ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-35469/2021 от 23.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 декабря 2021 года

Дело № А21-7587/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-35469/2021 )  АО "Авианефть" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.09.2021 по делу № А21-7587/2021 (судья Ю.Д.Залужная), принятое

по заявлению АО "Авианефть"

к Северо-Западному Управлению Федеральной службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Калининградской области

об оспаривании постановления о назначении административного наказания

установил:

Акционерное общество «Авианефть»  (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Северо – Западного управления Ростехнадзора (далее – заинтересованное лицо, Ростехнадзор, Управление) о назначении административного наказания от 06.07.2021 №48-3003-1939/ПС.

Решением суда от 15.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что на момент выдачи АО «Авианефть» Северо-Западном управлением Ростехнадзора предписания № 48-632-553/ПР от 18 марта 2021 г. и предписания № 48-3003-1534/ПР от 29 июня 2021 имеющиеся аттестации в области промышленной безопасности генерального директора ФИО2, заместителя генерального директора ФИО3, начальника склада ГСМ ФИО4, начальника топливозаправочного комплекса ФИО5 считались действовавшими, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 был установлен мораторий (не проводилась аттестация) в период с 03 апреля 2020 г. до 01 июля 2021 г. Указывает, что фильтрующие устройства не являются техническими устройствами в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", и не подлежат внесению в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект. В дополнениях на апелляционную жалобу, Общество указывает, что 29 ноября 2021 Арбитражным судом Калининградской области по делу № А21-7586/2021 вынесено решение о признании незаконными и об отмене пунктов 1 и 2 предписания № 48-3003-1534/ПР от 29 июня 2021.

Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных Обществом к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.06.2021 № 48-3003/Рк Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, проводилась внеплановая проверка Общества с целью контроля деятельности юридического лица в связи с истечением 18.06.21г. срока исполнения ранее выданного предписания №48- 632-553/ПР от 18.03.21г.

В ходе проверки зафиксировано невыполнение Обществом пунктов 13 и 24 предписания, заключающееся в следующем:

- генеральный директор ФИО2, заместитель генерального директора ФИО3, начальник склада ГСМ ФИО4, начальник топливозаправочного комплекса ФИО5 не аттестованы в области промышленной безопасности в объеме для исполнения ими трудовых обязанностей (области аттестации А.1, Б.1.7, Б.1.1, Б.10.1), чем нарушены требования статьи 9, статьи 141 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116-ФЗ), пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 №1365;

- при осуществлении идентификации опасного производственного объекта: склад ГСМ per. № А21-06042-0001, в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект, не включены технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте: фильтрующие устройства марок ФЭ-170-5-4-В и ЭФ1111-120/30, чем нарушены требования статьи 2, статьи 9 №116-ФЗ, пункта 20 административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 №140, пункта 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора № 471 от 30.11.2020. 

Остальные невыполненные в установленные сроки пункты предписания от 18.03.2021 № 48-632-553/ПР продлены по ходатайству АО «Авианефть» до 01.01.2022.

По данному факту административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 02.07.2021 № 48-3003-2427/ПТ.

Постановлением Ростехнадзора от 06.07.2021 о назначении административного наказания № 48-3003-1939/ПТ Общество привлечено к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Кроме того - обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Частью 2 данной статьи установлено требование об обязанности работников опасного производственного объекта проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Статьей 14.1 Закон N 116-ФЗ установлен порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Частью 1 статьи 14.1 Закон N 116-ФЗ определено, что работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией, опасного производственного объекта, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.

В части 5 названой статьи установлено, что аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей. При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Из материалов дела следует, что АО «Авианефть» эксплуатирует опасные производственные объекты:

- «Склад ГСМ» per. №А21-06042-0001;

-«Участок транспортирования опасных веществ» per. №А21-06042-0002.

На данных объектах обращаются опасные вещества: горючие жидкости (нефтепродукты), вещества представляющие опасность для окружающей среды (противоводокрстализирующая жидкость «И-М») и выполняются работы по транспортированию опасных веществ железнодорожным транспортом, хранения и выдача опасных веществ потребителям.

В соответствии с Перечнем областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 №334, на эксплуатируемых АО «Авианефть» опасных производственных объектах, определяются следующие области аттестации для руководителя организаций и его работников в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей:

- Основы промышленной безопасности - А;

- Эксплуатация химически опасных производственных объектов - Б 1.1;

- Эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов -Б1.7;

- Транспортирование опасных веществ железнодорожным транспортом - Б 10.1.

Обществу вменяется неисполнение пункта 13 Предписания от 18.03.2021 № 48-632-553/ПР, согласно которому что генеральный директор ФИО2 заместитель генерального директора ФИО3,  начальник  склада  ГСМ  ФИО4, начальник топливозаправочного комплекса ФИО5 не аттестованы в области промышленной безопасности в объеме для исполнения    ими трудовых обязанностей (области аттестации А1, Б 1.7, Б1.1, Б10.1).

В апелляционной жалобе Общество указывает о продлении действия аттестации по всем позициям А, Б 1.7, Б 1.1, Б 10.1 указанных должностных лиц, в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 1 октября 2020 года № 1580 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440» в целях обеспечения нормального режима работы организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции постановлением изменены сроки действия особенностей применения отдельных разрешительных режимов в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

По 1 июля 2021 года увеличен период, в течение которого продлевается и считается действующей имеющаяся аттестация в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики. Вместе с тем организации, в которых работают работники с истекшими сроками аттестации, вправе направить их для проведения аттестации в территориальные аттестационные комиссии или в комиссии организаций (в зависимости от категории работника) по собственной инициативе.

В данном случае Управлением не вменяется как нарушение обязательных требований - просроченный срок аттестации работников предприятия (26.06.2019), по областям аттестации в области промышленной безопасности указанные (имеющиеся) в документах подтверждающие проверку знаний в 2014, и 2016 годах.

Управлением отмечено о нарушении требований статьей 9, статьей 14.1 Закона N 116-ФЗ, пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365, в связи с отсутствием документов подтверждающих аттестацию в соответствующих областях промышленной безопасности.

Также Обществу вменяется неисполнение пункта 24 Предписания от 18.03.2021 № 48-632-553/ПР: При осуществлении идентификации опасного производственного объекта: склад ГСМ per. №А21-06042-0001, в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект, не включены технические устройства,   применяемые на опасном производственном объекте, а именно: - фильтрующие устройства марки ФЭ-170-5-4-В, марки ЭФПП-120/30.

Частью 2 статьи 2 ФЗ № 116-ФЗ определено, что опасные производственные объекты (далее - ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а именно: Правилами регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371.

Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Требования).

При осуществлении идентификации опасного производственного объекта: склад ГСМ per. № А21-06042-0001, в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект, не включены технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте: фильтрующие устройства, чем нарушены требования статьи 2, статьи 9 № 116-ФЗ, пункта 20 административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, пункта 7 Требований к регистрации объектов в   государственном реестре опасныхпроизводственных объектов и ведению      государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора № 471 от 30.11.2020.

В сведениях, имеющих в Управлении на момент проверки, отсутствовали фильтрующие устройства, в которых осуществляется обращение опасного вещества - горючих жидкостей. Заявление АО «Авианефть» о внесении изменений в реестр ОПО, связанных с включением в состав ОПО фильтров, поступило в адрес Управления 19.07.2021 (вх. № ОПО-248/11314), что свидетельствует о наличии и признании нарушения.

Поскольку АО «Авианефть» не были представлены паспорта на эксплуатируемые на ОПО фильтрующие устройства, их марки (ФЭ-170-5-4-В и ЭФПП-120/30) установлены визуально при осуществлении осмотра в присутствии представителя организации и его подписи в Акте.

16.07.2021г. Заявителем направлено заявление о внесении в реестр новых технических устройств (заявление № 236 от 16.07.2021 г).

Документов подтверждающих, что фильтры СТ-500, ТФ-10, ФГН -120 как технические устройства внесены в состав сведений характеризующих ОПО, Обществом не представлено.

Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.

Факт неисполнения Обществом пунктов 13, 24 предписания от 18.03.2021 № 48-632-553/ПР, установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что образует событие вмененного административного правонарушения.

 Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

Судом не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.

Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.

Наказание назначено Обществу в пределах санкции инкриминируемой статьи. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

 Ссылка Общества на то, что в рамках дела № А21-7586/2021  были признаны незаконными пункты 1 и 2 предписания Ростехнадзора № 48-3003-1534/ПР от 29 июня 2021 подлежит отклонению, поскольку по настоящему делу оспаривается постановление о привлечении к административной ответственности за неисполнение Предприятием другого предписания Ростехнадзора №48-632-553/ПР от 18 марта 2021 года.  Данное предписание не было оспорено Предприятием в судебном порядке, не было признано незаконным или отменено, в связи с чем подлежало исполнению Предприятием.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 15 сентября 2021 года  по делу №  А21-7587/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Авианефть» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

 Л.В. Зотеева