ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
16 марта 2021 года | Дело № А56-84079/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Трощенко Е.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 03.11.2020
от заинтересованного лица-1: ФИО3 по удостоверению
от заинтересованного лица-2: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-35452/2020 ) ЗАО "Камея" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2020 по делу № А56-84079/2019 , принятое
по заявлению ЗАО "Камея"
к 1) Всеволожской городской прокуратуре Ленинградской области; 2) Прокуратуре Ленинградской области
об оспаривании представления
установил:
закрытое акционерное общество «Камея» (ОГРН: <***>, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пер. Банковский, д. 3, лит. Б, пом. 22Н, оф. 1.3; далее – заявитель, Общество, ЗАО "Камея") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Всеволожской городской прокуратуре Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо-1), Прокуратуре Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо-2) об оспаривании представления от 02.07.2019 №01-12-2019.
Решением от 16.10.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Камея" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ЗАО "Камея" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица-1 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Прокуратура Ленинградской области, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица-2 в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Всеволожской городской прокуратурой в соответствии с обращениями Администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» и МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела МО «Кузьмоловское городское поселение» проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле на территории МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
В ходе проведения проверки установлено, что на территории муниципального кладбища одновременно с МКУ деятельность по захоронению умерших осуществляет ЗАО «Камея» на основании договора от 14.07.2015, заключенного с Администрацией МО «Кузьмоловское городское поселение».
Судебными актами судов первой и кассационной инстанций по делу №А56-94648/2018 (решение от 05.11.2019 оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.06.2020) указанный договор признан ничтожной сделкой на основании положений Законов №131-ФЗ, 8-ФЗ и 135-ФЗ.
По факту выявленных нарушений Прокуратурой 02.07.2019 вынесено представление, согласно которому Обществу предписано принять меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствовавших, рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Не согласившись с вынесенным представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявления, придя к выводу о правомерности выданного Прокуратурой представления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона вносит соответствующее представление, которое является актом прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Пунктом 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов (статья 29 Закона N 8-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В силу части 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Общество не является специализированной службой, созданной органом местного самоуправления в соответствии со статьями 25, 29 Закона N 8-ФЗ. Данный факт не опровергнут и не оспаривается Обществом.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.
Обществом не представлено доказательств заключения соответствующего договора с соблюдением конкурсных процедур.
При этом само по себе удовлетворение требований прокурора не может отразиться на праве Общества оказывать услуги по захоронению на конкурентной основе с иными предпринимателями, осуществляющими данный вид деятельности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление прокуратуры не нарушает прав и законных интересов Общества.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 октября 2020 года по делу № А56-84079/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Камея" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Б. Семенова | |
Судьи | Е.И. Трощенко О.В. Фуркало |