ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-36954/2021 от 12.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

841/2022-60278(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А., 

при участии от Федерального казначейства ФИО1 (доверенность  от 26.01.2022 № 51-17-17/1075), от Управления Федерального казначейства по  Новосибирской области ФИО2 (доверенность от 26.01.2022   № 51-17-18/1074), от Министерства энергетики и жилищно-коммунального  хозяйства Мурманской области ФИО3 (доверенность от 14.01.2022   № 3), ФИО4 (доверенность от 14.01.2022 № 4), от Комитета по  тарифному регулированию Мурманской области ФИО5 (доверенность от  12.01.2022 № 2), от Министерства финансов Мурманской области ФИО6  (доверенность от 25.01.2022 № 02-11/4), 

рассмотрев 06.09.2022 в открытом судебном заседании кассационные  жалобы Федерального казначейства, Управления Федерального казначейства по  Новосибирской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от  03.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  06.05.2022 по делу № А42-10884/2020, 

у с т а н о в и л:

 Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства  Мурманской области, адрес: 183032, <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), обратилось в  Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании  недействительными вынесенных Управлением Федерального казначейства по  Новосибирской области, адрес: 630008, <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление казначейства), акта  выездной проверки от 26.12.2019, представления от 25.02.2020   № 51-20-11/10-2984. Делу присвоен номер А45-8112/2020. 

 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, Арбитражный суд Новосибирской  области привлек Федеральное казначейство, адрес: 101000, Москва, Большой  Златоустинский пер., д. 6, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее –  Казначейство), Министерство финансов Мурманской области, адрес: 183032,  <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее –  Министерство финансов), Комитет по тарифному регулированию Мурманской  области, адрес: 183006, <...>, ОГРН <***>,  ИНН <***> (далее – Комитет), акционерное общество (далее – АО)  «Мурманэнергосбыт», адрес: 183034, <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***>. 

 Определением от 23.11.2020 на основании пункта 2 части 2 статьи 39 


[A1] Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  по ходатайствам Министерства и Управления казначейства дело   № А45-8112/2020 передано для рассмотрения в Арбитражный суд Мурманской  области (по месту нахождения большинства доказательств). 

 Определением от 30.12.2020 дело принято к производству Арбитражного  суда Мурманской области, ему присвоен номер А42-10884/2020. 

 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, Арбитражный суд Мурманской  области привлек Министерство финансов Российской Федерации, адрес: 109097,  Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН <***>,  ИНН <***>, муниципальное унитарное предприятие (далее – МУП)  жилищно-коммунального хозяйства «Вымпел», адрес: 184020, <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***>, МУП «Дорожно-транспортное  хозяйство» ЗАТО город Заозерск, адрес: 184310, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,  МУП «Мурманская управляющая компания», адрес: 183038, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, публичное  акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1», адрес:  197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ПАО «ТГК № 1»), АО «Апатит»,  адрес: 162622, <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***>, АО «Мончегорская теплосеть», адрес:  184511, <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***>, АО «Мурманская ТЭЦ», адрес: 183038,  <...> сооружение 14, ОГРН <***>, ИНН <***>,  АО «Оленегорские тепловые сети», адрес: 184536, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,  общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «ПромВоенСтрой»,  адрес: 191124, Санкт-Петербург, Орловская ул., д. 1, лит. А, пом. 55Н,  ОГРН <***>, ИНН <***>, «Тепло людям. Умба», адрес: 184042,  <...> Октября, д. 1, ОГРН <***>,  ИНН <***>, «Теплонорд», адрес: 191124, Санкт-Петербург, Орловская ул.,  д. 1, лит. А, пом. 55Н, ОГРН <***>, ИНН <***>, «Теплострой  плюс», адрес: 191124, Санкт-Петербург, Орловская ул., д. 1, лит. А, пом. 55Н,  ОГРН <***>, ИНН <***>. 

 Решением от 03.10.2021 суд первой инстанции признал  недействительными пункты 1 – 5 представления Управления казначейства от  25.02.2020 № 51-20-11/10-2984 как не соответствующие Бюджетному кодексу  Российской Федерации (далее – БК РФ), постановлениям Правительства  Мурманской области от 16.07.2019 № 325-ПП «О Правилах предоставления  субсидии теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих  доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут и (или) уголь)» (далее –  Правила № 325-ПП), от 24.12.2018 № 615-ПП «О Правилах предоставления  субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с ростом цен на  топливо (мазут и (или) уголь), теплоснабжающим организациям,  предоставляющим услуги теплоснабжения по регулируемым тарифам» (далее –  Правила № 615-ПП), обязал Управление казначейства устранить нарушения прав  и законных интересов Министерства. В удовлетворении требования  Министерства о признании недействительным пункта 6 представления от  25.02.2020 № 51-20-11/10-2984 суд первой инстанции отказал, прекратил  производство по делу в части требования Министерства о признании 


[A2] недействительным акта выездной проверки от 26.12.2019. 

 Постановлением от 06.05.2022 апелляционный суд оставил решение от  03.10.2021 без изменения. 

 В кассационных жалобах Казначейство и Управление казначейства,  ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права,  несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить  решение от 03.10.2021 и постановление от 06.05.2022 в части удовлетворения  требований Министерства, принять по делу в указанной части новый судебный  акт – об отказе в удовлетворении заявленных Министерством требований в  полном объеме. 

 По мнению подателей кассационных жалоб, суды двух инстанций пришли к  неправомерному выводу о незаконности пункта 1 оспариваемого представления;  из пункта 2 приказа Министерства финансов от 30.12.2016 № 166Н (далее –  Приказ № 166Н), которым утверждена типовая форма соглашения о  предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за  исключением государственного учреждения), индивидуальному  предпринимателю, физическому лицу – производителю товаров, работ, услуг на  возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством  (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее – Типовая  форма), следует, что соглашения о предоставлении субсидий формируются в  соответствии с Типовой формой начиная с 2017 года; выводы судов о  рекомендательном характере Типовой формы не соответствуют действующему  законодательству. В отношении признания недействительными пунктов 4, 5  оспариваемого представления заявители указывают, что соглашениями,  заключенными Министерством с получателями субсидий, было предусмотрено  осуществление Министерством контроля за исполнением таких соглашений, а  Управление казначейства на основании части 1 статьи 269.2 БК РФ было вправе  проверить осуществление Министерством контроля соблюдения условий  соглашений о предоставлении субсидий. 

 Как отмечают Казначейство и Управление казначейства, вопреки выводу  судов соглашением от 12.07.2019 № 01-01-06/06-145 бюджету субъекта  Российской Федерации – Мурманской области были предоставлены дотации в  целях обеспечения расходов бюджета субъекта Российской Федерации на  компенсацию организациям жилищно-коммунального хозяйства недополученных  доходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь, из чего следует, что  компенсационный характер выплат связан с фактом роста таких цен именно в  2019 году. При этом установлено, что теплоснабжающие организации приобрели  за счет средств субсидий уголь, т.е. денежные средства расходовались не на  компенсацию выпадающих (недополученных) доходов, а на приобретение  топлива. При толковании соглашения от 12.07.2019 № 01-01-06/06-145 судам  следовало принять позицию Минфина России, в соответствии с которой  названным соглашением предусмотрено выделение дотации на компенсацию  теплоснабжающим организациям выпадающих доходов, связанных с ростом цен  на топливо именно в 2019 году. Суды двух инстанций не оценили довод  Управления казначейства о том, что во втором полугодии 2019 года произошло  снижение цен на топливо. 

 Вопреки выводу судов, на страницах 14 – 17 акта выездной проверки от  26.12.2019, проведенной в отношении Министерства, описаны результаты  встречных проверок теплоснабжающих организаций: ПАО «ТГК № 1»,  АО «Мурманэнергосбыт». 

 Податели кассационных жалоб отмечают, что в резолютивной части  решения от 03.10.2021 указано на несоответствие представления Управления 


[A3] казначейства Правилам № 615-ПП, 325-ПП, однако представление  территориального органа Казначейства не должно соответствовать нормативно-правовым актам субъекта Российской Федерации. 

 В отзывах на кассационные жалобы Министерство, Комитет,  АО «Мурманэнергосбыт», Министерство финансов, АО «Мончегорская  теплосеть», ООО «Тепло людям. Умба», АО «Апатит», МУП «Мурманская  управляющая компания», ООО «Теплонорд», ООО «ПромВоенСтрой», ПАО «ТГК   № 1», ООО «Теплострой Плюс», АО «Оленегорские тепловые сети», считая  решение от 03.10.2021 и постановление от 06.05.2022 в обжалуемой  Управлением казначейства и Казначейством части законными и обоснованными,  просят оставить их без изменения, а кассационные жалобы – без  удовлетворения. 

 Минфин России в отзыве на кассационные жалобы поддержал доводы  Казначейства и Управления казначейства. 

 В судебном заседании представители Казначейства и Управления  казначейства поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах,  представители Министерства, Комитета, Министерства финансов возражали  против их удовлетворения. 

 Минфин России, МУП жилищно-коммунального хозяйства «Вымпел», МУП  «Дорожно-транспортное хозяйство» ЗАТО город Заозерск, МУП «Мурманская  управляющая компания», ПАО «ТГК № 1», АО «Апатит», АО «Мончегорская  теплосеть», АО «Мурманская ТЭЦ», АО «Оленегорские тепловые сети»,  АО «Мурманэнергосбыт», ООО «ПромВоенСтрой», ООО «Тепло людям. Умба»,  ООО «Теплонорд», ООО «Теплострой плюс», надлежащим образом извещенные  о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в  нем не направили, поэтому кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие. 

 Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

 Как следует из материалов дела, на основании поручений председателя  Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № ДМ-П9-7957р, от  16.05.2019 № ДМ-П9-3953р, распоряжений Правительства Российской  Федерации от 01.12.2018 № 2654-р, от 02.07.2019 № 1422-р в соответствии с  постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 № 231 «О  порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов  Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности  бюджетов субъектов Российской Федерации» (далее – Постановление № 231)  Минфин России и Правительство Мурманской области (получатель) 21.12.2018 и  12.07.2019 заключили соответственно соглашения № 01-01-06/06-501 и 01-0106/06-145 о предоставлении бюджету Мурманской области дополнительной  финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер  по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской  Федерации. 

 В соответствии с пунктом 1.1 соглашений Минфин России обязался  предоставить получателю в 2018 и 2019 годах соответственно 1 932 842 600 руб.  и 3 054 269 300 руб. дотации. 

 Согласно пункту 3.1 соглашений Минфин России обязался перечислить  дотацию на счет, открытый Управлением Федерального казначейства по  Мурманской области для кассового обслуживания исполнения бюджета  получателя (Министерства). 

 В соответствии с пунктом 3.2.2 соглашения № 01-01-06/06-501 получатель  обязался обеспечить направление дотации на цели, указанные в пункте 1.2  данного соглашения, то есть на компенсацию организациям жилищно-


[A4] коммунального хозяйства расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь. 

 В силу пункта 3.2.2 соглашения № 01-01-06/06-145 получатель обязался  обеспечить направление в 2019 году дотации на поддержку мер по обеспечению  сбалансированности бюджетов субъекта Российской Федерации – на  компенсацию теплоснабжающим организациям Мурманской области  выпадающих доходов, связанных с ростом цен на топливо в 2019 году. 

 Управление казначейства в соответствии с поручением Казначейства от  28.11.2019 № 655п на основании своего приказа от 29.11.2019 № 1153 провело в  отношении Министерства внеплановую выездную проверку по вопросу  исполнения Мурманской областью обязательств по соглашению   № 01-01-06/06-145, обоснованности объема потребности, необходимой для  компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в 2018 – 2019  годах, расчета и образования межтарифной разницы при предоставлении  субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных  доходов в связи с оказанием услуг населению, образования соответствующей  просроченной кредиторской задолженности. В соответствии с приказом от  29.11.2019 № 1153 проверка проводилась за период с 01.01.2018 по 01.11.2019. 

 По результатам проверки Управление казначейства 26.12.2019 составило  акт, а 25.02.2020 вынесло представление № 51-20-11/10-2984. 

 В названном представлении Управление казначейства зафиксировало  следующее: 


[A5] раздела IV Правил № 325-ПП, пунктов 4.1, 4.1.3 соглашений о предоставлении  субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение недополученных  доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут и (или) уголь) Министерство  как орган, уполномоченный на предоставление субсидий из областного бюджета  юридическим лицам, не осуществляло контроль за соблюдением цели  предоставления субсидий по 13 соглашениям на 3 054 269 300 руб.,  заключенным в 2019 году, в результате чего субсидирование теплоснабжающих  организаций осуществлялось как по категории потребителей «население», так и  категории потребителей «прочие» (юридические лица), не предусмотренной  нормативными правовыми актами Мурманской области; 

 Управление казначейства в представлении потребовало от Министерства в  связи с нарушением, указанным в пункте 2 представления, перечислить не  позднее 01.07.2020 в доход федерального бюджета 3 054 269 300 руб.,  полученных по соглашению № 01-01-06/06-145, в связи с нарушением, указанным  в пункте 3 представления, перечислить не позднее 01.07.2020 в доход  федерального бюджета 90 283 670 руб., полученных по соглашению   № 01-01-06/06-501. Управление казначейства также потребовало от  Министерства в течение 30 дней с момента получения представления принять  меры по устранению причин и условий совершения бюджетных нарушений,  указанных в пунктах 1, 4 – 6 оспариваемого представления. 

Не согласившись с актом проверки от 26.12.2019 и представлением от  25.02.2020 № 51-20-11/10-2984, Министерство обратилось в арбитражный суд с  настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требования  Министерства о признании недействительным акта проверки от 26.12.2019,  признал недействительными пункты 1 – 5 представления, в остальной части в 


[A6] удовлетворении заявленных требований отказал. 

Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без  изменения. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационных  жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам  дела, не нашла оснований для отмены решения и постановления по настоящему  делу в обжалуемой Казначейством и Управлением казначейства части и  удовлетворения кассационных жалоб. 

 Из материалов дела следует, что в пункте 1 оспариваемого представления  Министерству в качестве нарушения бюджетного законодательства вменено  несоответствие заключенных им в 2019 году 13 соглашений о предоставлении  субсидий теплоснабжающим организациям требованиям Типовой формы. 

 Согласно пунктам 3.1, 3.1.2 Типовой формы соглашение о предоставлении  субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) включает в себя  условие о том, что субсидия предоставляется в соответствии с правилами  предоставления субсидии при представлении получателем главному  распорядителю средств областного бюджета документов, подтверждающих  факт произведенных получателем затрат/ недополученных доходов, на  возмещение которых предоставляется субсидия, в соответствии с правилами  предоставления субсидии и соглашением, а также иных документов,  определенных в приложении, являющемся неотъемлемой частью соглашения. 

 В пункте 5 приложения № 1 в перечне документов указаны документы,  подтверждающие осуществление затрат, если правилами предоставления  субсидии предусмотрено предоставление субсидии на возмещение затрат  (недополученных доходов) получателя в связи с производством (реализацией  товаров, выполнением работ, оказанием услуг). 

 По мнению подателей кассационных жалоб, обязанность представления  получателем субсидии упомянутых документов и соответствующий пункт были  неправомерно не включены в 13 соглашений о предоставлении субсидий,  заключенных Министерством с теплоснабжающими организациями в 2019 году,  что привело к нецелевому расходованию бюджетных средств. 

 В 2019 году действовали Правила № 325-ПП.

 Министерство представило в материалы дела соглашения на возмещение  затрат (недополученных доходов) от 25.07.2019 № 205 – 208, от 26.07.2019   № 209 – 216, от 29.07.2019 № 217 заключенные в 2019 году с получателями  субсидий – теплоснабжающими организациями. 

 Суды двух инстанций установили, что в пункте 3.1.2 перечисленных  соглашений предусмотрено предоставление субсидии в соответствии с  правилами ее предоставления при представлении получателем главному  распорядителю средств областного бюджета документов, предусмотренных в  приложении № 1 к соглашениям. 

 В приложении № 1 к соглашениям о предоставлении субсидий в 2019 году  были перечислены документы, указанные в пунктах 1.1 – 1.6 раздела II Правил   № 325-ПП. 

 Кроме того, согласно пункту 3 раздела I Правил № 325-ПП целью  предоставления субсидии является компенсация теплоснабжающим  организациям в 2019 году выпадающих доходов, связанных с ростом цен на  топливо (мазут и (или) уголь) и определенных Комитетом. 

 При этом размер субсидий на компенсацию выпадающих доходов каждой  из 13 теплоснабжающих организаций в 2019 году был определен Комитетом в  соответствии с действующим законодательством и предусмотрен в пункте 2 


[A7] раздела II Правил № 325-ПП. 

 Как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций, размер  субсидии в 2019 году для каждой теплоснабжающей организации был определен  в Правилах № 325-ПП, и не требовал дополнительного документального  подтверждения факта недополучения теплоснабжающими организациями и  размера выпадающих доходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь. 

 С учетом Правил № 325-ПП в соглашениях о предоставлении субсидий в  2019 году не были предусмотрены указанные в пункте 3.1.2 Типовой формы  документы, подтверждающие факт недополучения доходов их получателями. 

 Кроме того, суды установили, что документы, предусмотренные  соглашениями о предоставлении субсидий и пунктами 1.1 – 1.6 раздела II Правил   № 325-ПП, были представлены теплоснабжающими организациями  Министерству вместе с заявлениями на получение субсидий. 

 Как обоснованно отметили суды двух инстанций, Правила № 325-ПП  являлись действующими, не были оспорены и признаны не соответствующими  требованиям бюджетного законодательства, а Типовая форма носила  рекомендательный характер. 

 При этом судами установлено соответствие соглашений о предоставлении  субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих  доходов требованиям Правил № 325-ПП. 

 В пунктах 2 и 3 представления Управление казначейства указало, что  Министерство направило теплоснабжающим организациям за счет средств  дотации, перечисленных по соглашениям № 01-01-06/06-501, 01-01-06/-06-145,  субсидии на компенсацию выпадающих доходов в связи с ростом цен на топливо  (мазут, уголь) в отсутствие документального подтверждения таких доходов у  теплоснабжающих организаций, что не обеспечило целей выделения средств  дотации по перечисленным соглашениям. 

 В акте проверки Управление казначейства отметило, что субсидии были  перечислены теплоснабжающим организациям не в объеме сложившихся у них  недополученных доходов, а в порядке авансирования их расходов, которые  впоследствии должны были подтверждаться расчетами о направлениях  расходования средств субсидии. При этом такие расчеты, как указывает  Управление казначейства, не содержали документального подтверждения  выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, связанных с ростом цен на  топливо. 

 Кроме того, в акте проверки Управление казначейства привело данные  встречной проверки, проведенной в отношении одного из получателей субсидии  – ПАО «ТГК № 1», и указало, что с января по октябрь 2019 года цена угля и  топочного мазута не менялась, в связи с чем отсутствовали выпадающие доходы  за соответствующие периоды, обусловленные ростом цен на топливо. 

 Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с  указанием цели их использования. 

 Из пункта 1 статьи 78 БК РФ следует, что субсидии юридическим лицам (за  исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям),  индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам –  производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и  безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или)  финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством  (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. 

 Правила № 615-ПП, 325-ПП были утверждены Правительством 


[A8] Мурманской области в соответствии со статьей 78 БК РФ, распоряжениями  Правительства Российской Федерации от 01.12.2018 № 2654-р, от 02.07.2019   № 1422-р в целях бесперебойного обеспечения населения Мурманской области  тепловой энергией. 

 Пунктами 2 Правил № 615-ПП, 325-ПП предусмотрено, что компенсация  выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, предоставляющих услуги  теплоснабжения по регулируемым тарифам, осуществляется путем  предоставления субсидий. 

Как обоснованно отметили суды двух инстанций на основании анализа  представленных в материалы дела доказательств, сам факт выделения в 2018 и  2019 годах на основании соглашений № 01-01-06/06-501 и 01-01-06/06-145  средств дотации обусловлен поддержкой сбалансированности бюджета субъекта  Российской Федерации в связи с компенсацией выпадающих доходов  теплоснабжающим организациям (пункт 1.2 соглашения № 01-01-06/06-501, пункт  3.2.2 соглашения № 01-01-06/-06-145). 

 Суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание  представленные в материалы дела письма губернатора Мурманской области от  09.04.2019 № 01/1090-АЧ, от 15.05.2019 № 01/1460-АЧ, от 10.06.2019   № 01/1752-АЧ, от 22.05.2019 № 01/1533-АЧ, в которых указано на увеличение  недополученных теплоснабжающими организациями доходов в связи с  увеличением стоимости топлива с 2018 года, что приводит к росту объемов  субсидий, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации для  компенсации таких доходов. 

 Суд апелляционной инстанции на основании представленных в дело  доказательств заключил, что просьба губернатора Мурманской области о  выделении финансовой помощи бюджету субъекта Российской Федерации в  связи с увеличением недополученных доходов теплоснабжающих организаций,  компенсируемых в том числе предоставлением субсидий, было обусловлено  резко возросшей в 2018 году по отношению к 2017 году и сохраняющейся в 2019  году ценой топлива (мазута и угля), используемого теплоснабжающими  организациями региона в целях бесперебойного теплоснабжения потребителей, и  невозможностью урегулировать сложившуюся ситуацию посредством учета  издержек таких организаций в тарифах на тепловую энергию для конечных  потребителей. 

 Достаточных и достоверных доказательств, опровергающих факт роста цен  на топливо и возникновение в связи с этим у теплоснабжающих организаций,  предоставляющих услуги теплоснабжения по регулируемым тарифам,  недополученных доходов, податели кассационных жалоб в материалы дела не  представили. 

 При этом судами установлено и из материалов дела видно и  Казначейством и Управлением казначейства не опровергнуто, что средства  дотаций, полученные на основании соглашений № 01-01-06/06-501, 01-01-06/06145, были направлены Министерством на предоставление субсидий  теплоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов,  как это предусмотрено указанными соглашениями (пункт 1.2 соглашения № 0101-06/06-501, пункт 3.2.2 соглашения № 01-01-06/-06-145; страницы 12, 28 акта  выездной проверки от 26.12.2019). 

 Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что цель  выделения дотации в рассматриваемом случае была соблюдена. 

 При этом суды обоснованно отклонили доводы Казначейства и Управления  казначейства о фактическом предоставлении Министерством субсидий не на  компенсацию выпадающих доходов, а на авансирование их расходов в связи с 


[A9] оказанием услуг теплоснабжения. 

 В силу пункта 3 Правил № 615-ПП, 325-ПП целью предоставления  субсидии является возмещение (компенсация) теплоснабжающим организациям  доходов недополученных (выпадающих) в связи с ростом цен на топливо (мазут и  (или) уголь), не предусмотренным Комитетом при регулировании тарифов на  тепловую энергию. 

 Согласно пункту 5 Правил № 615-ПП, 325-ПП, полученная субсидия  направляется не позднее текущего финансового года теплоснабжающими  организациями на закупку топлива (мазут и (или) уголь), на погашение  кредиторской задолженности, возникшей перед поставщиками в результате  закупки топлива (мазут и (или) уголь), а также на погашение целевых кредитов,  взятых на покупку топлива (мазут и (или) уголь). 

 Таким образом, как правомерно заключили суды, цель предоставления  субсидий (компенсация недополученных доходов теплоснабжающих организаций  в связи с ростом цен на топливо) соответствовала условиям, определенным  соглашениями № 01-01-06/06-501, 01-01-06/06-145, а пунктом 5 Правил   № 615-ПП, 325-ПП установлены направления расходования средств полученной  субсидии. 

 При этом всеми привлеченными к участию в деле теплоснабжающими  организациями в материалы дела были представлены документы, связанные с  расходованием средств выделенных Министерством субсидий, проанализировав  которые суды двух инстанций установили, что средства субсидии были  израсходованы получателями в соответствии с пунктом 5 Правил № 615-ПП,  325-ПП. 

 С учетом установленных судами фактических обстоятельств дела и  представленных доказательств суды первой и апелляционной инстанций пришли  к обоснованным выводам о расходовании Министерством средств дотации,  выделенной на основании соглашений № 01-01-06/06-501, 01-01-06/06-145, по  целевому назначению и об отсутствии нецелевого расходования Министерством  бюджетных средств. 

 В пунктах 4, 5 оспариваемого представления Управление казначейства  констатировало неосуществление Министерством контроля за соблюдением  целей субсидирования по вышерассмотренным соглашениям 2018-2019 годов, в  результате чего субсидирование теплоснабжающих организаций произведено как  в части категории «население», так и в части, не предусмотренной нормативными  правовыми актами Мурманской области, по категории потребителей «прочие»  (юридические лица). 

 В разделе IV Правил № 615-ПП, 325-ПП установлены требования об  осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка  предоставления субсидии и ответственность за их нарушение. 

 Согласно пункту 1 раздела IV Правил контроль соблюдения целей, условий  и порядка предоставления субсидии получателям субсидии осуществляется  Министерством и органом государственного финансового контроля Мурманской  области посредством проведения ими обязательных проверок. 

 Из акта проверки от 26.12.2019 следует, что в соответствии с пояснениями  министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области  контрольные мероприятия в отношении получателей субсидий в 2019 году были  запланированы на IV квартал 2019 года. Данное обстоятельство Управлением  казначейства, Казначейством не опровергнуто. 

 Суды приняли во внимание судебные акты по делу   № А42-10885/2020, в рамках которого рассматривалось заявление Комитета о  признании незаконным представления Управления казначейства и был 


[A10] рассмотрен вопрос о законности установления тарифов на тепловую энергию для  категории потребителей «прочие» на уровне ниже экономически обоснованных  тарифов без принятия соответствующего закона Мурманской области. 

 С учетом данного обстоятельства суды первой и апелляционной инстанций  обоснованно констатировали незаконность пунктов 4, 5 представления  Управления казначейства. 

Ссылка подателей кассационных жалоб на неправомерное указание в  резолютивной части решения суда первой инстанции на несоответствие  представления Управления казначейства Правилам № 615-ПП, 325-ПП получила  оценку судов двух инстанций и обоснованно отклонена ими. 

Иные приведенные в кассационных жалобах доводы получили  надлежащую оценку судов двух инстанций, в связи с чем у суда кассационной  инстанции отсутствуют основания для иной оценки. 

Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных  выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать  установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу  статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в  арбитражном суде кассационной инстанции»). 

Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм  материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем  оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения  кассационной жалобы не имеется. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

постановил:

 решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.10.2021 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022  по делу № А42-10884/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы  Федерального казначейства, Управления Федерального казначейства по  Новосибирской области – без удовлетворения. 

Председательствующий С.В. Соколова

Судьи С.В. Лущаев 

Ю.А. Родин