ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-34412/2021 от 09.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 декабря 2021 года

Дело № А56-22441/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 05.07.2021

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 25.06.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-34412/2021 )  ООО "АКСЕОМА" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2021 по делу № А56-22441/2021 (судья Селезнева О.А.), принятое

по заявлению  ООО "АКСЕОМА"

к Комитету экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области

об оспаривании распоряжения, уведомления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Аксеома» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (далее – Комитет, административный орган), содержащим следующие требования (с учетом уточнений):

 - об оспаривании распоряжения от 11.12.2020 № 02.1-01/6476/1270 об отказе в переоформлении лицензии;

- об оспаривании уведомления от 11.12.2020 № 14И-8696/2020 об отказе в выдаче лицензии;

- об оспаривании изложенного в Распоряжении и Уведомлении решения об отказе в выдаче лицензии;

- об обязании Комитета устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем незамедлительной выдачи Обществу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции;

- об обязании Комитета сообщить суду об исполнении решения по настоящему делу.

Решением суда от 19.09.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции неверно истолковал положения  статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, ссылается на то, что учреждения, на которые ссылается Комитет, не являются образовательными.

Судом отказано Обществу в приобщении к материалам дела дополнительных документов, не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции. 

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Комитета просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество 13.10.2020 обратилось в Комитет с заявкой № 6476 о выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

В приложении к заявлению в перечне мест нахождения обособленных подразделений, в которых ООО «Аксеома» планирует осуществлять розничную продажу алкогольной продукции, было заявлено место осуществления лицензируемой деятельности по адресу: <...>, пом. 84-Н (далее - Объект).

11.12.2020 по результатам рассмотрения заявления ООО «Аксеома» заместителем председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области было принято решение об отказе в выдаче ООО «Аксеома» (Заявителю) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (Распоряжение №02.1-01/6476/1270 от 11.12.2020), о чем было направлено Уведомление об отказе в выдаче лицензии № 14И-8696/2020 от 11.12.2020.

Не согласившись с указанными распоряжением и уведомлением, Общество оспорило их в арбитражном суде.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.

  Правоотношения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Закон N 171-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрена выдача лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ, выдача лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 2.6 Положения о Комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 21.04.2014 № 144, Комитет осуществляет лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ и административным регламентом предоставления Комитетом государственной услуги выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Ленинградской области, утвержденным приказом Комитета от 25.12.2017 № 46 (далее - Административный регламент) в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.

Как установлено пунктом 4. статьи 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ, предметом документарной и (или) внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ.

Согласно пункту 3.1.3.3 Административного регламента предметом документарной и(или) внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 16, 19 Федерального закона № 171-ФЗ. Документарная проверка документов представляет собой проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, представленных соискателем лицензии, а также сами сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки их соответствия лицензионным требованиям и условиям.

В соответствии с принятым постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля» в период в 2020 году со дня вступления в силу указанного правового акта внеплановые выездные проверки соискателей лицензии, лицензиатов, представивших заявление о выдаче (переоформлении) лицензии Комитетом не осуществлялись.

В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях вотношении разрешительной деятельности в 2020 году выездные проверки соискателей лицензии, лицензиатов, проведение которых являлось обязательным в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также выездные проверочные мероприятия, необходимые для получения, переоформления, продления действия разрешений, проводились посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи (редакция, действующая в период рассмотрения заявления ООО «Аксеома»).

При рассмотрении заявления о переоформлении лицензии в отношении ООО «Аксеома» проводилась документарная проверка, в рамках которой был осуществлен анализ документов и сведений, представленных ООО «Аксеома», постановления администрации Всеволожского муниципального района от 21.02.2019 № 365 «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям (учреждениям) и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области» (далее - постановление № 365).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона.

Абзацем первым, вторым подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются на территориях, прилегающих:

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних.

На территории Ленинградской области границы вышеуказанных прилегающих территорий в силу пункта 8 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

 В соответствии с пунктами 2, 8 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 (действовали на момент вынесения Распоряжения, УВедомления), розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к объектам военного назначения. Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 данных Правил. Орган местного самоуправления не позднее 1 месяца со дня принятия решения об определении границ прилегающих территорий направляет информацию о принятых решениях в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.

Сопоставительный анализ содержания абзацев второго и третьего подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ исходя из целей установления законодателем особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, свидетельствует о том, что федеральный законодатель определил две группы образовательных учреждений, на прилегающих территориях к которым запрещена розничная торговля алкогольной продукции, предусмотрев, что в случае осуществления обучения несовершеннолетних запрет распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых проводится обучение, находящимся во владении и (или) пользовании любых организаций, а не только образовательных организаций, о которых идет речь в абзаце втором названного подпункта.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на момент рассмотрения заявления ООО «Аксеома» у Комитета имелись сведения о том, что в непосредственной близости от лицензируемого объекта находятся входы в частный детский сад «Микки» (деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель ФИО4) и развивающий центр «Волшебный островок» (деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель ФИО5) (далее - детские учреждения).

Нахождение детских учреждений вблизи объекта лицензирования было установлено 15 сентября 2020 года в ходе проведения сотрудниками Комитета внеплановой выездной проверки, согласованной с прокуратурой Ленинградской области, в отношении ООО «Аксеома», осуществляющего деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объекте общественного питания, расположенному по этому же адресу:Ленинградская область, г.Мурино, Петровский бул., д.7, пом. 84-Н.

В соответствии с пунктом 1 постановления администрации Всеволожского муниципального района от 21.02.2019 № 365 минимальное расстояние до границ прилегающих территорий к объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции от детских и образовательных учреждений, составляет 100 метров.

 Комитетом направлены соответствующие запросы в администрацию Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.

По информации администрации района Всеволожского муниципального района Ленинградской области объект лицензирования расположен от детских учреждений на расстоянии менее 100 метров: расстояние от входа в объект ООО «Аксеома» до входа в частные детские учреждения, расположенные по адресу: <...> «Волшебный городок» составляет 58 метров, «Микки» - 67 метров.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что согласно информации, размещенной на официальных сайтах частного детского сада «Микки» и развивающего центра «Волшебный островок», указанные учреждения принимают детей от 1,5 лет на полный (с 8.00 до 20.00), неполный день и в выходные дни, оказывают услуги по обучению несовершеннолетних (подготовку к школе, изучение английского языка, творческие занятия, и т.д.).

  Таким образом, поскольку объект, заявленный Обществом, находится в границах территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в силу требованиям, установленным подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерном отказе Комитета в выдаче лицензии ООО «Аксеома» на розничную продажу алкогольной продукции, о чем было принято распоряжение и направлено заявителю уведомление.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы подателя жалобы о наличии процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. В рассматриваемом случае предусмотренных положениями статьи 51 АРК РФ оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в вышеуказанных детских учреждениях, не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 19 сентября 2021 года по делу №  А56-22441/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аксеома» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

 Л.В. Зотеева