ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-35206/2021 от 07.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 января 2022 года

Дело № А56-28824/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Денисюк М.И.

судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.

при участии: 

от заявителя: не явился (извещен)

от заинтересованного лица: предст. Ружников В.В. – доверенность от 05.03.2021

от третьего лица: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-35206/2021 ) Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2021 по делу № А56-28824/2021 (судья Шустова Д.Н.), принятое

по иску Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом

к акционерному обществу «Отель «Звездный»

третье лицо: Комитет финансов Ленинградской области

о взыскании

установил:

Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - истец, Комитет, Леноблкомимущество) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу «Отель «Звездный» (далее - ответчик, Общество, АО «Отель «Звездный») о взыскании суммы бюджетной инвестиции в размере 19 797 542 руб. 16 коп. и неустойки по состоянию на 05.03.2021 в размере 530 653 руб. 87 коп. по договору участия в уставном капитале от 26.06.2020 № 27.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов Ленинградской области.

Решением суда первой инстанции от 24.08.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Леноблкомимущество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда 24.08.2021, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Податель жалобы полагает, что предоставленные Обществу по договору участия в уставном капитале от 26.06.2020 № 27 бюджетные инвестиции в общей сумме 19 797 542 руб. 16 коп. были израсходованы Обществом не по целевому назначению (перечислены в счет выплаты заработной платы по трудовым договором и на уплату налога на доходы физических лиц), в связи с чем в силу пункта 4.5 договора от 26.06.2020 № 27 указанные денежные средства подлежат возврату в бюджет Ленинградской области с выплатой неустойки в виде пени.

В судебном заседании 07.12.2021 представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основания, изложенным в отзыве.

Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, между Комитетом и Обществом заключен договор от 26.06.2020 № 27 об участии Ленинградской области в уставном капитале акционерного общества «Отель «Звездный» (далее – Договор), предметом которого является целевое предоставление Обществу из областного бюджета Ленинградской области на 2020 год бюджетных инвестиций в размере 51 235 720 руб. в счет оплаты 111 382 штук обыкновенных именных акций Общества по цене размещения 460 руб. за одну акцию.

Согласно пункту 1.2 Договора целью предоставления бюджетных инвестиций является исполнение обязательств по договорам, в том числе кредитным, а именно:

1.2.1 досрочное погашение суммы кредита по кредитному договору от 30.12.2019 № 00.19-2/01/358/19 - 30 000 000 руб. и суммы начисленных процентов за 2020 год на дату погашения;

1.2.2 погашение процентов по кредитному договору от 09.11.2016 № 00.19-2-1/055/16 начисленных за второй-третий квартал 2020 года;

1.2.3 оставшуюся часть денежных средств на расчеты по прочим договорам.

Согласно отчету о расходовании бюджетных инвестиций, полученные по Договору бюджетные инвестиции на сумму 19 797 542 руб. 16 коп. израсходованы Обществом  следующим образом:

- 11 800 000 руб. – 30.06.2020 перечисление денежных средств на расчеты по зарплате на счета в Сбербанке и ПСБ за апрель, май, июнь 2020 года;

- 2 955 300 руб. – 21.07.2020 перечисление денежных средств на оплату НДФЛ за апрель, май, июнь 2020 года;

- 2 025 513,16 руб. – 10.08.2020 перечисление денежных средств на счета в банках на расчеты по зарплате на счета в Сбербанке за июль 2020 года;

- 1 967 100 руб. - 10.09.2020 перечисление денежных средств на расчеты по зарплате на счета в Сбербанке за август 2020 года;

- 1 049 629 руб. - 10.09.2020 перечисление денежных средств на оплату НДФЛ за август 2020 года.

Полагая, что предоставленные Обществу по Договору бюджетные инвестиции в общей сумме 19 797 542 руб. 16 коп. были израсходованы Обществом не по целевому назначению, Комитет направил в адрес Общества требование от 25.01.2021 № 13-521/2021 о возврате использованных не по целевому назначению бюджетных инвестиций и об уплате пени.

Указанное требование оставлено Обществом без удовлетворения, в связи с чем Комитет обратился в суд с настоящим иском, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда первой инстанции от 24.08.2021 в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Постановления Правительства Ленинградской области от 06.10.2014 № 458 «Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за счет средств областного бюджета Ленинградской области» предоставление бюджетных инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и(или) на приобретение объектов недвижимого имущества) в размере и на цели, предусмотренные областным законом об областном бюджете Ленинградской области на текущий финансовый год, осуществляется на основании правового акта Правительства Ленинградской области, проект которого подготавливается комитетом.

Распоряжением Правительства Ленинградской области от 26.06.2020 № 454-р «О предоставлении в 2020 году из областного бюджета Ленинградской области инвестиций акционерному обществу «Отель «Звездный» (далее – Распоряжение №454-р) предусмотрено предоставление Обществу бюджетных инвестиций из областного бюджета Ленинградской области в целях исполнения обязательств по договорам, в том числе кредитным.

Между Комитетом и Обществом заключен договор от 26.06.2020 № 27 об участии Ленинградской области в уставном капитале акционерного общества «Отель «Звездный» (далее – Договор), предметом которого является целевое предоставление Обществу из областного бюджета Ленинградской области на 2020 год бюджетных инвестиций в размере 51 235 720 руб. в счет оплаты 111 382 штук обыкновенных именных акций Общества по цене размещения 460 руб. за одну акцию.

Согласно пункту 1.2 Договора целью предоставления бюджетных инвестиций является исполнение обязательств по договорам, в том числе кредитным, а именно:

1.2.1 досрочное погашение суммы кредита по кредитному договору от 30.12.2019 № 00.19-2/01/358/19 - 30 000 000 руб. и суммы начисленных процентов за 2020 год на дату погашения;

1.2.2 погашение процентов по кредитному договору от 09.11.2016 № 00.19-2-1/055/16 начисленных за второй-третий квартал 2020 года;

1.2.3 оставшуюся часть денежных средств на расчеты по прочим договорам.

Пунктом 4.5 Договора предусмотрено, что в случае использования выделенных бюджетных инвестиций на иные цели, не предусмотренные договором, общество обязано в течение 10 рабочих дней с даты получения соответствующего требования произвести возврат (возмещение) бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению, в бюджет Ленинградской области с выплатой в бюджет Ленинградской области неустойки в виде пени. Также пунктом 4.5 договора установлен порядок расчета пеней.

Согласно отчету о расходовании бюджетных инвестиций, полученные по Договору бюджетные инвестиции на сумму 19 797 542 руб. 16 коп. израсходованы Обществом  следующим образом:

- 11 800 000 руб. – 30.06.2020 перечисление денежных средств на расчеты по зарплате на счета в Сбербанке и ПСБ за апрель, май, июнь 2020 года;

- 2 955 300 руб. – 21.07.2020 перечисление денежных средств на оплату НДФЛ за апрель, май, июнь 2020 года;

- 2 025 513,16 руб. – 10.08.2020 перечисление денежных средств на счета в банках на расчеты по зарплате на счета в Сбербанке за июль 2020 года;

- 1 967 100 руб. - 10.09.2020 перечисление денежных средств на расчеты по зарплате на счета в Сбербанке за август 2020 года;

- 1 049 629 руб. - 10.09.2020 перечисление денежных средств на оплату НДФЛ за август 2020 года.

Комитет посчитал, что предоставленные Обществу по Договору бюджетные инвестиции в общей сумме 19 797 542 руб. 16 коп. были израсходованы Обществом не по целевому назначению.

Вместе с тем, Комитетом не учтено, что пунктом 1.2.3 Договора предусмотрена возможность направления оставшейся после исполнения обязательств, указанных в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 Договора, части денежных средств на расчеты по прочим договорам, к которым могут быть отнесены и трудовые договоры, которые заключаются в соответствии с нормами трудового законодательства.

При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, ни в Распоряжении № 454-р, ни в Договоре не содержится ограничение использования бюджетных инвестиций исключительно исполнением обязательств по гражданско-правовым договорам. Соответственно, каких-либо ограничений в использовании предоставленных Обществу бюджетных инвестиций для исполнения своей обязанности как работодателя по выплате заработной платы по трудовым договорам ни в Распоряжении № 454-р, ни в Договоре (с учетом пункта 1.2.3) не установлено.

Уплата Обществом налога на доходы физических лиц, начисленного на сумму выплаченной заработной платы, является обязанностью Общества как налогового агента, предусмотрена положениями статей 225 и 226 Налогового кодекса Российской Федерации и обусловлена именно выплатой Обществом заработной платы по трудовым договорам (сумма налога удерживается налоговым агентом из суммы заработной платы, а не выплачивается за счет собственных средств налогового агента).

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расходование Обществом бюджетных инвестиций в общей сумме 19 797 542 руб. 16 коп. на выплату заработной платы в качестве исполнения обязательств по трудовым договорам с уплатой налога на доходы физических лиц соответствует целевому назначению предоставления бюджетных инвестиций, установленному Распоряжением № 454-р и Договором.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда первой инстанции от 24.08.2021 не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 августа 2021 года по делу № А56-28824/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом – без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

 Н.И. Протас