ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
03 декабря 2021 года | Дело № А21-8105/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): ФИО2 по доверенности от 25.11.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-36228/2021 ) акционерное общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от .09.2021 по делу № А21-8105/2021 , принятое
по заявлению акционерного общества "Янтарьэнерго"
к Федеральной антимонопольной службе
3-е лицо: Калининградское Управление Федеральной антимонопольной службы России
о признании незаконным решения,
установил:
акционерное общество «Янтарьэнерго» (далее - АО «Янтарьэнерго», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС, заинтересованное лицо) о рассмотрении жалобы от 26.02.2021 на постановление Калининградского УФАС России (УФАС России, третье лицо) от 29.12.2020 по делу №039/04/9.21-1143/2020 об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Калининградское Управление Федеральной антимонопольной службы России; дело №А40-84505/2021 передано для рассмотрения в Арбитражный суд Калининградской области.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Янтарьэнерго" не согласившись с решением суда от 28.09.2021, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на то, что задержка сроков выполнения мероприятий произошла не по вине Общества, а в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, выразившимися в введении на территории РФ ограничительных мер, связанных с распространением новой короновирусной инфекции.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы отзыва, пояснив, что Общество изначально, заключая договор на разработку рабочей документации уже нарушило срок осуществления мероприятий по договору с заявителем, уже данных обстоятельств достаточно для признания действий АО «Янтарьэнерго» неправомерными. В связи с чем полагает, что судом установлены все значимые обстоятельства по делу и оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Калининградское УФАС России поступила жалоба ФИО3 на невыполнение АО «Янтарьэнерго» условий договора от 19.11.2019 № 7627/11/19 об осуществлении технологического присоединения объекта, расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район (кад. № 39:03:060011:2005).
В связи с поступившей жалобой антимонопольным органом 24.11.2020 было возбуждено дело №039/04/9.21-1143/2020 по признакам совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
03.12.2020 в отношении Общества УФАС составлен протокол об административном правонарушении №039/04/9.21-1143/2020 по факту совершения АО «Янтарьэнерго» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Калининградского УФАС России №039/04/9.21-1143/2020 от 29.12.2020 АО «Янтарьэнерго» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
АО «Янтарьэнерго» в ФАС России подана жалоба на вынесенное Калининградским УФАС России постановление №039/04/9.21-1143/2020 от 29.12.2020.
Решением ФАС России от 26.02.2021 жалоба АО «Янтарьэнерго» оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их 3 водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила № 861).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила технологического присоединения), мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил технологического присоединения.
Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств с мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев.
По смыслу приведенных положений обозначенный срок для осуществления мероприятий по осуществлению технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией, что не позволяет его продлевать каким-либо способом. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора; соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества -19.11.2019, дата окончания - 19.05.2020.
Судом установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств ФИО3 в сроки, установленные Правилами технологического присоединения и условиями договора, не осуществлено.
Как следует из материалов дела, 19.11.2019 АО «Янтарьэнерго» и ФИО3 заключили договор № 7627/11/19, неотъемлемой частью которого являются технические условия № Z7627/19.
Оплата за технологическое присоединение произведена ФИО3 своевременно в полном объеме.
25.11.2020 в ответ на определение от 24.11.2020 о возбуждении дела № 039/04/9.21-1143/2020 и 16.12.2020 в объяснениях по делу, Общество представило в Калининградское УФАС России информацию о мероприятиях, проведенных АО «Янтарьэнерго» в рамках исполнения договора, в которых отражено следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru 20.02.2020 Обществом было размещено извещение № 32008903444 на право заключения договора на разработку рабочей документации.
Согласно протоколу подведения итогов от 19.03.2020 участник ООО «Электроналадка» признан победителем.
Между Обществом и ООО «Электроналадка» 16.04.2020 заключен договор № 16/04-2.9с на разработку рабочей документации по 29 объектам со сроком выполнения работ до 16.07.2020.
ООО «Электроналадка» 17.06.2020 и 09.09.2020 направило Обществу письма (исх. № 269/1 и исх. № 444/1) об увеличении сроков по исполнению договора № 16/04-2.9с.
Фактически выполнение работ ООО «Электроналадка» осуществило 09.10.2020, что подтверждается актом приемки-передачи проектной документации № 011996-2.9.
По распоряжению № 844 Обществом 23.10.2020 принято решение о выполнении строительно-монтажных работ по объекту заявителя.
Указанные действия выполнены Обществом за пределами срока исполнения обязательств по договору.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ни договором, ни Правилами технологического присоединения не предусмотрена возможность приостановления выполнения обязательств по договору о технологическом присоединении в связи с невыполнением другой стороной возложенных на нее обязательств. Работы по технологическому присоединению должны быть выполнены в срок, установленный договором, который фактически является пресекательным.
Привлечение подрядчиков (в частности, ООО «Электроналадка») не освобождает сетевую организацию от ответственности за соблюдение установленного срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Как следует из материалов дела, моментом окончания установленного срока исполнения договора является 19.05.2020, технологическое присоединение было осуществлено Обществом 06.02.2021.
Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.
Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям привело к нарушению императивных требований, установленных пунктом 16 Правил № 861 и интересов заявителя.
Довод Общества о том, что задержка сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению связана с действием обстоятельств непреодолимой силы, находящихся вне контроля хозяйствующего субъекта, а именно введением на территории Калининградской области ограничительных мероприятий, направленных на недопущение распространения коронавирусной инфекции подлежит отклонению, поскольку деятельность АО «Янтарьэнерго», как и его подрядчиков, не приостанавливалась.
Приказы Общества предусматривали перевод части персонала на удаленный режим работы.
Таким образом, доводы жалобы о наличии обстоятельств непреодолимой силы, с которыми связано нарушение сроков выполнения мероприятий по договору о технологическом присоединении, материалами дела не подтверждается.
Более того, на основании подпункта «а» пункта 4 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благопочия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (Covid-19) АО «Янтарьэнерго», являясь сетевой организацией, относится к непрерывно действующим организациям, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям и на которые режим нерабочих дней не распространяется.
При назначении наказания учитывалась неоднократность совершения АО «Янтарьэнерго» нарушения положений статьи 9.21 КоАП РФ и систематическое совершение однородных правонарушений, что свидетельствует о том, что назначение административного наказания в виде штрафа не достигает целей предупреждения совершения новых правонарушений, вследствие чего правонарушение не может быть признано малозначительным.
Кроме того, при назначении наказания учтены обстоятельства, которые повлияли на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в установленный Правилами № 861 и договором срок, изложенные защитниками Общества при рассмотрении дела, а также в письменных пояснениях, размер штрафа был снижен до 400 000 рублей.
Более того, судом первой инстанции также было верно отмечено, что решение ФАС России не является новым, в нем не содержится иных выводов относительно наличия в действиях АО «Янтарьэнерго» состава административного правонарушения, отличных от оснований, изложенных в постановлении Калининградского УФАС России.
В данном случае признание решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении незаконным не восстанавливает прав заявителя, поскольку признание судом незаконным решения ФАС России не влечет отмену постановления Калининградского УФАС России, учитывая также, что само постановление Калининградского УФАС России не является предметом обжалования.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2021 по делу № А21-8105/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.В. Фуркало | |
Судьи | Г.В. Лебедев Н.И. Протас |