ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-35442/2021 от 08.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 декабря 2021 года

Дело № А21-7191/2021

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Слоневской А.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу 13АП-35442/2021) открытого акционерного общества бытового обслуживания населения «Арго» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.09.2021 по делу № А21-7191/2021 , принятое

по иску государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами»

к  открытому акционерному обществу бытового обслуживания населения «Арго»

о взыскании,

установил:

государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (ОГРН <***>, ИНН <***>; <...> д.2-4, пом. лит.XI; далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу бытового обслуживания населения «Арго» ((ОГРН <***>, ИНН <***>; <...>; далее – Общество) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с  твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) № 230901137 от 01.01.2019 за период с 01.11.2019 по 30.04.2021 в размере 374 060 руб. 52 коп. и пеней за период с 10.02.2019 по 11.05.2021 в размере 51 561 руб. 03 коп.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением суда от 20.09.2021 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда от 20.09.2021, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении иска.

В жалобе Общество ссылается на то, что истцом за период 01.01.2019 по 30.04.2021 услуги не оказывались, контроль за учетом объема и (или) массы принятых ТКО не велся. Податель жалобы указывает на то, что в адрес истца направлялись обращения о применении в отношении ответчика раздельного сбора ТКО.

В возражениях Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Апелляционный суд отказывает в приобщении к делу представленных 10.11.2021 подателем жалобы дополнительных доказательств (договоров, платежных поручений, акта сверки), поскольку в силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.

В абзаце втором пункта 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» (далее – Постановление № 10) разъяснено, что арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ (часть 2 статьи 272.1 АПК РФ).

Суд апелляционной инстанции не установил правовых оснований, предусмотренных частью 2 статьи 272.1 АПК РФ, для перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, в связи с этим дополнительные документы возвращены подателю жалобы без приобщения к материалам дела. Невозможность представления дополнительных доказательств в суд первой инстанции ответчиком не доказана и из материалов дела не усматривается. Ответчик извещен о начавшемся процессе, представил в суд первой инстанции мотивированный отзыв на иск.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Предприятие является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области. Начало деятельности регионального оператора с 01.01.2019.

Предприятием (региональный оператор) и Обществом (потребитель) заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 230901137 от 01.01.2019 (далее – договор), в соответствии с которым истец обязуется принимать твердые коммунальные отходы, а ответчик оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 2 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.

Объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору (пункт 3 договора).

Согласно пункту 5 договора датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является 01.01.2019.

Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора: 510,75 руб./куб.м (пункт 6 договора).

Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора (пункт 7 договора).

Региональный оператор до 10 числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет потребителю любым доступным способом (почтовое отправление, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", вручение под роспись) акт оказанных услуг в 2 экземплярах, счет, счет-фактуру. Потребитель обязуется принять от регионального оператора указанные документы и не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента их получения вернуть региональному оператору подписанный со своей стороны экземпляр акта оказанных услуг либо направить в адрес регионального оператора мотивированный отказ от подписания акта. В случае если потребитель не получил акт оказанных услуг, счет и счет-фактуру за отчетный месяц по независящим от регионального оператора причинам или не направил в адрес Регионального оператора мотивированный отказ в установленный срок, услуга считается оказанной региональным оператором в полном объеме и принятой потребителем (пункт 9 договора).

Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (пункт 17 договора).

Во исполнение договора истец оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. За период с 01.11.2019 по 30.04.2021 оплата услуг ответчиком не произведена, в результате чего образовалась задолженность в размере 374 060 руб. 52 коп.

Поскольку задолженность за услуги по договору ответчиком не погашена, истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.

Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8(17) Правил N 1156).

Вопреки позиции ответчика договор считается заключенным.

Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя обращение с ТКО. На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Как следует из пункта 17 договора, учет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее – Правила N 505).

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 (далее – Приказ N 218).

Факт надлежащего оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подтвержден материалами дела.

Ответчик ежемесячно направляет в адрес истца мотивированные отказы от подписания актов от оказания услуг, ссылаясь на несогласие с расчетами по нормативам накопления ТКО, установленных Приказом № 218. Ответчик полагает правильным расчет стоимости услуг на основании количества и объема контейнеров для накопления, установленных в местах накопления ТКО.

Расчет объема ТКО ответчика правомерно произведен истцом расчетным методом, установленным подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 с применением нормативов накопления ТКО, установленных Приказом № 218.

Обращения в адрес регионального оператора со стороны ответчика о неоказании услуг либо некачественном оказании услуг в материалы дела не представлены.

С иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, ответчик не обращался.

Указанное ответчиком осуществление раздельного сбора отходов правового значения не имеет, поскольку коммерческий учет ТКО Ответчика осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Доводы об имеющемся у ответчика договоре оказания услуг по транспортировке, сбору, обработке и утилизации отходов, с определением места оказания услуг, графика вывоза отходов в порядке раздельного сбора, заключенном с иным лицом противоречит требованиям статьи 24.7 Закона №89-ФЗ, согласно которой каждый собственник ТКО обязан заключить договор именно с региональным оператором. Заключение договоров с иными лицами возможно только на иные виды отходов, не входящие в состав ТКО.

При этом ответчиком не представлены доказательства того, что хозяйственная деятельность Общества не осуществлялась, твердые коммунальные отходы не образовывались.

Таким образом, исковые требования о взыскании задолженности подлежат удовлетворению.

Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения обязательства по оплате услуг, истец имеет право на взыскание неустойки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Согласно пункту 24 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере одной стотридцатой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

В связи с допущенной просрочкой в оплате в спорный период истец заявил о взыскании пени за период с 10.02.2019 по 11.05.2021 в размере 51 561 руб. 03 коп.

Расчет истца проверен судом и признан арифметически верным, расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен

Решение суда является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Калининградской области от 20.09.2021 по делу № А21-7191/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

А.Ю. Слоневская