ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-34288/2021 от 30.11.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

01 декабря 2021 года

Дело № А56-41003/2021

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,

судей С.М. Кротова, М.А. Ракчеевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Ю. Рудько,

рассмотрев в судебном заседании при участии:

от Общества представитель не явился,

от Комитета представитель не явился,

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бородинское торфопредприятие» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2021 по делу № А56-41003/2021
(судья Н.А. Бугорская), принятое по иску:

Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А; ОГРН <***>, ИНН <***>);

к обществу с ограниченной ответственностью «Бородинское торфопредприятие» (188800, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

о расторжении договора аренды лесного участка,

установил:

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее – суд первой инстанции) с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Бородинское торфопредприятие» (далее – Общество) о расторжении договора аренды лесного участка.

Решением от 25.08.2021 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал установленными, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить решение.

В обоснование жалобы ее податель указывает, что предусмотренная спорным договором обязанность Общества по предоставлению проекта освоения лесов Обществом исполнена, для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

В возражениях на апелляционную жалобу Комитет просит оставить обжалуемое решение без изменения, указывает, что проект освоения лесов в отношении спорного участка в Комитет не представлен, положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов Обществом не получено.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) 15.06.2011 заключен договор аренды № 105/Т-2011-06 (далее - Договор) части лесного участка Северо-Западного лесничества площадью 45,9 га, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Краснокольское участковое лесничество, квартал 44 (выдел 38), квартал 50 (выделы 6, 9), квартал 51 (выделы 1, 3) (далее - Участок), для разработки месторождения «Соккала».

Договор действует с момента государственной регистрации до 31.12.2025 (пункт 31 Договора).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 19 Договора арендатор обязан использовать Участок по назначению в соответствии лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Договором.

Обязанность арендатора по разработке проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы до начала использования Участка установлена подпунктом «в» пункта 19 Договора.

Согласно пункту 29 Договора непредставление арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы является основанием для расторжения Договора.

Ранее Комитет обращался в арбитражный суд с иском к правопредшественнику ответчика - публичному акционерному обществу «Бородинское торфопредприятие», созданному в свою очередь на базе имущества общества с ограниченной ответственностью «Бородинское торфопредприятие» (ИНН <***>) (замещение активов), об обязании в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, разработать проект освоения лесов в отношении Участка, предоставленного по Договору, и получить на него положительное заключение государственной экспертизы.

В удовлетворении названного иска Комитету отказано вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2020 по делу № А56-49383/2020 в связи с выбором Комитетом ненадлежащего способа защиты.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательства по представлению проекта освоения лесов в отношении Участка, Комитет 05.04.2021 направил Обществу претензию от 05.04.2021 с предложением о расторжении Договора, а впоследствии обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.

В отсутствие доказательств предоставления Обществом проекта освоения лесов в Комитет в установленном порядке суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Отношения, возникающие в связи с использованием лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых регулируются Лесным кодексом Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 43 ЛК РФ для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду.

Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 43 ЛК РФ).

В соответствии со статьей 43 ЛК РФ Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработаны Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (далее - Правила).

Согласно пункту 8 Правил использование лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом лесничества.

Обязанность лиц, использующих леса в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, по составлению проекта освоения лесов закреплена также подпунктом «б» пункта 21 Правил.

Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов в силу положений пункта 2 статьи 24 ЛК РФ является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 ЛК РФ состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов на момент заключения Договора утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.05.2007 № 125.

Согласно пунктам 2, 9, 14 указанного порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со статьей 89 ЛК РФ; экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления; заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным; срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

Обществом в материалы дела представлен проект № 2773-ПОЛ освоения лесов в отношении Участка, на который, как указывает Общество,  получено положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Комитета от 14.06.2012 № 466, проект представлен в Комитет в установленном порядке.

На момент утверждения заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов действовали приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2010 № 32 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее – Приказ № 32) и приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (далее – Порядок № 545).

Пунктом 3 Порядка № 545 предусмотрено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

При этом, срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов (пункт 14 Порядка № 545).

Приказом № 32, утратившим силу с 01.08.2012, был утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, согласно которому проект освоения лесов разрабатывается на период 10 лет для заготовки древесины и до 10 лет - для остальных видов использования лесов, но не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) (пункт 28).

Срок действия представленного Обществом в материалы дела проекта № 2773-ПОЛ освоения лесов в отношении Участка ограничен 2018 годом, до окончания срока действия Лесохозяйственного регламента Северо-Западного лесничества (пункт 2.11 проекта).

Лесохозяйственный регламент Северо-Западного лесничества, в период действия которого Обществом осуществлялась разработка и прохождение государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении Участка, был ограничен сроком по 2018 год, указанный проект освоения лесов утратил силу с 2019 года в связи с утверждением приказом Комитета от 01.11.2018 № 22 Лесохозяйственного регламента Северо-Западного лесничества на период с 10.11.2018 по 09.11.2028.

Следовательно, срок действия проекта освоения лесов по Договору истек.

Доказательств согласования проекта освоения лесов в соответствии с приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (внесения изменений согласно пункту 33 данного приказа) Обществом не представлено, следовательно, к ответчику не могли быть применены положения данного приказа относительно срока действия проекта освоения лесов.

Поскольку, вопреки доводам Общества, срок действия проекта освоения лесов истек, отсутствие проекта освоения лесов является основанием для расторжения договора аренды лесного участка.

Общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило надлежащих доказательств, подтверждающих своевременное принятие мер по выполнению мероприятий, направленных на разработку проекта освоения лесов и получение положительного заключения экспертизы.

При таких обстоятельствах, Комитет обоснованно заявил требование о расторжении Договора

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного акта.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на подателя жалобы.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2021 по делу № А56-41003/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

С.В. Изотова

Судьи

С.М. Кротов

 М.А. Ракчеева