закона N 16-ФЗ, документа установленной формы, то есть в связи с отсутствием сертификата происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке на территории особой экономической зоны в Калининградской области согласно положениям статьи 80 ТК ТС, положениям части 3 статьи 24 Закона N 16-ФЗ.

На основании данного решения в адрес общества выставлено требование об уплате таможенных платежей от 02.07.13 N 10226000/020713/0000142.

Не согласившись с законностью решения и требования таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что факт предоставления ООО "Агроторг" в таможню сертификатов формы СТ-1, подтверждает право общества на освобождение от уплаты таможенных пошлин.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 1 "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле" (заключено в г. Москве 13.11.1992 и опубликовано в "Бюллетень международных договоров", № 3, 1994), действовавшим на момент декларирования заявителем спорного товара, договаривающиеся стороны (Россия и Беларусь) не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие на экспорт и (или) импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории другой договаривающейся стороны.

В силу пункта 1 статьи 3 Соглашения стран СНГ от 15.04.1994 "О создании зоны свободной торговли", действовавшего на момент декларирования заявителем спорного товара, договаривающиеся стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из договорившихся сторон и предназначенных для таможенной территории других договаривающихся сторон.

Из пункта 5.1 "Правил определения страны происхождения товаров", принятых Соглашением Правительств государств – участников стран СНГ от 20.11.2009, во исполнение Соглашения от 1994, следует, что товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств – участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также, если товар ввозится на основании договора/контракта между резидентом одного из государств – участников Соглашения и резидентом другого государства – участника Соглашения с таможенной территории одного государства – участника Соглашения и ввозится на таможенную территорию другого государства – участника Соглашения либо не покидает территорий государств – участников Соглашения.

Пунктом 6.1 названных Правил предусмотрено, что для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве – участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам оригинала сертификата формы СТ-1, бланк которого представлен в приложении 2 к Правилам, или декларации о происхождении товара.

Как правильно указал суд первой инстанции, функцией сертификата СТ-1 является подтверждение страны происхождения товара для целей освобождения его от таможенных платежей и ввоза в режиме зоны свободной торговли, применяемом странами СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Согласно части 3 статьи 23 Закона № 16-ФЗ (действовавшей в рассматриваемый период) при вывозе с территории ОЭЗ продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если выполняются условия, установленные статьей 24 названного закона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона № 16-ФЗ (действовавшей в рассматриваемый период) выполнение условий, когда товары считаются подвергнутыми достаточной переработке, подтверждается соответствующим сертификатом.

Постановлением Правительства РФ от 30.03.2006 № 171 утверждены Правила применения критериев достаточной переработки и выдачи соответствующих сертификатов в отношении продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области" в пункте 5 которых установлено, что документом, подтверждающим соответствие товара критериям достаточной переработки, определяемым в соответствии с Правилами, является сертификат происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке на территории Особой экономической зоны, форма которого приведена в приложении.

Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, функцией сертификата о достаточной переработке в ОЭЗ КО является подтверждение происхождения товара для целей его беспошлинного вывоза и являющегося продуктом переработки в режиме свободной таможенной зоны, следовательно, сертификаты формы СТ-1 и сертификат о достаточной переработке в особой экономической зоне в Калининградской области являются инструментом регулирования сходных правоотношений и выполняют одну и ту же функцию - устанавливают происхождение товара по критериям достаточной переработки и предоставляют декларанту одинаковый объем прав: освобождение от уплаты вывозных и ввозных таможенных пошлин.

При таких обстоятельствах, довод подателя жалобы о том, что представленный обществом сертификат по форме СТ-1 не предоставляет право на освобождение от уплаты таможенных, поскольку по своей правовой природе и специфике регулируемых правоотношений отличается от сертификата происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке на территории ОЭЗ в Калининградской области является не обоснованным.

Факт того, что товар по спорным декларациям соответствует критериям достаточной переработке, установленным Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000, которые предусматривают выдачу в качестве подтверждения происхождения товара сертификата о происхождении товара формы СТ-1, таможенный орган указал в Акте проверки, основываясь на акте экспертизы Калининградской торгово-промышленной палаты от 20.06.2011 № 003-5535-11.

Из материалов дела следует, что заявителем экспертизы происхождения товаров и оформления сертификата в Калининградской ТПП был грузополучатель данных партий товара и их производитель – ЗАО "Алко-Нафта", которое внесено в реестр и является резидентом ОЭЗ Калининградской области и на которое согласно части 4 статьи 23 Закона № 16 не распространяются положения главы 8 этого закона, в том числе о подтверждении товара согласно статьям 23-24 Закона № 16.

В акте проверки таможня указала, что предоставление при совершении таможенных операций с товарами по ДТ NN 10226040/060711/0001920, 10226040/060711/0001921 сертификата о происхождении товара формы СТ-1 правомерно в отношении ЗАО "Алко-Нафта".

Выданными Калининградской ТПП по заявлению ЗАО "Алко-Нафта" сертификатами, подтверждающими их происхождение, товару присвоен статус товара СТЗ.

Таким образом, общество, являясь экспортером товара по названным ДТ, не было заявителем на выдачу сертификатов, а приобрело товар у продавца ЗАО "Алко-Нафта" уже как товар СТЗ с сертификатами формы СТ-1.

Поскольку общество приобрело и представило к декларированию товар, обладающий статусом товара СТЗ к нему, как правильно указал суд первой инстанции, не могут быть применимы требования статьи 24 Закона № 16, невыполнение которых вменяется обществу таможенным органом таможенным органом.

Данный порядок предоставления сертификатов согласуется и с разъяснениями в Письме ФТС РФ от 28.07.2010 № 01-11/36838 "О порядке подтверждения статуса товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны" (далее – письмо ФТС от 28.07.2010) о том, что предоставление в таможенные органы в указанный период сертификата о достаточной переработке в ОЭЗ КО зависит от того, каким лицом произведен товар: в отношении товаров, произведенных лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 1 апреля 2006 года осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 26.01.1996 № 13 –ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", - предоставляется сертификат о достаточной переработке в ОЭЗ КО, подтверждающий, что указанные товары соответствуют критериям достаточной переработки, установленным статьей 24 Закона № 16; в отношении товаров, произведенных резидентами ОЭЗ в Калининградской области, - сертификат СТ-1, подтверждающий, что указанные товары соответствуют критериям достаточной переработки, установленным Правилами определения страны происхождения товаров.

18 июня 2010 года Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан подписано Соглашение "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры "свободной таможенной зоны".

Статьей 27 Соглашения предусмотрено, что оно подлежит ратификации и временно применяется с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона 101 от 16.06.1995 "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 30 названного Закона, вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также в Бюллетене международных договоров.

Официальным опубликованием международного договора Российской Федерации и официального сообщения о прекращении действия международного договора является их опубликование в Собрании законодательства Российской Федерации, а также в Бюллетене международных договоров (статья 30 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").

По состоянию на июнь 2011 года (момент осуществления ООО "Агроторг" действий по декларированию товара) Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь от 18.06 2010 ратифицировано со стороны Российской Федерации не было.

По состоянию на ноябрь 2011 года Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 г. официально не было опубликовано.

Данное соглашение было опубликовано в июле 2012 года в Бюллетене международных договоров N 7.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 8-П разъяснено, что непосредственной реализации на территории Российской Федерации положений временно применяемого международного договора Российской Федерации, устанавливающего при этом иные правила, чем предусмотренные законом, в обязательном порядке должно предшествовать его официальное опубликование.

Временно применяемые международные договоры подлежат опубликованию (обнародованию) в официальном порядке, как и международные договоры, вступившие в силу.

Руководствуясь данным постановлением, таможня и приняла оспариваемые решение и требование.

Пунктом 3 статьи 23 Соглашения "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры "свободной таможенной зоны" от 18.06.2010 (далее - Соглашение) установлено, что до вступления в силу решений Комиссии таможенного союза, предусмотренных статьей 19 указанного Соглашения в целях признания товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товарами Таможенного союза применяются критерии достаточной переработки, установленные в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза, При этом товары, происхождение которых из государств-члена Таможенного союза подтверждено сертификатом о происхождении товара формы СТ-1, сертификатом происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, для Российской Федерации, признаются товарами Таможенного союза.

Актом проверки, решением зафиксирован факт представления ООО "Агроторг" в таможню сертификатов СТ-1.

Как правильно указал суд первой инстанции, обоюдное применение таможенным органом и обществом Соглашения от 18.06.2010 не устанавливало для декларанта иные правила, чем предусмотренные предыдущим международным договором, более того, обоюдное применение сторонами Соглашения не приводило к ухудшению положения декларанта посредством возложения на него дополнительных обязательств и санкций за их неисполнение.

Принимая во внимание, что подателем жалобы не представлено доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, нарушения норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не допущено, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта у апелляционного суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 08 ноября 2013 года по делу № А21-6796/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А. Шульга

Судьи

Л.В. Зотеева

А.Б.Семенова