ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 февраля 2022 года | Дело № А56-13817/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 14.12.2021
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 30.12.2021
от 3-го лица-1: ФИО4 (генеральный директор)
от 3-х лиц-2 - 4: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер АП-36749/2021, 13АП-36751/2021 ) ООО "Пулковская усадьба" и ООО "ЕГДС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2021 по делу № А56-13817/2021 , принятое
по заявлению ООО "Пулковская усадьба"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
3-и лица: 1) ООО "ЕГДС"; 2) ПАО "Ростелеком"; 3) ПАО "ВымпелКом"; 4) АО "ЭР-Телеком Холдинг"
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Пулковская усадьба» (ОГРН: <***>, адрес: 196240, Санкт-Петербург, 1-й Предпортовый проезд, д. 14, лит. А, пом. 18-Н, оф. 1, далее - ООО "Пулковская усадьба", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН <***>, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; далее – Инспекция, ГЖИ, заинтересованное лицо) от 11.02.2021 №03/21/158-Р.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Единая городская диспетчерская служба» (ОГРН: <***>, адрес: 193231, Санкт-Петербург, ул. Подвойского, д. 16, корп. 1, лит. В, пом.17-Н, эт. 2, оф. 3.1, далее - ООО «ЕГДС», третье лицо-1), публичное акционерное общество «Ростелеком» (ОГРН: <***>, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Синопская наб., д. 14, лит. А; далее – ПАО «Ростелеком», третье лицо-2), публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» (ОГРН: <***>, адрес: 127083, Москва, ул. 8 Марта, д. 10, стр. 14; далее – ПАО «ВымпелКом», третье лицо-3), акционерное общество «ЭР-Телеком Холдинг» (ОГРН: <***>, адрес: 614066, <...>; адрес филиала в Санкт-Петербурге: 194352, Придорожная аллея, д. 15а, пом. 25Н; далее - АО «ЭР-Телеком Холдинг», третье лицо-4).
Решением от 15.09.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Пулковская усадьба" и ООО "ЕГДС" обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которой просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
ООО "Пулковская усадьба" и ООО "ЕГДС" в обоснование своих апелляционных жалоб ссылаются на то, что у инспектора ГЖИ отсутствовали полномочия и основания по непосредственному совершению проверочных действий в рамках проведенной проверки, а именно совершения звонков в АДС. Податели жалоб полагают нарушенным порядок проведения проверки, поскольку обращение в жилищную инспекцию поступило от ФИО5, не являющегося собственником или нанимателем жилого помещения в МКД. Кроме того, по мнению подателей жалоб, в их действиях отсутствует нарушение пункта 13 Правил № 416, поскольку ответ на звонки, а также совершение обратного звонка АДС совершены в соответствии с Правилами.
В судебном заседании представители ООО "Пулковская усадьба" и ООО "ЕГДС" поддержали доводы своих апелляционных жалоб, представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по мотивам, изложенным в отзыве.
ПАО "Ростелеком", ПАО "ВымпелКом", АО "ЭР-Телеком Холдинг", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц - 2-4 в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 11.02.2021 на основании распоряжения от 09.02.2021 №03/21/158-р сотрудниками Инспекции проведена внеплановая выездная проверка за соблюдением лицензионных требований Обществом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Штурманская, д. 18, лит. А (далее – МКД).
В ходе проверки Инспекцией выявлены нарушения Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации №416 от 15.05.2013 (далее – Правила №416), Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 (далее – Положение №1110) а именно:
- управляющей организацией с ООО «ЕГДС» заключен договор от 01.09.2020 № ЕГДС-2020/1 на прием и обработку входящих обращений (звонков) собственников и потребителей (аварийно-диспетчерская служба - далее - АДС). Прием заявок АДС согласно договора и информации размещенной на сайте управляющей организации осуществляется по номерам 070, <***>, <***>. При проведении проверки совершен звонок в АДС по телефону <***> в 10:14 11.02.2021, ответ на телефонный звонок в течение не более 5 минут (до 10:19 11.02.2021 включительно) в нарушение п. 13 Правила № 416, пп. 3) п. 4.1 Положения №1110 АДС не обеспечен. Согласно п. 13 Правил № 416 в случае необеспечения ответа АДС в указанный срок - осуществление взаимодействия со звонившим в АДС посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в АДС либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления, (до 10:29 11.02.2021 включительно), по состоянию на 10:30 взаимодействие с диспетчером АДС, в нарушение указанных требований не осуществлено, обратная связь установлена только в 10:31 11.02.201 диспетчером № 3. Также, в 10:37 совершен звонок в АДС по телефону <***>, ответ на телефонный звонок в течение не более 5 минут (до 10:42 11.02.2021 включительно) в нарушение п. 13 Правил № 416, пп. 3) п. 4.1 Положения №1110.
В связи с выявленным нарушением Инспекция выдала Обществу предписание №03./21.158-р от 11.02.2021, в котором предписано в срок до 24.02.2021 включительно устранить нарушения.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности требований оспариваемого предписания.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на апелляционные жалобы, выслушав представителей сторон и третьего лица-1, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда в виду следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Довод апелляционных жалоб о том, что проверки проведена Инспекцией на основании обращения ФИО5, не являющегося собственником или нанимателем жилого помещения в МКД, подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку распоряжение о проведении проверки издано Инспекцией на основании поступившего требования Прокуратуры Санкт-Петербурга о проведении проверки по обращению депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга ФИО6 (л.д.44-46). Указанные обстоятельства зафиксированы Инспекцией в распоряжении от 09.02.2021 №03/21/158-О о проведении внеплановой выездной проверки, с которым ознакомлен представитель Общества, действовавший на основании доверенности, а также в уведомлении о проведении внеплановой выездной проверки от 09.02.2021 №03/21/158-Р, направленной Обществу по электронной почте (л.д.41-43).
При этом в обязанности административного органа не входит установление факта владения ФИО5 жилым помещением, поскольку требование Прокуратуры Санкт-Петербурга и запрос ФИО6 содержали информацию о бездействии управляющей компании при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, проверка проведена с соблюдением требований, предусмотренных Законом N 294-ФЗ, существенных нарушений, влекущих недействительность результатов проверки, жилищной инспекцией не допущено, права проверяемого лица полностью соблюдены.
Согласно частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровней благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу подпунктов «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110, к лицензиату предъявляются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Штурманская ул., д. 18, лит.А (далее – МКД) на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, протокола общего собрания собственников.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее – Правила № 416) устанавливает стандарты и порядок осуществления деятельности по управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 9 Правил № 416 управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию (далее - АДС).
Как следует из материалов дела, 01.09.2020 между Обществом и ООО «ЕГДС» заключён договор №ЕГДС-2020/1 на приём и обработку входящих обращений (звонков) собственников и потребителей. Приём заявок АДС согласно договору и информации, размещённой на сайте управляющей организации, осуществляется по номера 070, <***>, <***>.
Согласно пункту 13 Правил № 416 аварийно-диспетчерская служба обеспечивает ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 5 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок - осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-диспетчерскую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-диспетчерскую службу либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления.
Из материалов дела, в том числе Акта проверки Инспекции от 11.02.2021 №03/21/158-р, следует, что при совершении звонков, в рамках проводимой проверки, ответ на указанные телефонные звонки не обеспечен в установленные законом сроки, связь со звонившим не установлена, звонков из АДС Общества не поступило.
В апелляционных жалобах ООО «Пулковская усадьба» и ООО «ЕГДС» ссылаются на статистику звонков (выписка по запросу) о соблюдении регламентных сроков ответа на поступающие звонки на телефон АДС управляющей компании.
Вместе с тем, представленная в материалы дела со стороны Инспекции выкопировка произведённых звонков содержит информацию о нарушениях при приёме и ответах на поступающие звонки (л.д. 36-38).
При рассмотрении дела судом первой инстанции направлены запросы операторам связи о возможных погрешностях по поступающим звонкам, а также выкопировку по совершённым звонкам.
Согласно ответу ПАО «ВымпелКом», разница во времени входящего и исходящего звонка составляет 1-3 секунды, что подтверждает факт наличия нарушений, выявленных Инспекцией при проведении проверки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал законными требования предписания ГЖИ № 03/21/158-р от 11.02.2021.
Довод апелляционной жалобы ООО «Пулковская усадьба» об отсутствии события административного правонарушения, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании статьи 24.5 КоАП РФ, подлежит отклонению, поскольку в рамках настоящего дела подлежат рассмотрению нарушения, указанные именно в предписании № 03/21/158-р от 11.02.2021, с учетом положений статей 65, 71 АПК РФ, а также особенностей рассмотрения споров об оспаривании ненормативных правовых актов, установленных главой 24 АПК РФ, следовательно, у суда отсутствуют основания для исследования вопросов о законности иных ненормативных актов, вынесенных заинтересованным лицом по результатам проверки.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная ООО "Пулковская усадьба" и ООО "ЕГДС" платежными поручениями от 09.12.2021 № 4551, от 08.12.2021 № 528 государственная пошлина по апелляционным жалобам в размере 1500 руб. подлежит возврату подателям жалоб из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 сентября 2021 года по делу № А56-13817/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пулковская усадьба» и общества с ограниченной ответственностью «Единая городская диспетчерская служба» - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Пулковская усадьба» излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Единая городская диспетчерская служба» излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Б. Семенова | |
Судьи | Г.В. Лебедев Н.О. Третьякова |