ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-35469/2021 от 23.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 декабря 2021 года

Дело № А21-7587/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Хариной И.С.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-35469/2021 )  АО "Авианефть" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.09.2021 по делу № А21-7587/2021 (судья Ю.Д.Залужная), принятое

по заявлению АО "Авианефть"

к Северо-Западному Управлению Федеральной службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Калининградской области

об оспаривании постановления о назначении административного наказания

установил:

Акционерное общество «Авианефть»  (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Северо – Западного управления Ростехнадзора (далее – заинтересованное лицо, Ростехнадзор, Управление) о назначении административного наказания от 06.07.2021 №48-3003-1939/ПС.

Решением суда от 15.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что на момент выдачи АО «Авианефть» Северо-Западном управлением Ростехнадзора предписания № 48-632-553/ПР от 18 марта 2021 г. и предписания № 48-3003-1534/ПР от 29 июня 2021 имеющиеся аттестации в области промышленной безопасности генерального директора Максимова Л.И., заместителя генерального директора Баранова В.И., начальника склада ГСМ Подскребова О.В., начальника топливозаправочного комплекса Кузнецова В.Г. считались действовавшими, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 был установлен мораторий (не проводилась аттестация) в период с 03 апреля 2020 г. до 01 июля 2021 г. Указывает, что фильтрующие устройства не являются техническими устройствами в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", и не подлежат внесению в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект. В дополнениях на апелляционную жалобу, Общество указывает, что 29 ноября 2021 Арбитражным судом Калининградской области по делу № А21-7586/2021 вынесено решение о признании незаконными и об отмене пунктов 1 и 2 предписания № 48-3003-1534/ПР от 29 июня 2021.

Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных Обществом к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.06.2021 № 48-3003/Рк Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, проводилась внеплановая проверка Общества с целью контроля деятельности юридического лица в связи с истечением 18.06.21г. срока исполнения ранее выданного предписания №48- 632-553/ПР от 18.03.21г.

В ходе проверки зафиксировано невыполнение Обществом пунктов 13 и 24 предписания, заключающееся в следующем:

- генеральный директор Максимов Л.И., заместитель генерального директора Баранов В.И., начальник склада ГСМ Подскребов О.В., начальник топливозаправочного комплекса Кузнецов В.Г. не аттестованы в области промышленной безопасности в объеме для исполнения ими трудовых обязанностей (области аттестации А.1, Б.1.7, Б.1.1, Б.10.1), чем нарушены требования статьи 9, статьи 141 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116-ФЗ), пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 №1365;

- при осуществлении идентификации опасного производственного объекта: склад ГСМ per. № А21-06042-0001, в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект, не включены технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте: фильтрующие устройства марок ФЭ-170-5-4-В и ЭФ1111-120/30, чем нарушены требования статьи 2, статьи 9 №116-ФЗ, пункта 20 административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 №140, пункта 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора № 471 от 30.11.2020. 

Остальные невыполненные в установленные сроки пункты предписания от 18.03.2021 № 48-632-553/ПР продлены по ходатайству АО «Авианефть» до 01.01.2022.

По данному факту административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 02.07.2021 № 48-3003-2427/ПТ.

Постановлением Ростехнадзора от 06.07.2021 о назначении административного наказания № 48-3003-1939/ПТ Общество привлечено к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Кроме того - обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Частью 2 данной статьи установлено требование об обязанности работников опасного производственного объекта проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Статьей 14.1 Закон N 116-ФЗ установлен порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Частью 1 статьи 14.1 Закон N 116-ФЗ определено, что работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией, опасного производственного объекта, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.

В части 5 названой статьи установлено, что аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей. При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Из материалов дела следует, что АО «Авианефть» эксплуатирует опасные производственные объекты:

- «Склад ГСМ» per. №А21-06042-0001;

-«Участок транспортирования опасных веществ» per. №А21-06042-0002.

На данных объектах обращаются опасные вещества: горючие жидкости (нефтепродукты), вещества представляющие опасность для окружающей среды (противоводокрстализирующая жидкость «И-М») и выполняются работы по транспортированию опасных веществ железнодорожным транспортом, хранения и выдача опасных веществ потребителям.

В соответствии с Перечнем областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 №334, на эксплуатируемых АО «Авианефть» опасных производственных объектах, определяются следующие области аттестации для руководителя организаций и его работников в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей:

- Основы промышленной безопасности - А;

- Эксплуатация химически опасных производственных объектов - Б 1.1;

- Эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов -Б1.7;

- Транспортирование опасных веществ железнодорожным транспортом - Б 10.1.

Обществу вменяется неисполнение пункта 13 Предписания от 18.03.2021 № 48-632-553/ПР, согласно которому что генеральный директор Максимов Л.И. заместитель генерального директора Баранов В.И.,  начальник  склада  ГСМ  Подскребов О.В., начальник топливозаправочного комплекса Кузнецов В.Г. не аттестованы в области промышленной безопасности в объеме для исполнения    ими трудовых обязанностей (области аттестации А1, Б 1.7, Б1.1, Б10.1).

В апелляционной жалобе Общество указывает о продлении действия аттестации по всем позициям А, Б 1.7, Б 1.1, Б 10.1 указанных должностных лиц, в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 1 октября 2020 года № 1580 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440» в целях обеспечения нормального режима работы организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции постановлением изменены сроки действия особенностей применения отдельных разрешительных режимов в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

По 1 июля 2021 года увеличен период, в течение которого продлевается и считается действующей имеющаяся аттестация в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики. Вместе с тем организации, в которых работают работники с истекшими сроками аттестации, вправе направить их для проведения аттестации в территориальные аттестационные комиссии или в комиссии организаций (в зависимости от категории работника) по собственной инициативе.

В данном случае Управлением не вменяется как нарушение обязательных требований - просроченный срок аттестации работников предприятия (26.06.2019), по областям аттестации в области промышленной безопасности указанные (имеющиеся) в документах подтверждающие проверку знаний в 2014, и 2016 годах.

Управлением отмечено о нарушении требований статьей 9, статьей 14.1 Закона N 116-ФЗ, пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365, в связи с отсутствием документов подтверждающих аттестацию в соответствующих областях промышленной безопасности.

Также Обществу вменяется неисполнение пункта 24 Предписания от 18.03.2021 № 48-632-553/ПР: При осуществлении идентификации опасного производственного объекта: склад ГСМ per. №А21-06042-0001, в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект, не включены технические устройства,   применяемые на опасном производственном объекте, а именно: - фильтрующие устройства марки ФЭ-170-5-4-В, марки ЭФПП-120/30.

Частью 2 статьи 2 ФЗ № 116-ФЗ определено, что опасные производственные объекты (далее - ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а именно: Правилами регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371.

Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Требования).

При осуществлении идентификации опасного производственного объекта: склад ГСМ per. № А21-06042-0001, в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект, не включены технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте: фильтрующие устройства, чем нарушены требования статьи 2, статьи 9 № 116-ФЗ, пункта 20 административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, пункта 7 Требований к регистрации объектов в   государственном реестре опасныхпроизводственных объектов и ведению      государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора № 471 от 30.11.2020.

В сведениях, имеющих в Управлении на момент проверки, отсутствовали фильтрующие устройства, в которых осуществляется обращение опасного вещества - горючих жидкостей. Заявление АО «Авианефть» о внесении изменений в реестр ОПО, связанных с включением в состав ОПО фильтров, поступило в адрес Управления 19.07.2021 (вх. № ОПО-248/11314), что свидетельствует о наличии и признании нарушения.

Поскольку АО «Авианефть» не были представлены паспорта на эксплуатируемые на ОПО фильтрующие устройства, их марки (ФЭ-170-5-4-В и ЭФПП-120/30) установлены визуально при осуществлении осмотра в присутствии представителя организации и его подписи в Акте.

16.07.2021г. Заявителем направлено заявление о внесении в реестр новых технических устройств (заявление № 236 от 16.07.2021 г).

Документов подтверждающих, что фильтры СТ-500, ТФ-10, ФГН -120 как технические устройства внесены в состав сведений характеризующих ОПО, Обществом не представлено.

Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.

Факт неисполнения Обществом пунктов 13, 24 предписания от 18.03.2021 № 48-632-553/ПР, установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что образует событие вмененного административного правонарушения.

 Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

Судом не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.

Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.

Наказание назначено Обществу в пределах санкции инкриминируемой статьи. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

 Ссылка Общества на то, что в рамках дела № А21-7586/2021  были признаны незаконными пункты 1 и 2 предписания Ростехнадзора № 48-3003-1534/ПР от 29 июня 2021 подлежит отклонению, поскольку по настоящему делу оспаривается постановление о привлечении к административной ответственности за неисполнение Предприятием другого предписания Ростехнадзора №48-632-553/ПР от 18 марта 2021 года.  Данное предписание не было оспорено Предприятием в судебном порядке, не было признано незаконным или отменено, в связи с чем подлежало исполнению Предприятием.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 15 сентября 2021 года  по делу №  А21-7587/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Авианефть» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

 Л.В. Зотеева