ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
01 апреля 2021 года | Дело № А56-37059/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего С.В. Изотовой,
судей С.М. Кротова, М.А. Ракчеевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
И.Ю. Рудько,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Администрации представителя Давыдова А.В. (доверенность от 28.12.2020),
от Общества представителя Веселовой Т.А. (доверенность от 31.12.2020),
апелляционную жалобу администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2020
по делу № А56-37059/2020 (судья А.Г. Сайфуллина) по иску:
администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (187110, Ленинградская обл., г. Кириши, ул. Советская, д. 20; ОГРН 1024701479186, ИНН 4708007427)
к обществу с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез» (187110, Ленинградская обл., г. Кириши, ш. Энтузиастов, д. 1; ОГРН 1024701478735, ИНН 4708007089)
о взыскании задолженности по арендной плате и неустойки
и по встречному исковому заявлению об обязании внести изменения в договор,
установил:
администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (далее – Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском с учетом его уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез» (далее – Общество) арендной платы за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 по договору аренды от 27.07.2009 № 0886/09 в размере 7 269 руб. 70 коп., по договору аренды от 05.03.2004 № 2697 в размере 2 894 500 руб. 94 коп., по договору аренды от 18.09.2015 № 2587/15 в размере 74 600 423 руб. 76 коп., по договору аренды от 17.08.2006 № 3504 в размере 1 751 669 руб. 39 коп., по договору аренды от 06.03.2007 № 0023/07 в размере 769 081 руб. 63 коп., неустойки за период с 15.01.2020 по 14.02.2020 по договору аренды от 27.07.2009 № 0886/09 в размере 327 руб. 14 коп., по договору аренды от 05.03.2004 № 2697 в размере 130 252 руб. 54 коп., по договору аренды от 18.09.2015 № 2587/15 в размере 3 357 019 руб. 07 коп., по договору аренды от 17.08.2006 № 3504 в размере 78 825 руб. 12 коп., по договору аренды от 06.03.2007 № 0023/07 в размере 34 608 руб. 67 коп.
Общество обратилось со встречным исковым заявлением об обязании Администрации внести с 01.01.2020 изменения в договор аренды от 05.03.2004 № 2697 земельного участка с кадастровым номером 47:27:07-01-004:0026, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Кириши, северная промзона, ш. Энтузиастов, а именно в пункт 3.2 раздела 3 договора «Срок действия договора и арендная плата» и изложить его в следующей редакции: «Годовой размер арендной платы за земельный участок, арендуемый по настоящему договору, не может превышать 1,5 % от величины кадастровой стоимости данного земельного участка» и об обязании Администрации внести с 01.01.2020 изменения в договор аренды от 18.09.2015 № 2587/15 земельного участка с кадастровым номером 47:27:0701004:1583, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Кириши, северная промзона, ш. Энтузиастов, а именно в пункт 3.2 раздела 3 договора «Срок действия договора и арендная плата» и изложить его в следующей редакции: «Годовой размер арендной платы за земельный участок, арендуемый по настоящему договору, не может превышать 1,5 % от величины кадастровой стоимости данного земельного участка».
Решением от 05.12.2020 в удовлетворении требований Администрации отказано, Администрация обязана внести с 01.01.2020 изменения в договор аренды от 05.03.2004 № 2697 земельного участка с кадастровым номером 47:27:07-01-004:0026, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Кириши, северная промзона, ш. Энтузиастов, а именно в пункт 3.2 раздела 3 договора «Срок действия договора и арендная плата», изложить в следующей редакции: «Годовой размер арендной платы за земельный участок, арендуемый по настоящему договору, не может превышать 1,5 % от величины кадастровой стоимости данного земельного участка», а также в договор аренды от 18.09.2015 № 2587/15 земельного участка с кадастровым номером 47:27:0701004:1583, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Кириши, северная промзона, ш. Энтузиастов, а именно в пункт 3.2 раздела 3 договора «Срок действия договора и арендная плата», изложить его в следующей редакции: «Годовой размер арендной платы за земельный участок, арендуемый по настоящему договору, не может превышать 1,5 % от величины кадастровой стоимости данного земельного участка».
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции необоснованно руководствовался выводами, содержащимися в судебных актах по делам № А56-117104/2019, А56-117108/2019, А56-114242/2019 без учета пункта 2.7 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 № 520, согласно которому размер арендной платы определяется в размере земельного налога в случае заключения договора аренды с лицами, указанными в пункте 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает четыре разных категории ограничения оборотоспособности земельных участков, однако суд приравнял участки, поименованные в пункте 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, к участкам, поименованным в пункте 5 статьи 27 названного кодекса, пункт 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации связывает установление размера арендной платы в размере земельного налога в отношении участков, предоставляемых бесплатно, в то время как участки, расположенные в пределах береговой полосы, не подлежат приватизации – возмездному отчуждению имущества, находящегося в государственной собственности, вывод суда о том, что принцип 7 определения арендной платы при аренде земельных участков применим ко всем случаям, когда земельный участок не может быть приобретен в собственность, не соответствует действующему законодательству с учетом практики его применения, сформулированной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2018 № АКПИ18-667, определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2019 № 309-ЭС19-1374, пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, Общество обращалось к арендодателю с просьбой предоставить участки Обществу в собственность, арендодатель отказал в выкупе участков, а впоследствии отказал Обществу в изменении размера арендных платежей и перерасчете арендной платы, спорные участки ограничены в обороте, так как расположены под объектами гидротехнических сооружений, указанный в договоре размер арендной платы превышает размер земельного налога.
В судебном заседании представитель Администрации апелляционную жалобу поддержал, указав между тем, что не оспаривает выводы суда в части земельных участков с кадастровыми номерами 47:27:07-01-004:0026 и 47:27:0701004:1583; представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, 05.03.2004 между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор № 2697 аренды земельного участка площадью 26,15000 га с кадастровым номером 47:27:07-01-004:0026, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, северная промзона, ш. Энтузиастов, для использования под отстойники сроком на 49 лет.
На момент подписания договора арендная плата составляет 4 026 179 руб. 52 коп. в год, без учета НДС (пункт 3.2 договора), перечисляется арендатором авансовыми платежами не позднее 10 января, 10 апреля, 10 июля, 10 октября (пункт 3.3 договора).
В соответствии с пунктом 3.4 договора размер арендной платы ежегодно изменяется арендодателем в одностороннем порядке в связи с решениями органов местного самоуправления или государственной власти Российской Федерации, централизованно устанавливающими оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровую стоимость) земельного участка, базовые ставки арендной платы и льготы (уменьшение арендной платы или полного освобождения от нее) с письменным извещением арендатора; без письменного извещения арендатора в одностороннем порядке в связи с повышением ставки земельного налога по федеральному законодательству (при расчете арендной платы от ставки земельного налога с применением повышающих коэффициентов арендной платы).
Пунктом 3.5 договора предусмотрено, что в случае неуплаты арендной платы в установленные договором сроки арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,3 % от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Между Администрацией и Обществом 17.08.2006 заключен договор № 3504 аренды земельного участка площадью 17,9000 га с кадастровым номером 47:27:09-01-001:0014, расположенного по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г.п. Будогощь, под оздоровительный комплекс, сроком на 49 лет
На момент подписания договора арендная плата составляет 3 629 260 руб. 80 коп. в год, без учета НДС (пункт 3.2 договора), перечисляется арендатором авансовыми платежами не позднее 10 января, 10 апреля, 10 июля, 10 октября (пункт 3.3 договора).
В соответствии с пунктом 3.4 договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем и бесспорном порядке в случае изменения соответствующих методик определения арендной платы за земельные участки, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Ленинградской области и(или) актами органов местного самоуправления не чаще одного раза в год; новый размер арендной платы устанавливается с момента получения арендатором уведомления о внесении соответствующих изменений в договор, момент получения арендатором уведомления в любом случае определяется не позднее пяти дней с даты отправки его заказным письмом по адресу, указанному в договоре; без письменного извещения арендатора в одностороннем порядке размер арендной платы ежегодно изменяется в связи с повышением ставки земельного налога по федеральному законодательству (при расчете арендной платы от ставки земельного налога с применением повышающих коэффициентов арендной платы).
Пунктом 3.5 договора предусмотрено, что в случае неуплаты арендной платы в установленные договором сроки арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,3 % от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Между Администрацией и Обществом 06.03.2007 заключен договор № 0023/07 аренды земельного участка площадью 7,91712 га с кадастровым номером 47:27:09-01-001:0041, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Киришский район, г.п. Будогощь, для использования под оздоровительный комплекс, сроком на 49 лет.
На момент подписания договора арендная плата составляет 1 858 603 руб. 20 коп. в год, без учета НДС (пункт 3.2 договора), перечисляется арендатором авансовыми платежами не позднее 10 января, 10 апреля, 10 июля, 10 октября (пункт 3.3 договора).
В соответствии с пунктом 3.4 договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем и бесспорном порядке в случае изменения соответствующих методик определения арендной платы за земельные участки, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Ленинградской области и(или) актами органов местного самоуправления не чаще одного раза в год; новый размер арендной платы устанавливается с момента получения арендатором уведомления о внесении соответствующих изменений в договор, момент получения арендатором уведомления в любом случае определяется не позднее пяти дней с даты отправки его заказным письмом по адресу, указанному в договоре; без письменного извещения арендатора в одностороннем порядке размер арендной платы ежегодно изменяется в связи с повышением ставки земельного налога по федеральному законодательству (при расчете арендной платы от ставки земельного налога с применением повышающих коэффициентов арендной платы).
Пунктом 3.5 договора предусмотрено, что в случае неуплаты арендной платы в установленные договором сроки арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,3 % от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Между Администрацией и Обществом 27.07.2009 заключен договор № 0886/09 аренды земельного участка площадью 2,5082 га с кадастровым номером 47:27:07-01-003:0069, расположенного по адресу: Ленинградская область, Киришский муниципальный район, вблизи устья реки Черная, для использования под пункт перегрузки тяжеловесного и крупногабаритного оборудования (ТКО), сроком на 49 лет.
На момент подписания договора арендная плата составляет 186 063 руб. 96 коп. в год, без учета НДС (пункт 3.2 договора), перечисляется арендатором авансовыми платежами не позднее 10 января, 10 апреля, 10 июля, 10 октября (пункт 3.3 договора).
В соответствии с пунктом 3.4 договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем и бесспорном порядке в случае изменения соответствующих методик определения арендной платы за земельные участки, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Ленинградской области и(или) актами органов местного самоуправления не чаще одного раза в год; новый размер арендной платы устанавливается с момента получения арендатором уведомления о внесении соответствующих изменений в договор, момент получения арендатором уведомления в любом случае определяется не позднее пяти дней с даты отправки его заказным письмом по адресу, указанному в договоре; без письменного извещения арендатора в одностороннем порядке размер арендной платы ежегодно изменяется в связи с повышением ставки земельного налога по федеральному законодательству (при расчете арендной платы от ставки земельного налога с применением повышающих коэффициентов арендной платы).
Пунктом 3.5 договора предусмотрено, что в случае неуплаты арендной платы в установленные договором сроки арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,15 % от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Между Администрацией и Обществом 18.09.2015 заключен договор № 2587/15 аренды земельного участка площадью 674,0388 га с кадастровым номером 47:27:0701004:1583, расположенного по адресу: Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Киришское городское поселение, г. Кириши, северная промзона, для использования под пруды-накопители и комплекс складирования захоронения промышленных отходов, сроком на 49 лет.
На момент подписания договора арендная плата составляет 347 198 680 руб. 03 коп. в год, без учета НДС (пункт 3.2 договора), перечисляется арендатором авансовыми платежами не позднее 10 января, 10 апреля, 10 июля, 10 октября (пункт 3.3 договора).
В соответствии с пунктом 3.4 договора арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем (уведомительном) порядке в случае изменения порядка определения арендной платы, утвержденного Правительством Ленинградской области, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации не чаще одного раза в течение финансового года.
Пунктом 3.5 договора предусмотрено, что в случае неуплаты арендной платы в установленные договором сроки арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,15 % от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Дополнительным соглашением от 15.12.2015 изменена цель использования земельного участка – под пруды-накопители.
Как следует из письма Администрации от 14.02.2020 № 01-01-16/1054, Общество направило в адрес Администрации дополнительные соглашения к названным договорам аренды об установлении размера арендной платы в размере земельного налога.
Названным письмом Администрация потребовала у Общества оплатить задолженность по арендной плате и неустойку.
В связи с отказом Общества оплатить указанную задолженность Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований Администрации и удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что спорные участки являются ограниченными в обороте, не подлежат приватизации, в связи с чем размер арендной платы не может превышать размер земельного налога.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Исходя из статьи 424 ГК РФ, статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, имеет регулируемый характер, ее размер определяется в порядке, установленном уполномоченным органом.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление № 582).
Вступившими в законную силу судебными актами по делам № А56-117108/2019, А56-114242/2019, А56-117104/2019 установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 47:27:09-01-001:0014, 47:27:0701003:69, 47:27:09-01-001:0041 ограничены в обороте, в связи с чем при определении арендной платы за указанные земельные участки следует руководствоваться размером земельного налога.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части направлены на пересмотр вступивших в законную силу судебных актов способами, не предусмотренными процессуальным законодательством.
Что касается земельных участков с кадастровыми номерами 47:27:0701004:26, 47:27:0701004:1583, то судом первой инстанции установлено и Администрацией не оспаривается, что на указанных земельных участках расположены гидротехнические сооружения, что подтверждается также разрешением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.01.2016 № 0112-05-ХИМ на эксплуатацию буферного пруда очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод г. Кириши, выпиской из Российского регистра гидротехнических сооружений, разрешением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.08.2018 № 0153-05-ХИМ на эксплуатацию пруда-накопителя, декларациями безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Право собственности Общества на комплекс очистных сооружений канализации с кадастровым номером 47:27:0701004:1680, пруды-накопители, расположенные в пределах земельного участка с кадастровым номером 47:27:0701004:1583 зарегистрировано 25.01.2010 и 25.04.2005 соответственно.
Письмом от 14.01.2020 № 3/37-3/37-10253 Общество направило в Администрацию проекты дополнительных соглашений к договорам аренды, согласно которым расчет арендной платы осуществляется по формуле: А = К * С, где К – кадастровая стоимость земельного участка, С – ставка земельного налога.
В связи с нахождением на арендуемом земельном участке гидротехнического сооружения в соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации он является ограниченным в обороте.
Согласно пункту 6 статьи 39.16 и абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации изъятый из оборота или ограниченный в обороте земельный участок не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 27 названного Кодекса установлен перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, к которым относятся, в том числе участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2(2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, в силу установленного статьей 39.7 (а ранее статьей 65) Земельного кодекса Российской Федерации разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, утвержденные Постановлением № 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Постановление № 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 531 внесены изменения в Постановление № 582 и Основные принципы дополнены принципом № 7, предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Во исполнение пункта 4 Постановления № 582 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 531) приказом Минэкономразвития России от 29.12.2017 № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением № 582, в соответствии с разделом VIII которых рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается, и при определении арендной платы за такие земельные участки основываться на размере земельного налога.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением № 582, размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Во исполнение требований подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением № 520 Правительством Ленинградской области утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 № 603 внесены изменения в Постановление № 520 и в него введен пункт 2.10, согласно которому в случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Порядка, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.
Данное постановление вступило в силу с 01.01.2018.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с указанной даты расчет следует производить в соответствии с пунктом 2.10 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных без проведения торгов, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 № 520.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ, однако при этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2020 по делу А56-37059/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | С.В. Изотова | |
Судьи | С.М. Кротов М.А. Ракчеева |