ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-35913/2021 от 09.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 февраля 2022 года

Дело № А56-53662/2021

Резолютивная часть постановления объявлена    февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 в составе председательствующего Зотеевой Л.В.,

судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,

при участии:

от заявителя: Вилиславова М.К. по доверенности от 12.12.2021;

от ответчика: не явился, извещен;

от 3-их лиц: не явились, извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35913/2021) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2021 по делу № А56- 53662/2021, принятое

по заявлению акционерного общества «Киностудия «Ленфильм»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

3-и лица: общество с ограниченной ответственностью «Ассет Менеджмент»; акционерное общество «РАД»; общество с ограниченной ответственностью «Коллиерз Интернешнл»

об оспаривании решения и предписания,

установил:

акционерное общество «Киностудия «Ленфильм» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения от 22.03.2021 по жалобе №78/8230/21 и предписания от 22.03.2021 вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – ответчик, УФАС, Управление).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Ассет Менеджмент»; акционерное общество «РАД»; общество с ограниченной ответственностью «Коллиерз Интернешнл».

Решением суда от 13.10.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены, решение и предписание признаны недействительными.

Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Управление ссылается на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права, в частности положений части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ, неполное исследование обстоятельств дела и  представленных доказательств.

В судебном заседании представитель заявителя выразил несогласие с апелляционной жалобой, поддержал доводы, изложенные в отзыве.

УФАС и третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

В судебном заседании произведена замена состава суда на основании статьи 18 АПК РФ; судья Денисюк М.И. заменена на судью Семенову А.Б.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, организатором торгов (Обществом) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет 24.02.2021 было опубликовано извещение № 32110023370 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на обеспечение реализации недвижимости, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. А, включая документацию о закупке.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ, Закон о закупках).

От ООО «Ассет Менеджмент» 11.03.2021 в Управление поступила жалоба на действия Общества, в которой указано на необоснованное установление в конкурсной документации  требований, ограничивающих конкуренцию. Решением УФАС 22.03.2021 жалоба признана обоснованной. В действиях Общества признаны следующие нарушения:

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, пп. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требований к участникам закупки, допущенное путем установления в п.п. 1.6.2.1, 1.6.2.3 - 1.6.2.5, 1.6.2.8 документации о закупке необоснованных и несоответствующих предмету Закупки единых требований к участникам Закупки;

- п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки, допущенное путем установления в Таблице № 1 п. 2.2 приложения № 1 Информационной карте ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по критерию «Квалификация участника конкурса»;
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих условий и сроков (периодов) оказания услуги, допущенное путем установления в п. 1.5.1 документации о закупке и п. 11.1 проекта договора ненадлежащих и ограничивающих конкуренцию условий (сроков) оказания услуг, являющихся предметом закупки;

- п. 1 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 9, 25 ст. 3.2, п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также указании ненадлежащих сведений о начальной (максимальной) цене договора, обеспечении заявки на участие в закупке и исполнения договора, допущенное путем установления в извещении о Закупке, п.п. 5, 22, 28 Информационной карты и п.п. 1.5.6, 4.5.2 документации о закупке ненадлежащих сведений о цене договора, обеспечении заявки на участие в закупке и исполнения договора;

- п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 25 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении ненадлежащих требований обеспечения заявки на участие в закупке, допущенное путем установления в п. 22 Информационной карты ненадлежащего условия о перечислении средств для обеспечения заявки на участие в закупке на расчетный счет третьего лица, с которым у потенциальных участников закупки отсутствуют договорные отношения.

Обществу 22.03.2021 также выдано предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении указанной закупки, путем её аннулирования с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения спорной процедуры.

Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, указал, что часть 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающих право участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ),  действия (бездействие) заказчика по осуществлению закупок. В рассматриваемом случае таких оснований, учитывая также, что жалоба подана в УФАС лицом, не участвующем в закупочной процедуре, по мнению суда, не имелось.

Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение представителя Общества, полагает выводы суда ошибочными, а решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в  том числе, в случае  осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (пункт 1).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как предусмотрено частью 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника.

При этом в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Из приведенных нормативных положений следует, что жалоба на положения документации о закупке, направленная до окончания срока подачи заявок на участие в закупке лицом, не подававшим заявку на участие в ней, подлежит рассмотрению антимонопольной службой, если нарушаются права и законные интересы такого лица (потенциального участника).

Возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в органы ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем в названной норме ограничен.

В рассматриваемом случае, ООО «Ассет Менеджмент» действительно не подавало заявку на участие в конкурсе, но с жалобой на действия организатора торгов и содержание конкурсной документации обратилось 11.03.2021, то есть еще до окончания срока подачи заявок (15.03.2021).

В своих жалобах ООО «Ассет Менеджмент» указало, что положения конкурсной документации нарушают его права и законные интересы, а также принципы прозрачности, открытости при осуществлении торгов, недопущения ограничения конкуренции, установленные антимонопольным законодательством, а определенные организатором торгов требования к участнику конкурса являются заведомо неисполнимыми, что не позволило подателю жалобы принять участие в торгах. При этом, реальные намерения заявителя принять участие в конкурсе подтверждается сферой деятельности компании согласно представленной выписке из ЕГРЮЛ.

Учитывая однозначно выраженный интерес ООО «Ассет Менеджмент» принять участие в закупке, подачу жалобы на содержание конкурсной документации до окончания срока подачи заявок, ссылку в жалобе на нарушение Закона № 223-ФЗ при формировании конкурсной документации, а именно нарушение принципов равноправия, справедливости, прозрачности, информационной открытости закупки, антимонопольный орган, по мнению суда апелляционной инстанции, правомерно принял указанную жалобу  к рассмотрению, по результатам которого вынес решение. Оснований для выводов суда первой инстанции о том, что ООО «Ассет Менеджмент» не относится к указанным в части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ лицам, имеющим право на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, не имелось.

АО «Киностудия «Ленфильм» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, следующими принципами: информационная открытость закупки (пункт 1); равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2); отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4).

При осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи (часть 5 статьи 4 Закона №223-Ф3).

Согласно части 6 статьи 3 Закона №223-Ф3 заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Как следует из п.п. 13, 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 3 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) предметом Закупки является право заключения договора по обеспечению реализации недвижимости, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Тамбасова д. 5, лит. А.

В пункте 1.4.1 Документации установлен перечень объектов недвижимости, подлежащих реализации победителем конкурса:

- земельный участок, общей площадью 97 784 кв.м. (91620/97784 долей в праве собственности на земельный участок) с кадастровым номером 78:40:0008472:8, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. А, назначение: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения объектов культуры и искусства;

- нежилое помещение с кадастровым номером 78:40:0008472:3061, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. А, пом. 8-Н, этаж: технический этаж, площадь: 229,8 кв. м, назначение: нежилое помещение;

- нежилое помещение с кадастровым номером 78:40:0008472:3050, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. А, пом. 1-Н, 2-Н, 11-Н, 12-Н, 3-Н, 7-Н, 5-Н, 6-Н, 10-Н, этаж: 1,2,3, подвал, площадь: 7 226,0 кв. м, назначение: нежилое помещение;

- нежилое помещение с кадастровым номером 78:40:0008472:3062, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. А, пом. 9-Н, этаж: технический этаж, площадь: 326,6 кв. м, назначение: нежилое помещение;

- здание цеха обработки пленки, склада пленки, с кадастровым номером 78:40:0008472:2005, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. Б, этажность: 3, площадь: 6 203,3 кв. м, назначение: нежилое здание;

-  вспомогательной      корпус      с      кадастровым  номером78:40:0008472:2006, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. В, этажность: 1, площадь: 2 071,1 кв. м, назначение: нежилое здание;

- цех водоподготовки с кадастровым номером 78:40:0008472:2025, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. Е, этажность:2, площадь: 605,2 кв. м, назначение: нежилое здание;

- нежилое помещение с кадастровым номером 78:40:0008472:3131, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. Н пом. 1-Н, 4-Н, 5-Н, этаж: 1, 2, площадь:7 619,6 кв. м, назначение: нежилое помещение;

- нежилое помещение с кадастровым номером 78:40:0008472:3133, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. Н пом. 2-Н, этаж: 1, площадь: 16,3 кв. м, назначение: нежилое помещение.

В пункте 1.4.2 Документации также установлены сведения об ограничениях (обременениях) в отношении подлежащих реализации объектов недвижимости.

В соответствии с пунктами 16.2.1, 1.6.2.3 — 1.6.2.6, 1.6.2.8 Документации участник Закупки должен соответствовать следующим единым требованиям:

- на дату подачи заявки иметь в штате "не менее 400 сотрудников, с которыми заключены Трудовые договоры;

- консультирование продавцов при совершении сделок по купле-продаже земельных участков в г. Москве (за исключением Троицкого и Новомосковского Административных Округов далее (ТиНАО)) и Санкт-Петербурге площадью не менее 10 га;

- консультирование сделок по купле-продаже девелоперских проектов строительства жилья в г. Москве (за исключением ТиНАО) и Санкт-Петербурге с суммарной поэтажной площадью в габаритах наружных стен не менее 120 тыс. кв.м;

- консультирование сделок с участием не менее 2 застройщиков, входящих в перечень системообразующих организаций строительной отрасли и ЖКХ;

- опыт подготовки к сделке объектов недвижимости с обременением;

- наличие в офисах компании участника в Москве и Санкт-Петербурге департаментов/подразделений жилой недвижимости, реализующих в качестве консультанта/брокера квартиры и апартаменты в новостройках на эксклюзивной и ко-эксклюзивной основе.

Пунктом 8 Информационной карты установлено, что участник конкурса должен соответствовать требованиям, указанным в пункте 1.6.2 части I настоящей конкурсной документации.

Согласно пп. «г» пп. 1 пункта 17 Информационной карты заявка на участие в конкурсе должна быть подготовлена по формам, представленным в части III настоящей конкурсной документации, и содержать информацию и документы об участнике конкурса, подавшем заявку на участие в конкурсе, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1.6.2. части I настоящей конкурсной документации, или копии таких документов, а также о соответствии участника конкурса требованиям, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-Ф3 (Форма 2).

На основании пункта 5.2.5 Документации конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в настоящей конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в настоящей конкурсной документации.

Согласно пункту 6.1.1 Документации победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора на основе критериев, указанных в настоящей конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Приложением № 1 к Информационной карте установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке:

- «Цена договора» - 50%;

- «Квалификация участника конкурса» - 50%.

В соответствии с пунктом 2.2 приложения № 1 Информационной карте оценка каждой заявки по критерию «Квалификация участника конкурса» осуществляется с применением показателей, раскрывающих содержаниеэтого нестоимостного критерия оценки и учитывающих особенности услуг, оказываемых по договору (далее - показатели).

   Указанные показатели приведены в Таблице № 1, в которой перечислены следующие квалификационные требования:

- на дату подачи заявки наличие в штате не менее 400 сотрудников по трудовым договорам;

- опыт сделок по аналогичным выполненным работам за последние 18 месяцев (требуется подтверждение актами выполненных работ исполненных договороы);

- консультирование продавцов при совершении сделок по купле-продаже земельных участков в г. Москве (за исключением Троицкого и Новомосковского Административных Округов далее (ТиНАО)) и Санкт-Петербурге площадью не менее 10 га;

- консультирование сделок по купле-продаже девелоперских проектов строительства жилья в г. Москве (за исключением ТиНАО) и Санкт-Петербурге с суммарной поэтажной площадью в габаритах наружных стен не менее 120 тыс. кв.м;

- консультирование сделок с участием не менее 2 застройщиков, входящих в перечень системообразующих организаций строительной отрасли и ЖКХ;

- опыт подготовки к сделке объектов недвижимости с обременением;

- наличие постоянной деятельности компании в Москве и Санкт-Петербурге;

- наличие в офисах компании участника в Москве и Санкт-Петербурге департаментов/подразделений жилой недвижимости, реализующих в качестве консультанта/брокера квартиры и апартаменты в новостройках на эксклюзивной и ко-эксклюзивной основе.

Оценка заявок по показателям под №№ 1, 2, приведенным в Таблице №1 пункта 2.2. Приложения №1 к Информационной карте настоящей конкурсной документации, производится на основании подтверждающих документов, представленных участником конкурса в составе заявки.

Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Квалификация участника конкурса», рассчитывается как сумма рейтингов, присуждаемых заявке по показателям, указанным в Таблице № 1 пункта 2.2. Приложения №1 к Информационной карте настоящей Конкурсной документации.

Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по каждому показателю критерия «Квалификация участника конкурса» (), определяется по формуле:

НЦБ1 = КЗ * 100 * (Ki / Kmax),

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Ki - предложение участника конкурса, заявка (предложение) которого оценивается;

Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками конкурса.

Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Квалификации участника конкурса», умножается на соответствующий коэффициент значимости критерия оценки 0,5 (ноль целых пять десятых).

Согласно пп. 4 пункта 17 Информационной карты заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения и документы о квалификации участника конкурса:

- сведения для оценки заявки по критерию «Квалификация участника конкурса» по показателям под №№ 1, 2, 3, приведенным в Таблице №1 п. 2. 2. Приложения №1 к Информационной карте Конкурсной документации с приложением подтверждающих документов;

- сведения об опыте участника с приложением подтверждающих документов (Форма 3).

При этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящей документации.

Апелляционная коллегия, проанализировав содержание конкурсной документации, соглашается с выводами Комиссии  УФАС о том, что из содержания Документации не представляется возможным однозначно определить к чему относятся условия, указанные в пунктах 16.2.1, 1.6.2.3 — 1.6.2.6, 1.6.2.8 Документации и Таблице № 1 п. 2.2 приложения № 1 Информационной карте: к обязательным требованиям к участникам закупки, несоответствие которым является основанием для отклонения заявки участника согласно пункту 5.2.5 Документации, или к показателям оценки и сопоставления заявок участников по критерию «Квалификация участника конкурса», предусматривающему начисление баллов заявке участника в случае предоставления документов, указанных в пп. 4 пункта 17 Информационной карты.

Также Комиссией УФАС сделан обоснованный вывод о том, что требования, изложенные в пунктах 1.6.2.1, 1.6.2.3 — 1.6.2.5, 1.6.2.8 Документации, и показатели оценки заявок по критерию «Квалификация участника конкурса», установленные в Таблице № 1 п. 2.2 приложения № 1 Информационной карте, являются избыточными, не соответствующими предмету и целям проводимой процедуры закупки, не сопоставимыми по характеру и объему с услугами, являющимися предметом закупки.

Заявитель не смог пояснить ни Комиссии УФАС, ни суду правомерность установления требования к участнику конкурса о наличии в  штате "не менее 400 сотрудников с которыми заключены Трудовые договоры; возможность  консультирования продавцов при совершении сделок по купле-продаже земельных участков в г. Москве (за исключением Троицкого и Новомосковского Административных Округов далее (ТиНАО));  консультирование сделок по купле-продаже девелоперских проектов строительства жилья в г. Москве (за исключением ТиНАО) и Санкт-Петербурге с суммарной поэтажной площадью в габаритах наружных стен не менее 120 тыс. кв.м; консультирование сделок с участием не менее 2 застройщиков, входящих в перечень системообразующих организаций строительной отрасли и ЖКХ;  наличие в офисах компании участника в Москве и Санкт-Петербурге департаментов/подразделений жилой недвижимости, реализующих в качестве консультанта/брокера квартиры и апартаменты в новостройках на эксклюзивной и ко-эксклюзивной основе.

При этом апелляционная коллегия обращает внимание, что к реализации предполагались объекты недвижимости, находящиеся в Санкт-Петербурге, и не являющиеся новыми и эксклюзивными.

Апелляционный суд соглашается с выводами комиссии УФАС, что перечисленные требования, несоблюдение которых является основанием для отклонения заявки участника, а также одновременно квалификационными требованиями, однозначно являются избыточными, заведомо ограничивающими круг потенциальных участников закупки, в  том числе профессиональных девелоперских компаний.

При этом, как правомерно установлено комиссией УФАС и следует их материалов дела, Документацией не предусмотрен надлежащий порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника конкурса», поскольку сведения, установленные в отношении указанного критерия оценки в Таблице № 1 пункта 2.2 приложения № 1 Информационной карте и дублирующие требования, изложенные в п.п. 1.6.2.1, 1.6.2.3 — 1.6.2.5, 1.6.2.8 Документации, не раскрывают порядок расчета баллов по установленным показателям оценки заявок участников закупки. Кроме того, Документацией не определен перечень документов, предоставляемый участниками в подтверждение соответствия требованиям, указанным в пунктах 1.6.2.1, 1.6.2.3 — 1.6.2.5, 1.6.2.8 Документации, а также для начисления баллов заявке участника по критерию «Квалификация участника конкурса» в соответствии с Таблицей № 1 п. 2.2 приложения № 1 Информационной карте.

При таких обстоятельствах следует признать основанными выводы Комиссии  УФАС о наличии в действиях Организатора торгов нарушений п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 2, 9, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке, несоблюдении принципов информационной открытости закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам, а также установлении ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки, допущенное при организации и проведении процедуры закупки.

В отношении доводов жалобы об установлении Организатором торгов в Документации неисполнимых условий выполнения обязательств по договору комиссией УФАС правомерно установлено следующее:

На основании п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Пунктом 1.5 Документации установлено, что участник конкурса, с которым будет заключен договор, должен будет оказать услуги в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в настоящей конкурсной документации, техническом задании, договоре, проект которого является неотъемлемой частью настоящей конкурсной документации.

В пункте 1.5.1 Документации содержатся условие, согласно которому срок оказания услуг: в соответствии с проектом договора до момента государственной регистрации перехода права собственности на указанный в пункте 1.4.1 объект к покупателю, найденному победителем конкурса, но не позднее 27 мая 2021 года.

По условиям конкурсной документации и с учетом этапов закупки, определенных в пунктах 24 и 25 Информационной карты конкурса, в пункте 2.7.8 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Киностудия «Ленфильм», договор может быть заключен с исполнителем в период с 04 апреля 2021г. по 14 апреля 2021г. При этом срок исполнения договора ограничен 27.05.2021.

При этом на основании пункта 4.3.2 проекта договора заказчик имеет право отказаться от услуг без возмещения исполнителю фактически понесенных расходов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем своих обязательств по настоящему договору или нарушения им в процессе оказания услуг требований нормативных актов, указанных в подпункте 4.2.1 настоящего договора.

Учитывая количество объектов недвижимости, подлежащих реализации, наличии обременений в отношении таких объектов, апелляционная коллегия соглашается с выводами Комиссии УФАС о наличии в действиях Организатора торгов по установлению в пункте 1.5.1 Документации в совокупности с пунктом  11.1 проекта договора ненадлежащих и ограничивающих конкуренцию условий (сроков) оказания услуг, являющихся предметом закупки, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Несмотря на то, что все вышеперечисленные условия, в том числе сроки исполнения договора являлись едиными для всех участников закупки и антимонопольным органом в рамках рассматриваемой проверки не установлено, что такие требования были установлены для какого-то одного участника, которому  заведомо, еще до опубликования конкурсной документации были известны все положения и условия закупки,  апелляционная коллегия полагает, что установленные сроки с учетом специфики закупки и ее условий, для большинства компаний, осуществляющих деятельность по реализации объектов недвижимости, были неисполнимы (в установленный период надлежало найти покупателей на все объекты недвижимости, согласовать условия сделки, заключить договоры, осуществить государственную регистрацию перехода права собственности), что, безусловно, могло привести к ограничению количества участников закупки.

На основании п.п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно ч. 25 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковскойгарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона.

 Как указано в Извещения о закупке, начальная (максимальная) цена договора составляет: 2,00 Российский рубль.

В пункте 5 Информационной карты и пункте 1.5.6 Документации установлено, что начальная (максимальная) цена договора составляет 2%, без учета НДС, от суммы денежных средств, фактически полученных от покупателя при реализации объекта.

В соответствии с пунктом 1.4.3 Документации оценка рыночной стоимости объекта определена в отчете № 2020/10/26-01 об оценке рыночной стоимости части застроенного земельного участка (91620/97784 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок кад. номер 78:40:0008472:8), находящегося по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. А от 27 ноября 2020 года.

Согласно пункту 4.5.1 Документации размер обеспечения заявок на участие в конкурсе и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящей конкурсной документацией) установлены в Информационной карте конкурса.

На основании пункта 4.5.2 Документации размер обеспечения заявки на участие в конкурсе составляет пять процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота). В случае, если участником конкурса является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены договора.

Пунктом 22 Информационной карты обеспечение заявки установлено в размере 5% от стоимости услуг, установленной в пункте 1.5.6. конкурсной документации.

Согласно п. 7.2.1 Документации заказчиком в извещении о проведении конкурса, настоящей конкурсной документации, проекте договора, установлено требование обеспечения исполнения договора.

Как следует из п. 7.2.2 Документации, денежные средства, вносимые в качестве обеспечения исполнения договора, должны быть перечислены в размере, установленном в Информационной карте конкурса.

Пунктом 28 Информационной карты обеспечение исполнения договора установлено в размере 30% от суммы денежных средств, фактически полученных от покупателя при реализации объекта, но не менее чем от суммы, установленной в отчете № 2020/10/26-01 об оценке рыночной стоимости части застроенного земельного участка (91620/97784 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок кад. номер 78:40:0008472:8), находящегося по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. А от 27 ноября 2020 года.

Организатор торгов пояснил, что отчёт об оценке содержит положение о том, что «Рыночная стоимость объекта недвижимого имущества — части застроенного земельного участка (91620/97784 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок кад. номер 78:40:0008472:8), расположенного по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. А, составляет: 1 515 667 200 (Один миллиард пятьсот пятнадцать миллионов шестьсот шестьдесят семь тысяч двести) рублей 00 коп. Итоговая величина рыночной стоимости земельного участка НДС не облагается, в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 Налогового Кодекса РФ» и объект не может быть продан по цене ниже рыночной.

Однако, ни одно из вышеприведенных положений Документации, которыми установлены начальная (максимальны) цена договора, размер обеспечения заявки, не содержали отсылку к отчету об оценке.

Анализ вышеприведенных положений позволил Комиссия УФАС сделать обоснованный вывод о том, что из содержания Документации не представляется возможным определить конкретный размер начальной (максимальной) цены договора, обеспечения заявки на участие в закупке и исполнения договора, поскольку на момент подачи заявки невозможно определить сумму денежных средств, которая будет фактически получена от покупателя при реализации объекта недвижимости, что является несоблюдением принципа информационной открытости закупки, и правильно квалифицировано антимонопольным органом как нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 9, 25 ст. 3.2, п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Согласно пункту 4.5.1 Документации реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе указаны в извещении о проведении конкурса и Информационной карте конкурса. Требование об обеспечении заявки на участие в конкурсе в равной мере относится ко всем участникам конкурса.

В соответствии с пунктом 22 Информационной карты обеспечение заявки на участие в конкурсе предоставляется участником конкурса путем внесения денежных средств или путем предоставления банковской гарантии, при этомвыбор способа обеспечения заявки осуществляется участником конкурса.

Указаны реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечение заявки на участие в конкурсе, указан получатель - Общество с ограниченной ответственностью «Продюсерский центр «Ленфильм».

По мнению Общества, Закон № 223-ФЗ не содержит запрета на получение обеспечения закупки третьим лицом. Позиция заявителя основана также на положении пункта 1 статьи 312 ГК РФ и фактически сложившихся обстоятельствах, так как счёт АО «Ленфильм» был заблокирован по решению налогового органа.

Вместе с тем, Комиссия УФАС России правомерно признала, что условие о перечислении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке на расчетный счет ООО «Продюсерский центр «Ленфильм» является ненадлежащим, поскольку у потенциальных участников закупки отсутствуют какие-либо договорные отношения с ООО «Продюсерский центр «Ленфильм», указанное лицо не является ни заказчиком проводимой процедуры закупки, ни организатором торгов, вследствие чего присутствует риск невозврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения участия в закупке.

В данном случае следует признать правильным вывод комиссии УФАС о нарушении организатором торгов ч. 25 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Установив вышеперечисленные нарушения, комиссия УФАС правомерно вынесла оспариваемое решение и выдала Организатору торгов АО «Киностудия «Ленфильм» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных приорганизации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на обеспечение реализации недвижимости, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 5, лит. А (извещение № 32110023370), путем аннулирования процедуры закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 13 октября 2021 года по делу №  А56-53662/2021 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.  

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

Н.И. Протас

 А.Б. Семенова