ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-36657/2021 от 12.01.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 января 2022 года

Дело № А26-6143/2021

Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.,

судей  Денисюк М.И., Протас Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 18.11.2021;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36657/2021) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.09.2021 по делу № А26-6143/2021, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»

к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия

об оспаривании решения об отказе,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (далее – заявитель, Общество, ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением  к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земель лесного фонда без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью капитального ремонта установки катодной защиты (далее – УКЗ) № 20 075 282 10 1 газопровода-отвода «Петрозаводск-Северная» 282,5 км, изложенного в письме от 29.04.2021 № 7745/МПРиЭ-и, а также обязании Министерство устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем выдачи разрешения.

Решением суда от 22.09.2021 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано незаконным; суд обязал Министерство устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем выдачи разрешения на использование земель лесного фонда без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью капитального ремонта установки катодной защиты № 20 075 282 10 1 газопровода-отвода «Петрозаводск-Северная» 282,5 км.; распределены расходы по госпошлине.

Не согласившись с вынесенным решением, Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить оспариваемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению  подателя жалобы, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права. Министерство настаивает на том, что часть 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) запрещает строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, следовательно,  предоставление разрешения на использование земель лесного фонда без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью капитального ремонта было исключено.  

В судебном заседании представитель Общества выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы.

Министерство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027804862755.

Газопровод-отвод на ГРС «Северная» находится в собственности ПАО «Газпром», что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии 10 АБ № 066558 от 18.10.2005.

Поскольку ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» эксплуатирует указанный объект на основании заключенного с ПАО «Газпром» договора аренды имущества от 30.11.2020 № 01/1600-Д-16/21 (л.д.15-23), то газопровод-отвод на ГРС «Северная» находится в зоне эксплуатационной ответственности заявителя.

Общество обратилось в Министерство с заявлением от 06.04.2021 № 33- 4/6458/202 о выдаче разрешения для выполнения работ по капитальному ремонту УКЗ № 20 075 282 10 1 газопровода-отвода «Петрозаводск-Северная» 282,5 км без рубки лесных насаждений в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 № 434.

В заявлении Общество указало, что  работы будут проводиться в охранной зоне объекта; необходимая площадь временного занятия 3328 кв.м; необходимый срок использования земельного участка – по 31.12.2021; испрашиваемый земельный участок расположен в квартале 2 части выделов 5, 14 Прионежского лесничества Пригородного участкового лесничества Прионежского муниципального района Республики Карелия; земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером 10:20:0031402:627 (л.д.13).

Письмом от 29.04.2021 № 7745/МПРиЭ-и «О выдаче разрешения» Министерство отказало Обществу в выдаче разрешения со ссылкой на пункт 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку испрашиваемый лесной участок расположен в границах квартала 2 Пригородного участкового лесничества Прионежского лесничества и представлен защитными лесами с категорией «леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; леса, расположенные в лесопарковых зонах»,   и предложило Обществу осуществить перевод земель лесного фонда в земли иных категорий (л.д.12).

Посчитав отказ Министерства в выдаче разрешения на использование земель лесного фонда без предоставления земельных участков и установления сервитутов, изложенный в указанном письме, незаконным, нарушившим его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, правомерно руководствовался следующим.

 Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (пункт 1 статьи 45 ЛК РФ).

Пунктом 5 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 № 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее – Правила).

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 ЛК РФ).

Как следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в случае капитального или текущего ремонта линейного объекта, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

В пункте 2 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 и 7 пункта 1 названной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Кроме того, из пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ следует, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который включены газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

С учетом изложенного, нормы статей 7, 9, 21, 25, 45 ЛК РФ в совокупности с вышеперечисленными нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью капитального ремонта линейного объекта, без оформления прав на земельные участки.

Подпунктом 2 пункта 6 статьи 90 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.

Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов (пункт 8 статьи 90 ЗК РФ).

Таким образом, довод Министерства о невозможности использования лесного участка в целях капитального ремонта линейного объекта без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации.

Пункт 5 части 2 статьи 114 ЛК РФ содержит запрет на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, в лесах, расположенных в лесопарковых зонах. Вместе с тем, определения объектов капитального строительства и линейных объектов разграничены в пунктах 10 и 10.1 статьи 1 ГрК РФ. Исходя из системного толкования указанных норм, газопровод не относится к объектам капитального строительства. Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, ограничения, установленные в пункте 5 части 2 статьи 114 ЛК РФ на газопровод, как линейный объект, не являющийся объектом капитального строительства, не распространяются.

Согласно пункту 1 статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе в целях проведения капитального ремонта линейного объекта на срок не более одного года.

Министерство согласно пункту 1 и подпункту 7 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, являясь органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных отношений в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия, реализует полномочия собственника лесных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, в пределах, установленных законодательством.

Осуществляя делегированную ему согласно действующему законодательству функцию по предоставлению прав на лесные участки, Министерство обладает достаточными полномочиями для выдачи соответствующего разрешения на использование лесного участка без его предоставления или установления сервитута для целей, предусмотренных действующим законодательством.

Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 (далее – Правила выдачи разрешения).

Доказательств нарушения Обществом требований пунктов 3 и 4 Правил выдачи разрешения, равно как и сведений о нахождении испрашиваемого заявителем земельного участка в пользовании иных лиц, Министерством в материалы дела не представлено. Из письма от 29.04.2021 № 7745/МПРиЭ-и «О выдаче разрешения» не следовало иных оснований для отказа выдаче разрешения на использование земель лесного фонда без предоставления земельных участков и установления сервитутов, помимо необходимости соблюдения части 2 статьи 114 ЛК РФ.

При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о несоответствии  решения Министерства, изложенного в письме от 29.04.2021 № 7745/МПРиЭ-и положениям Лесного, Земельного законодательства и Правилам выдачи разрешения, что нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также право граждан на промышленную безопасность ОПО, в связи с чем суд правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.

В качестве способа восстановления нарушенного права Общества в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из заявленных Обществом требований, суд также правомерно обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» путем выдачи разрешения на использование земель лесного фонда без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью капитального ремонта УКЗ № 20 075 282 10 1 газопровода-отвода «Петрозаводск-Северная» 282,5 км.

Судом дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, правильно применены и истолкованы нормы материального права, не допущено нарушений процессуальных норм, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворению апелляционной жалобы Министерства не имеется.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат оставлению на подателе жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22 сентября 2021 года по делу № А26-6143/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

 Н.И. Протас