ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-34082/20 от 16.06.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

784/2021-36832(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., 

Журавлевой О.Р.,

рассмотрев 16.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Министерства труда и социального развития Мурманской области на  решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2020 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021  по делу № А42-12/2020, 

у с т а н о в и л:

Министерство труда и социального развития Мурманской области, адрес:  183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 46, лит. А, ОГРН 1115190002146, 

ИНН 5190928241 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд  Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК  РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «БелАр», адрес:  183039, г. Мурманск, Рогозерская ул., д. 30, ОГРН 1135190002903, 

ИНН 5190018323 (далее - Общество), 261 192 руб. 23 коп. средств субсидии.

Решением суда первой инстанции от 08.10.2020, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 25.01.2021, в  удовлетворении исковых требований Министерству отказано. 

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное  применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального  права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам  дела, просит отменить решение от 08.10.2020 и постановление от 25.01.2021 и  направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской  области. 

По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций,  неполно исследовав обстоятельства дела, не дали надлежащей оценки всем  доводам и представленным доказательствам истца. Министерство указывает,  что по соглашениям с Обществом ему из областного бюджета предоставлялись  субсидии исключительно на возмещение затрат, связанных с предоставлением  получателям в 2018 году социальных услуг, предусмотренных индивидуальной  программой, выданной в установленном порядке, имеющей целевой характер,  которые не должны покрывать расходы Общества, связанные с иными видами  его деятельности. Министерство считает, что в представленных Обществом  отчетах об использовании субсидии отражена недостоверная и документально  не подтвержденная информация о фактических затратах в проверяемый  период, в том числе информация в части выплаты заработной платы,  начислений на выплаты по оплате труда, расходов будущих периодов, 


связанных с проведением медицинских осмотров сотрудников, а также о  затратах по оплате услуг связи. 

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые  судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения,  считая приведенные в ней доводы несостоятельными. 

Определением суда кассационной инстанции от 19.05.2021 в порядке  статьи 158 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на  16.06.2021 на 11 час. 00 мин. 

Определением председателя судебного состава от 15.06.2021 в  соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ранее участвовавшая в  рассмотрении кассационной жалобы судья Александрова Е.Н. в связи с  нахождением в очередном отпуске заменена на судью Журавлеву О.Р. 

В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство по  кассационной жалобе осуществлено с самого начала. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и  месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не  направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является  препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела, в период с 05.08.2019 по 15.08.2019 на  основании приказа от 30.07.2019 № 364 Министерством проведена проверка  соблюдения Обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии, в  ходе которой осуществлена проверка достоверности сведений о затратах,  связанных с предоставлением получателю социальных услуг, предусмотренных  индивидуальной программой, и предъявленных к возмещению фактических  затрат за 2018 год. 

В ходе проверки установлено, что средства субсидий выплачивались  Обществу в 2018 - 2019 годах на основании ряда соглашений о предоставлении  из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением  государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю,  физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат  (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров,  выполнением работ, оказанием услуг: 

- от 28.03.2018 № 09-06/165 в размере 126 979 руб. 41 коп.,  - от 23.04.2018 № 09-06/186 в размере 134 197 руб. 56 коп.,  - от 17.05.2018 № 09-06/207 в размере 134 347 руб. 78 коп.,  - от 26.06.2018 № 09-06/276 в размере 131 582 руб. 41 коп.,  - от 25.07.2018 № 09-06/303 в размере 137 020 руб. 50 коп.,  - от 18.09.2018 № 09-06/345 в размере 140 928 руб. 12 коп.,  - от 25.10.2018 № 09-06/416 в размере 147 552 руб. 87 коп.,  - от 17.12.2018 № 09-06/510 в размере 149 201 руб. 87 коп.,  - от 29.01.2019 № 09-06/62 в размере 149 201 руб. 87 коп. 

В целях подтверждения затрат Обществом представлены, в частности  документы по оплате труда, услуг связи, банка, по проведению  предварительных и периодических медицинских осмотров, по приобретению  материалов. 

Между тем Министерством выявлено, что затраты в полном объеме  Обществом не подтверждены, поскольку среди прочих документов  представлены платежные ведомости по выплате заработной платы, начисление  которой в бухгалтерском учете не отражено, а затраты на услуги связи  произведены за пределами действия соглашений. 


В требовании от 19.08.2019 № 09-06/6191-см (том 1 л.д. 76-77)  Министерство, указывая на нарушение Обществом положений пункта 12  постановления Правительства Мурманской области от 05.12.2014 № 615-ПП  «Об утверждении порядка определения размера и выплаты компенсации  поставщикам социальных услуг в Мурманской области», пунктов 4.3.4  заключенных соглашений о предоставлении субсидии из областного бюджета,  потребовало возвратить средства субсидии в размере 261 192 руб. 23 коп. в 10- дневный срок. 

Письмом от 10.09.2019 № 05/СУ-19 (том 1 л.д. 79) Общество направило в  Министерство дополнительные документы в подтверждение обоснованности  расходования средств субсидий на оплату труда. 

Министерство, указывая на оставление без удовлетворения ответчиком  требования от 19.08.2019 № 09-06/6191-см и повторно направленного  требования от 10.10.2019 № 09-06/7367-см (том 1 л.д. 100-102), обратилось в  арбитражный суд с иском о взыскании с Общества ранее выплаченных субсидий  в общей сумме 261 192 руб. 23 коп. 

Суды первой и апелляционной инстанций отказали Министерству в  удовлетворении иска. 

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы  кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и  апелляционной инстанций норм материального и процессуального права,  приходит к следующим выводам. 

Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)  предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в том  числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий  государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным  предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. 

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется  статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим  лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным)  учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -  производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и  безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов  в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием  услуг. 

Из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов  территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и  порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете  субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о  бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и  принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти  субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ). 

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в  соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с  учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской  Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного  законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон,  вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское  законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено  Бюджетным кодексом Российской Федерации. 


Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты,  муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления  субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок  возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий,  не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных  соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об  обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных  средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного  (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка  предоставления субсидий их получателями. 

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения  получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий,  установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в  порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными  правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8  данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы  Российской Федерации. 

Пунктом 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об  основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»  предусмотрено, что если гражданин получает социальные услуги,  предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков  социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг  субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении  государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных  услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые  определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской  Федерации. 

Постановлением Правительства Мурманской области от 05.12.2014

 № 615-ПП утвержден Порядок определения размера и выплаты компенсации  поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков  социальных услуг Мурманской области, но не участвуют в выполнении  государственного задания (заказа) (далее - Порядок). 

Исходя из положений указанного постановления, в том числе пунктов 15 и  20, следует, что основанием для возврата субсидии в областной бюджет  является выявление факта нарушения условий предоставления субсидии. 

Согласно пункту 7 Порядка условиями предоставления субсидии являются: 

- включение поставщика в реестр поставщиков социальных услуг  Мурманской области; 

- предоставление поставщиком социальных услуг в соответствии с  индивидуальной программой, которая составляется и подписывается в порядке,  установленном законодательством Мурманской области, и договором о  предоставлении социальных услуг, заключенным с получателем социальных  услуг или его законным представителем (договор); 

- предоставление поставщиком социальных услуг, не предусмотренных  государственным заданием (заказом); 

- согласие поставщика социальных услуг на осуществление Министерством  и органами государственного финансового контроля Мурманской области  проверок соблюдения поставщиком условий, целей и порядка предоставления  субсидий; 

- предоставление поставщиком сведений о получателях социальных услуг  в Региональный регистр получателей социальных услуг (Региональный регистр),  соблюдение установленных сроков предоставления сегментов Регионального 


регистра. 

Пунктом 8 указанного Порядка определен перечень требований к  поставщикам социальных услуг, претендующих на получение субсидии, на  первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется  заключение соглашения о предоставлении субсидии. 

В пункте 10 Порядка для целей получения субсидии предусмотрено  предоставление поставщиком социальных услуг, помимо заявления о  предоставлении субсидии из областного бюджета, отчета о его фактических  затратах на предоставление социальных услуг, предусмотренных  индивидуальной программой. 

Из материалов дела судами установлено, что в период 2018 - 2019 годы  Общество отвечало всем условиям и требованиям, обусловленным Порядком, в  связи с чем с ним Министерством заключены соглашения о предоставлении  субсидий в целях возмещения затрат, связанных с предоставлением  получателю социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой. 

Пунктом 4.1.4 соглашений предусматривалось, что в случае установления  главным распорядителем средств областного бюджета или получения от органа  государственного финансового контроля Мурманской области информации о  факте (-ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления  субсидии, предусмотренных Порядком и соглашениями, в том числе указания в  документах, представленных получателем в соответствии с соглашениями  недостоверных сведений, получателю направляется требование об  обеспечении возврата субсидии в областной бюджет в размере и в сроки,  определенные в требовании. 

Согласно пункту 4.3.3 названных соглашений в случае получения от  главного распорядителя средств областного бюджета требования в  соответствии с пунктом 4.1.4 соглашений получатель обязан устранить факты  нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки,  определенные в требовании, и возвратить в областной бюджет средства  субсидии в размере и в сроки, определенные в указанном требовании. 

Обязанность получателя субсидии обеспечивать полноту и достоверность  сведений, предоставляемых главному распорядителю средств областного  бюджета в соответствии с соглашениями, определена в пункте 4.3.4 данных  соглашений. 

Отказывая Министерству в удовлетворении иска о возврате Обществом  части выплаченной субсидии в связи с предоставлением недостоверных  сведений, суды исходили из того, что истцом при проведении в соответствии с  пунктом 12 Порядка проверки документов, представленных Обществом для  получения субсидии, решение об отказе в предоставлении субсидии не  принималось, представленные Обществом документы на доработку не  возвращались, недостоверность представленных получателем субсидии  документов не устанавливалась, конкретного перечня документов соглашения  не предусматривали, понесенные Обществом расходы, включая арендную  плату, значительно превышали сумму субсидий. 

Между тем судами необоснованно не учтено, что формальное соответствие  Общества условиям и требованиям Порядка на момент предоставления  субсидий не лишает Министерство права на осуществление контроля за  достоверностью представляемых получателем сведений путем проведения  плановых и (или) внеплановых проверок на основании документов,  представляемых получателем по запросу главного распорядителя средств  областного бюджета, что следует из пунктов 4.1.3 и 4.3.2 соглашений и  соответствует пункту 3 статьи 78 БК РФ и пункту 19 Порядка. 


В рассматриваемом случае именно в ходе плановой проверки  Министерством на основании представленных Обществом в соответствии с  пунктом 4.3.2 соглашений документов выявлено излишнее предъявление  ответчиком в 2018 году затрат на предоставление социальных услуг при  выделении субсидий в сумме 261 192 руб. 23 коп., которые основывались на  недостоверных документах. 

Так Министерством в ходе плановой проверки установлено, что Обществом  представлены документы, свидетельствующие о затратах по оплате труда, в  которых не подтверждены начисления по отдельным выплатам, допущены  переплаты по заработной плате, а некоторым работникам, напротив,  заработная плата выплачена не в полном объеме; в завышенном размере  производилось начисление и уплата налога на доходы физических лиц и  страховых взносов с заработной платы; затраты на услуги связи произведены  за пределами действия соглашений; представлены документы по затратам,  связанным с проведением предварительных и периодических медицинских  осмотров, не относящиеся к проверяемому периоду. 

Выводы Министерства, изложенные в соответствующем Заключении (том 1  л.д. 43-58), Обществом по существу не опровергались, что следует из его  письма от 10.09.2019 № 05/СУ-19 (том 1 л.д. 79). С указанным письмом ответчик  после проведения проверки и выставления ему требования от 19.08.2019 

 № 09-06/6191-см о частичном возврате субсидии представил истцу приказы по  личному составу, дополнительные соглашения к трудовым договорам, которые,  по его мнению, дополнительно подтверждали его расходы на оплату труда в  2018 году. В этой связи Общество просило пересмотреть требование.  Оставшуюся сумму излишне полученной субсидии ответчик обязывался  возвратить в бюджет на предоставленные реквизиты. 

Поскольку пункт 20 Порядка и пункт 4.3 соглашений не предусматривали  возможность пересмотра Министерством требования об обеспечении возврата  субсидии в областной бюджет по результатам проверки, Министерство  обоснованно не приняло во внимание дополнительно предоставленные  Обществом документы, а письмом от 10.10.2019 № 09-06/7367-см подтвердило  обязанность ответчика возвратить в бюджет 261 192 руб. 23 коп. 

Кроме того, приняв во внимание ссылку Общества на наличие у него в 2018  году расходов на коммунальные услуги и арендную плату, которые превышают  сумму субсидии, суды не проверили, предъявлялись ли ответчиком указанные  расходы в отчетах проверяемого периода к возмещению за счет средств  субсидии в составе фактических затрат на предоставление социальных услуг,  предусмотренных индивидуальной программой. 

Как следует из письма Министерства от 10.10.2019 № 09-06/7367-см (том 1  л.д.100-102), Общество такие расходы к возмещению в отчетах в 2018 году не  предъявляло и заключенными в это период соглашениями предоставление  субсидии на эти цели не предусматривалось. 

Приведенные выше обстоятельства, имеющие существенное значение для  дела, судами не исследовались и не получили их правовой оценки. 

Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемых  судебных актах в нарушение статьи 71 АПК РФ основываются на неполно  исследованных доказательствах и неправильно установленных в связи с этим  фактических обстоятельствах, принятые по делу судебные акты на основании  пункта 3 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене с  направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

При новом рассмотрении дела суду надлежит на основании полного и  всестороннего исследования материалов дела, установить имеющие значение 


для дела фактические обстоятельства и при правильном применении норм  материального и процессуального права принять по делу законное и  обоснованное решение. 

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1  статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2020 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021  по делу № А42-12/2020 отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской  области. 

Председательствующий Л.И. Корабухина 

Судьи Е.С. Васильева

О.Р. Журавлева