ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-36519/2021 от 08.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 декабря 2021 года

Дело № А56-29024/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1,

при участии: 

от истца (заявителя): ФИО2, по доверенности от 16.06.2021;

от ответчика (должника): ФИО3, по доверенности от 11.01.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-36519/2021 )   Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2021 по делу № А56-29024/2021 , принятое

по заявлению Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

к  обществу с ограниченной ответственностью "Гротекс"

о взыскании,

установил:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Гротекс» (далее - ответчик, Общество) 1 201 777 рублей 55 копеек экологического сбора за 2017 год.

Решением Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 22.09.2021 исковые требования удовлетворены частично, с ООО «Гротекс» в пользу Управления взыскано 72 143 рубля 77 копеек экологического сбора за 2017 год.

Управление не согласившись с решением суда обратилось с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы податель сослался на то, что договор поставки №ДП-319/17 от 10.01.20217 не может свидетельствовать об утилизации отходов, произведенных Обществом, поскольку в договоре отсутствует информация по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпускаемых Обществом, содержание договора свидетельствует о заключении договора поставки.

Также акт утилизации отходов от 10.01.2018 не может являться документом подтверждающим выполнение норматива утилизации, поскольку из акта не следует, что в процессе утилизации указанных отходов, произведена какая – либо продукция, а также ее количество.

Податель жалобы указывает, что ООО «РусПласт» отсутствует в единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров и не представляло сведений в Росприроднадзор о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов. 

ООО «Гротекс» представило отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании пункта 15 Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 (далее - Правила № 1073) Управлением осуществлена процедура контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью ее внесения в отношении документации по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 год.

На основании акта от 25.01.2019 №АЭС-312 Обществу выставлено требование по результатам контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения (далее - Требование), в соответствии с которым в срок 10 рабочих дней со дня получения Требования Обществу надлежит устранить выявленные ошибки, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора и направления скорректированной документации в адрес Управления, погасить задолженность по экологическому сбору в размере 1 201 777 рублей 55 копеек.

Поскольку требование не исполнено Обществом, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично пришел к выводу, что требования в части взыскания утилизационного сбора по группе товаров «Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс (22.22.14.00)» отсутствуют. Сведения об уплате утилизационного сбора или заключении договоров на утилизацию группы товаров «Флаконы стеклянные для лекарственных средств, бочки, барабаны, банки, ящики и аналогичные емкости алюминиевые для любых веществ (кроме газов) вместимостью не более 300 литров» ответчиком не представлено, в связи с чем в утилизационный сбор подлежит взысканию.

Исследовав материалы дела, оценив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда ввиду следующего.

В силу пункта 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей в спорный период 2017 года) (далее Закон N 89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) (пункт 4 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.

Пунктами 1, 2 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ определено, что экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ).

Согласно пункту 3 Правил N 1073 взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор экологического сбора).

Уплата экологического сбора осуществляется плательщиком путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе (пункт 4 Правил N 1073).

Согласно пункту 10 Правил № 1073 для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы: копии платежных документов об уплате экологического сбора; документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

На основании пункта 25 Правил № 1073 в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности.

В соответствии абзацем 7 статьи 1 Закона № 89-ФЗ утилизация - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Целью утилизации отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также, действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала. Исходя из названных целей, утилизация подразумевает под собой такое видоизменение отходов, которое, в том числе, позволит в дальнейшем использовать их для производства товаров (продукции), в том числе восстановление отходов до уровня вторичного сырья или материала, способного к дальнейшему использованию в производственных целях. Из этого следует, что результатом утилизации отходов может быть не только получение готовой продукции, но и доведение отходов до формы сырья, используемого для ее производства.

Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров и Форма названной отчетности.

В соответствии с пунктами 13, 14 указанных Правил, контроль за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, в том числе проверка достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности, и ее соответствия форме, предусмотренной приложением к этим Правилам, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема отчетности. При осуществлении контроля, предусмотренного пунктом 13 этих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) вправе запросить у производителя или импортера товаров: копии договоров - в случаях, установленных пунктом 2 этих Правил; копии акта (актов) утилизации отходов.

Нормативы утилизации отходов от использования товаров на период с 2015 по 2017 годы утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 N 1886-р утвержден Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. В указанный перечень включены, в том числе ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона, бутыли, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс изделия упаковочные пластмассовые прочие.

Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения представленного Обществом комплекта документов, Управлением сделан вывод о не подтверждении факта утилизации отходов в количестве 1959,129 тонн «22.22.14.000 Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс», 409,041 тонн «17.21.14.110 Ящики и коробки складывающиеся из негофрированной бумаги», 427,437 тонн «17.21.13.000 Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона», 55,274 тонн «23.13.11.132 Флаконы стеклянные для лекарственных средств», 17,437 тонн «25.92.12.000 Бочки, барабаны, банки, ящики и аналогичные емкости алюминиевые для любых веществ (кроме газов) вместимостью не более 300 литров», в связи с чем, в адрес Общества направлено требование об устранении выявленных ошибок и погашении задолженности по экологическому сбору в размере 1 201 777 рублей 55 копеек.

Управление установило, что представленные Обществом документы не подтверждают факт утилизации.

В качестве доказательств выполнения норматива утилизации отходов от использования товаров Общество представило:

- договор №688 от 24.08.2017, заключенный с ООО «Рус Ресайклинг Компании», на поставку макулатуры, акт №10012018 от 10.01.2018;

- договор №31072017 от 31.07.2017, заключенный с ООО «Утилизация бумаги», на поставку макулатуры, акт от 09.01.2018№

- договор №ДП-319/17 от 10.01.2017, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью «РусПласт», на поставку отходов производства 5 класса опасности в виде облоя, скраба, регранулята и их ферментов, боя стеклянных флаконов и стеклянных ампул, акт от 10.01.2018.

Как правильно установлено судом первой инстанции, представленные Обществом в Управление договоры с ООО «Утилизация бумаги» и ООО «Рус Ресайклинг Компании» заключены на поставку макулатуры, а не на утилизацию товаров.

Информация по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпускаемых Обществом в договорах, отсутствует, содержание договоров свидетельствует о заключении договора поставки.

Таким образом, договоры, заключенные с ООО «Утилизация бумаги» и ООО «Рус Ресайклинг Компании»  несвидетельствуют об утилизации отходов, произведенных Обществом.

Акт об утилизации отходов должен подтверждать, что конкретные количества определенных видов отходов в отчетном периоде были использованы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечение полезных ископаемых для их повторного применения (рекуперация).

Такие сведения в актах №10012018 от 10.01.2018 к договору №688 от 24.08.2017 и от 09.01.2018 к договору №31072017 от 31.07.2017 отсутствуют.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что представленные Обществом договоры с ООО «Утилизация бумаги» и ООО««Рус Ресайклинг Компании» не подтверждают факт утилизации ящиков, коробок, складывающихся из негофрированной бумаги и ящиков, коробок из гофрированной бумаги или гофрированного картона за 2017 год, поскольку не содержат данных об использованных отходах для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечение полезных ископаемых для их повторного применения (рекуперация), в связи с чем  не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих выполнение норматива утилизации отходов.

Как следует из акта утилизации отходов от 10.01.2018, подписанного между Обществом и ООО «РусПласт» в соответствии с договором №ДП-319/17 от 10.01.2017 в период с 01.01.2017 по 231.12.2017 оказаны услуги по утилизации отходов 5 класса опасности в количестве 346,034 тонн, при утилизации отходов применена технология шредирования, в процессе утилизации произведена товарная продукция: полипропилен дробленый, полипропилен гранулированный, ПВД дробленный, ПВД гранулированный.

Таким образом, заявленные требования в части взыскания утилизационного сбора по группе товаров «Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс (22.22.14.00)» отсутствуют.

Сведения об уплате утилизационного сбора или заключении договоров на утилизацию группы товаров «Флаконы стеклянные для лекарственных средств, бочки, барабаны, банки, ящики и аналогичные емкости алюминиевые для любых веществ (кроме газов) вместимостью не более 300 литров» Обществом не представлено, в связи с чем   утилизационный сбор в указанной части подлежит взысканию.

Управлением произведен перерасчет в части взыскания утилизационного сбора за 2017 год по группам товаров «17.21.14.110 Ящики и коробки складывающиеся из негофрированной бумаги», «17.21.13.000 Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона», «23.13.11.132 Флаконы стеклянные для лекарственных средств», «25.92.12.000 Бочки, барабаны, банки, ящики и аналогичные емкости алюминиевые для любых веществ (кроме газов) вместимостью не более 300 литров», в связи с чем сумма экологического сбора должна составить 423 321 рубль 03 копейки (194 539 рублей 90 копеек («17.21.14.110 Ящики и коробки складывающиеся из негофрированной бумаги») + 203289 руб. 04 коп. («17.21.13.000 Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона») 21 258 рублей 38 копеек («23.13.11.132 Флаконы стеклянные для лекарственных средств») и 4 233 рубль 71 копейка («25.92.12.000 Бочки, барабаны, банки, ящики и аналогичные емкости алюминиевые для любых веществ (кроме газов) вместимостью не более 300 литров»).

Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что с учетом частичной оплаты ответчиком экологического сбора за 2017 год в размере 351 177 рублей 26 копеек, выполнения норматива утилизации по группе «22.22.14.000 Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс), задолженность по уплате экологического сбора за 2017 год составляет 72 143 рубля 77 копеек.

Расчет проверен апелляционным судом и признан арифметически верным.

Довод подателя жалобы о том, что ООО «РусПласт» отсутствует в единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров и не представляло сведений в Росприроднадзор о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов, апелляционным судом не принимается, поскольку в спорный период (2017 год) учет выполнения нормативов реализации не осуществлялся с использованием ЕГИС УОТ и до 17.10.2018 юридическое лицо не могло быть в реестре, поскольку информационная система была создана в 2018 году.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи, с чем решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 22.09.2021 по делу №  А56-29024/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.   

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Г.В. Лебедев

 А.Б. Семенова