ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-34713/2021 от 22.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 декабря 2021 года

Дело № А56-18650/2021

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зотеевой Л.В.,

судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 06.09.2021;

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 22.06.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34713/2021) ПАО «Россети Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от .09.2021 по делу № А56-18650/2021, принятое

по заявлению публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области об оспаривании постановления,

установил:

публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго» (далее – заявитель, Общество, ПАО «Россети Ленэнерго») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Управление, административный орган) от 25.02.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-3358/2020 , ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.

Решением суда 19.09.2021 оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, штраф снижен до 350 000 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях заявителя отсутствует вина во вмененном правонарушении, судом не учтено недобросовестное поведение самого заявителя - ИП ФИО4, поскольку он уже имеет технологическое присоединение к сетям ТСН «Лемболовские просторы - 1», в связи с чем у сетевой организации отсутствовали основания для направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения в нарушение принципа однократности подключения. Также Общество ссылается на наличие оснований для признания правонарушения малозначительным.

В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель УФАС выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, письменный отзыв не представил.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба ИП ФИО4 (вх. №11891 от 15.09.2020) в отношении ПАО «Россети Ленэнерго» в связи с отказом в осуществлении технологического присоединения ЭПУ.

Управлением возбуждено дело об административном правонарушении № 047/04/9.21-3358/2020, проведено административное расследование.

В ходе административного расследования установлено, что ИП ФИО4 08.07.2020 посредством личного кабинета на сайте в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» направил заявку № 20-514368 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения в отношении ЭПУ, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Лемболово, кад. № 47:07:0157001:1534.

ПАО «Россети Ленэнерго» письмом от 23.07.2020 № ЭСКЛ/16-01/16059) рекомендовано ИП ФИО4 обратиться в адрес ТСН «Лемболовские просторы-1» по вопросу технологического присоединения ЭПУ.

Усмотрев в действиях Общества нарушение требований пункта 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), Управлением  29.12.2020 составлен протокол №ПР/05/126 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Управления от 25.02.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-3358/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, вместе с тем посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания и снизить штраф до 350 000 руб.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила № 861).

Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).

В соответствие с пунктом 105 Правил №861 сетевая организация в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявки, в отношении заявителей, указанных в п. 12(1) и 14 настоящих Правил, обязана разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством РФ в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

1)условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

2) счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил присоединения;

3)технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25 (1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

4)инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В силу пункта 8 (5) Правил присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территорий садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства и огородничества, или иным правообладателям объекта недвижимости, расположенных в границах территории садоводства и огородничества, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

Судом установлено, что в целях проверки информации, представленной Обществом, Управлением в адрес Администрации муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» и ТСН «Лемболовские просторы - 1» направлены запросы.

Согласно представленному ответу Администрации, проект планировки территории ТСН «Лемболовские просторы - 1», а также генеральный план в Администрацию не представлялись.

В соответствии с ответом ТСН «Лемболовские просторы -1», Товарищество не имеет определенных границ и собственной территории, участок ИП ФИО4 не может располагаться в его границах; учредителем или членом Товарищества ИП ФИО4 не является и не являлся.

Таким образом, информация о наличии технологического присоединения ИП ФИО4  к ТСН «Лемболовские просторы - 1» не нашла своего подтверждения.

Представленный акт осмотра (обследования) электроустановки от 10.11.2020 не может служить надлежащим доказательством присоединения ЭПУ ИП ФИО4 к сетям ТСН «Лемболовские просторы -1», поскольку, исходя из положений Правил №861, такими доказательствами являются технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Ни один из вышеназванных документов Обществом не представлен.

Вместе с тем, судом также правомерно принято во внимание, что Обществом к материалам дела приобщены Технические условия  от 14.12.2020 о присоединении ЭПУ ИП ФИО4, счет на оплату от 14.12.2020 №20-514368, а также подтверждение частичной оплаты Предпринимателем указанного счета.

Таким образом, Управлением и судом первой инстанции правомерно установлено нарушение Обществом Пункта 105 Правил №861.

Судом также обоснованно установлено, что в течение 2020-2021 Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.

Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, а также факт неоднократного привлечения Общества к ответственности за аналогичные правонарушения, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.

Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.

Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного Предприятию наказания и снизить размер административного штрафа.

Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции изменил оспариваемое постановление в части назначенного наказания, снизив размер штрафа до 350 000 руб.

По мнению суда апелляционной инстанции, избранная судом мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, является справедливой и соразмерной характеру совершенного заявителем правонарушения и согласуется с принципами юридической ответственности.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 сентября 2021 года по делу № А56-18650/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россетти Ленэнерго» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

Н.И. Протас