ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-35466/2021 от 11.01.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 января 2022 года

Дело № А56-4443/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      января 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Слоневской А.Ю.,

судей  Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Емельяновой Н.О.,

при участии: 

от истца: ФИО1 по доверенности от 25.12.2019;

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 25.01.2019;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-35466/2021 ) публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2021 по делу № А56-4443/2021 , принятое

по иску публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1»

к  обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 1 Невского района »

о взыскании,

установил:

публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №1» (ОГРН <***>, ИНН <***>; Санкт-Петербург, пр.Добролюбова, д.16, корп.2а, пом.54Н; далее – Компания) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 1 Невского района» (ОГРН <***>, ИНН <***>; Санкт-Петербург, ул.Народная, д.47, корп.4; далее – Общество) о взыскании 16 241 846 руб. 30 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, теплоносителя, потребленных по договору № 9170 от 01.08.2008 за период с января по декабрь 2019 года.

Решением суда от 09.09.2021 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением суда от 09.09.2021, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В жалобе Общество ссылается на то, что истцом поставлена тепловая энергия как на нужды горячего водоснабжения, так и отопления спорных многоквартирных домов, при этом в расчетные месяцы отопительного прибора истец предъявляет к оплате ответчику общее количество тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, а представленный ответчиком расчет не содержит величин теплоотпуска на нужды отопления. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции необоснованно отказано в назначении строительно-технической экспертизы.

В отзыве Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, просил не рассматривать ходатайство о назначении судебной экспертизы, изложенное в апелляционной жалобе; представитель ответчика отклонил доводы жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Компания (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) 01.0.2008 заключили договор теплоснабжения N 9170 (в горячей воде) (далее – договор), согласно которым энергоснабжающая организация обязуется осуществлять поставку (подачу) тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления тепловой энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.

Расчеты между энергоснабжающей организацией и абонентом за потребленную тепловую энергию производятся на основе тарифов, установленных органом государственной власти в области регулирования тарифов. Энергоснабжающая организация ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным (оплачиваемым), выставляется и направляется в банк абонента платежный документ, содержащий плату за потребленную в расчетном месяце энергию. Платежный документы оплачивается без акцепта абонентом в срок до 25 числа месяца, в котором выставлен платежный документ (раздел 5 договора).

Истец за период с января по декабрь 2019 года отпустил ответчику тепловую энергию, которая не оплачена, в результате образовалась задолженность в размере 16 241 846 руб. 30 коп., что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Пунктом 10 части 10 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства. В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.

В силу пункта 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановлению Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.

Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункту 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.

В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.

В соответствии с абзацем пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб. м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель, как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7(1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб. м, и по тарифу, установленному для оплаты одного куб.м горячей воды.

Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям установленного в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета (или по нормативам потребления) и оплачивать этот объем исходя из тарифа, установленного для населения для оплаты одного куб. м горячей воды.

Общество, как исполнитель коммунальных услуг, не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая положения пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Товарищество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Товарищество обязанность по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.

Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.

Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.

Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.

Довод истца о том, что на территории Санкт-Петербурга отсутствовал установленный двухкомпонентный тариф для истца является несостоятельным, поскольку в спорный период времени тарифы на горячую воду установлены распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 №377-р в размере 92,51 руб./куб.м. и в размере 1541,78 руб./Гкал в период с 01.01.2016 по 30.06.2016 и в размере 97,32 руб./куб.м. и в размере 1621,95 руб./Гкал в период с 01.07.2016 по 31.12.2016.

Истец не был лишен права определять свои обязательства в соответствии с требованиями законодательства как произведение показаний коллективных приборов учета для нужд горячего водоснабжения в куб.м, нормативного расхода тепловой энергии в размере 0,06 Гкал/куб.м. и тарифа на горячую воду в руб. за Гкал (1541,78 руб./Гкал, 1621,95 руб./Гкал).

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод  Компании о необходимости применения к правоотношениям сторон абзаца 8 пункта 42(1) Правил N 354.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно принял контррасчет Товарищества, согласно которому стоимость услуг, оказанных по договору в исковой период, завышена истцом на 16 503 851 руб. 33 коп. 

Ответчик осуществляет расчет за исковой период по многоквартирным домам, за исключением домов,  коллективные приборы учета тепловой энергии которых не осуществляют раздельный учет тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и на нужды отопления.

Абзац 5 пункта 42(1) Правил N 354 (в редакции, относящейся к спорному периоду), на который ссылается истец, предусматривает возможность определения объема тепловой энергии, потребленной на нужды отопления, в виде разности между объемом потребленной тепловой энергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета, и произведением объема потребленной тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, и объема горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды, в том случае, если МКД оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающим только общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения.

Вместе с тем в находящихся в управлении ответчика части многоквартирных домов установлены общедомовые приборы учета, которые фиксируют общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и ГВС, а также отдельно учитывают объем коммунального ресурса на нужды ГВС в двух единицах измерения (в Гкал и в куб. м). В этом случае объем тепловой энергии на нужды отопления определяется как разность между общим объемом тепловой энергии (по показаниям общедомового прибора учета) и объемом тепловой энергии, использованным на подогрев воды (по показаниям общедомового прибора учета). Так как установленные в многоквартирные дома общедомовые приборы учета позволяют определить как объем тепловой энергии на нужды отопления, так и объем тепловой энергии на нужды ГВС, у истца отсутствуют основания перераспределять объемы тепловой энергии между двумя видами коммунальных ресурсов (отопления и ГВС) в порядке, предусмотренном абзацем 5 пункта 42(1) Правил N 354.

Из расчета истца потребленной тепловой энергии на примере апреля 2019 года в доме, расположенном по адресу: <...>, следует, что истец применил абзац пятый (в новой редакции восьмой) пункта 42.1 Правил № 354, в то время как отсутствуют правовые основания для применения в данном случае абзаца пятого (восьмого) пункта 42.1 Правил № 354 и перераспределения объемов тепловой энергии между двумя видами коммунальных ресурсов (отопления и горячего водоснабжения) в порядке, предусмотренным указанным абзацем Правил № 354.

Ответчик доказал наличие раздельного учета коммунального ресурса для целей горячего водоснабжения, а также размер тепловой энергии, потребленной на нужды горячего водоснабжения.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Компании о том, что при определении объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, следует применять корректировку на энтальпию (количество тепловой энергии, содержащейся в исходной холодной воде на источнике тепла). Ни Правила N 354, ни Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), регулирующие спорные правоотношения, не предусматривают проведение такой корректировки.

На основании изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении требования о взыскании задолженности, представляющей собой разницу стоимости тепловой энергии, которая возникла по причине расчета Предприятием стоимости тепловой энергии исходя из количества потребленных Гкал. Доказательства обратного истец не представил.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2021 по делу № А56-4443/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Ю. Слоневская

Судьи

Н.А. Мельникова

 Е.В. Савина