ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-36778/2021 от 01.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 декабря 2021 года

Дело № А26-4768/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1,

при участии: 

от истца (заявителя): не явился, извещен;

от ответчика (должника): не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-36778/2021 )  публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 1" в лице филиала "Карельский" на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 29.09.2021 по делу № А26-4768/2021 , принятое

по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 1" в лице филиала "Карельский"

к Государственному Комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору

о признании недействительным предписания № 035/3509 от 27.05.2021,

установил:

публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №1» (далее – заявитель, Общество, ПАО «ТГК №1») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее – Комитет) 27.05.2021.

Решением Арбитражного суда  Республики Карелия от 29.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ПАО «Территориальная генерирующая компания №1» просит решение суда от 29.09.2021 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что расчет платы по отоплению за март 2020 года и последующие расчетные месяцы отопительного периода, произведен в соответствии с пунктом 42 (1) Правил №354 по показаниям с общедомового прибора учета тепловой энергии.

Применение в формуле 2(3) норматива с применением коэффициента периодичности (0,01799 Гкал/кв.м.) недопустимо, поскольку формула не содержит такого показателя, а также в связи с тем, что указанный норматив применяется только при начислении платы за отопление в течение всего календарного года.

По мнению подателя жалобы, Постановлениями Правительства Республики Карелия от 07.09.2012 №279-П и от 13.03.2015 №76-П, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года не утверждался. Спорный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Общество правомерно рассчитывает плату за отопление в многоквартирных домах, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии, равномерно в течении календарного года, а при наличии прибора учета, а также в случае его временного выхода из строя - в течении отопительного периода, что не противоречит Правилам №354, устанавливающим, что расчет за коммунальную услугу по отоплению может производится как в течении отопительного периода, так и в течении календарного года, и соответствует порядку расчета, используемого как ПАО «ТГК-1» на территории Петрозаводского городского округа, так и предыдущей теплоснабжающей организацией ОАО «Петрозаводские коммунальные системы».

Податель жалобы считает, что временная неработоспособность ОДНУ в многоквартирном доме, который им оборудован, не может служить основанием для изменения способа оплаты по отоплению с «в течении отопительного периода» на «в течении календарного года», так как изменение способа оплаты по отоплению в силу Постановления Правительства №603 возможно только по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которое по настоящее время не принято. Оспариваемое предписание обязывает заявителя использовать для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению формулу №2(3) Правил №354, при этом, применяя показатель (норматив в течении календарного года) не предусмотренный законодательством, тем самым лишая, заявителя права на получение платы за отопление, в соответствии с действующим законодательством.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, по обращению гражданина, проживающего в многоквартирном доме № 24 по улице Ватутина в городе Петрозаводске (вх. № 2250-0 от 31.03.2021), Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору была инициирована внеплановая документарная проверка ПАО «Территориальная генерирующая компания № 1», на основании распоряжения № 035/Р/1908 от 28.04.2021 о ее проведении.

В ходе проверки выявлено и в акте проверки от 27.05.2021 № 035/А/1908 отражено, что ПАО «Территориальная генерирующая компания № 1» с января 2021 года по февраль 2021 года нарушен порядок начисления платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, в части неправомерного применения норматива потребления тепловой энергии 0,02699 Гкал/кв.м., вместо 0,01799, утверждённого Приказом Министерства строительства, жилищно - коммунального  хозяйства и энергетики Республики Карелия от 29.07.2016 года № 196, что является нарушением пунктов 42(1), 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.

По результатам проведенной проверки Комитетом выдано предписание №  035/3509 от 27.05.2021 о прекращении, устранении выявленных нарушений, которым на ПАО «Территориальная генерирующая компания № 1» возложена обязанность произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению собственникам жилых помещений многоквартирного дома, начисленной за период с января 2021 года по февраль 2021 года, по формуле 2(3) Правил № 354, исходя из норматива потребления тепловой энергии в отношении многоквартирного дома 0,01799 Гкал/кв.м., утвержденного Приказом Министерства строительства, жилищно - коммунального  хозяйства и энергетики Республики Карелия от 29.07.2016 № 196.

ПАО «Территориальная генерирующая компания №1», полагая, что ненормативный правовой акт органа жилищного контроля, принятый по результатам внеплановой документарной проверки, не соответствует действующему жилищному законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд  с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Общества, в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

Порядок расчета платы за коммунальные услуги, в том числе по отоплению, регламентируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила №354).

Правилами № 354 установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул), в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Как следует из материалов дела, многоквартирный дом № 24 по ул. Ватутина в г. Петрозаводске оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, допущен в эксплуатацию в период с 08.10.2019 по 17.10.2020.

Учитывая, что показания ОДНУ тепловой энергии, установленного в МКД, с 18.10.2020 не могут быть приняты к расчету, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь - декабрь 2020 года, Обществом произведено в соответствии с пунктом 59(1) Правил № 354.

Следовательно, с января 2021 года до момента ввода ОДНУ в эксплуатацию расчет платы за отопление должен производиться исходя из норматива (пункт 60 (1) Правил № 354).

Согласно абзацу 1 пункта 42(1) Правил № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В соответствии с пунктом 42(2) Правил № 354, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

Решение о применении способа оплаты коммунальной услуги «отопление» в течение отопительного периода Министерством строительства, жилищно -коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия не принималось, нормативно-правовые акты, регламентирующие такой порядок, не утверждались.

Как правильно указано судом первой инстанции, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода правомерно только в случае принятия решения органом государственной власти субъекта РФ о выборе такого способа.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 07.09.2012 года № 279-П «О применении в 2012-2014 годах на территории Республики Карелия порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307» установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах на территории Республики Карелия в отношении предоставленной потребителю в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307. Пунктом 2 данного Постановления определено, что при расчетах размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие в муниципальных образованиях Республики Карелия по состоянию на 30 июня 2012 года.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 13.03.2015 года № 76-П «О применении в 2015 году - первом полугодии 2016 года на территории Республики Карелия порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307» данный порядок расчетов был сохранен.

Анализ данных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что в период до 30.06.2016 потребители оплачивают коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива равномерно в течение календарного года.

Поскольку по состоянию на 30.06.2016 в Республике Карелия в силу постановления Правительства Республики Карелия от 13.03.2015 № 76-П для граждан-потребителей действовал порядок оплаты коммунальных услуг равномерно в течение года, в силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации № 603 этот же порядок с 30.06.2016 сохранен и для исполнителя коммунальных услуг.

Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению за январь и февраль 2021 года должен производиться исходя из норматива, утвержденного для оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года

  Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории Республики Карелия утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 29.07.2016 N 196 (в редакции приказа от 29.08.2017 N 231).

Так, для рассматриваемого многоквартирного дома норматив потребления коммунальной услуги по отоплению составляет 0,02699 Гкал на 1 кв.м. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности составляет 0,01799 Гкал на 1 кв.м.

Таким образом, применяя формулу 2(3) Приложения № 2 Правил № 354 для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению Обществу необходимо использовать установленный органом исполнительной власти Республики Карелия норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, рассчитанный с применением коэффициента периодичности.

Применение Обществом норматива потребления коммунальной услуги по отоплению без применения коэффициента периодичности приводит к нарушению прав граждан.

При изложенных обстоятельствах, указанная в предписании обязанность корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 по формуле 2(3) приложения N 2 к указанным Правилам, обоснованно возложена на заявителя.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии оспариваемого предписания Комитета упомянутым нормам законодательства, а также об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Доводы апелляционной жалобы Общества отклоняются апелляционным судом как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 29.09.2021 по делу №  А26-4768/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Г.В. Лебедев

 А.Б. Семенова