ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
23 декабря 2021 года | Дело № А56-60759/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 03.09.2020
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 22.11.2021(онлайн), ФИО4 по доверенности от 22.11.2021 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном в формате «онлайн-заседания», апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-37109/2021 ) АО "Газпром газораспределение" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2021 по делу № А56-60759/2021 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению АО "Газпром газораспределение"
к Службе по тарифам Астраханской области
об оспаривании постановления
установил:
Акционерное общество «Газпром Газораспределение» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Службы по тарифам Астраханской области (далее – заинтересованное лицо, Служба) от 21.06.2021 №86.69
Решением суда от 07.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить постановление Службы. Податель жалобы указывает, что в соответствии с заявками о подключении будет осуществляться фактическое присоединение нескольких объектов капитального строительства (многоквартирных домов), плата за подключения рассчитана с учетом затрат Общества на несколько фактических присоединений с оформлением на каждый этап актов о готовности сетей газопотребления к пуску газа, а также актов наряда-допуска на выполнение газоопасных работ в установленном действующим законодательстве порядке.
В судебном заседании, проведенном в формате «онлайн-заседания», представитель Общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, представители Службы просили оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в целях оценки соблюдения организацией законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) и во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок, утвержденного приказом Службы от 29.10.2020 № 265 «Об утверждении плана проверок», Службой проведена плановая документарная проверка в отношении АО «Газпром газораспределение», осуществляющего деятельность по технологическому присоединению потребителей к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение» на территории Астраханской области в период с 01.04.2020 по 28.02.2021.
По результатам проведения проверки правильности применения АО «Газпром газораспределение» платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение», расположенным на территории Астраханской области, и тарифных ставок, определяющих величину этой платы, за период с 01.04.2020 по 28.02.2021, Службой составлен акт проверки от 29.03.2021 № 13.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований:
1) Согласно ТУ, выданным АО «Газпром газораспределение» от 15.06.2020 № 790/ЕО на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства «Группа жилых домов», расположенного по адресу: улица ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в Советском районе г. Астрахани, к сетям газораспределения, следует, что:
- объем потребления природного газа для объекта капитального строительства составляет 3 284 куб. метров в час;
- распределительный газопровод среднего давления проходит в границах земельного участка по улицам: ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в Советском районе г. Астрахани.
Согласно договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения АО «Газпром газораспределение» от 10.07.2020 № ТП-АСО-1105/20 плата (без НДС) определена в размере 79 618,00 руб. (без НДС) - 2542,00*7+8832,00*7, где:
2542,00 руб. - размер стандартизированной тарифной ставки, связанной с мониторингом выполнения Заявителем технических условий;
8832,00 руб. - размер стандартизированной тарифной ставки, связанной с осуществлением фактического присоединения к газораспределительной сети;
7 - принятый организацией коэффициент подключений, по которым осуществляется мониторинг выполнения Заявителем технических условий;
7 - количество фактических присоединений, принятых организацией.
С НДС размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения АО «Газпром газораспределение» составил 95 541,60 руб.
Исходя из информации о количестве точек подключения (1 шт.), указанном в договоре от 10.07.2020 № ТП-АСО-1105/20, при применении ставок, утвержденных постановлением Службы от 13.12.2019 № 157, стоимость технологического присоединения объекта капитального строительства к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение» по оценке Службы составляет 11 374,00 руб. без НДС (13 648,80 руб. с НДС).
Размер излишне полученной выручки составил:
95 541,60 руб. - 13 648,80руб. = 81 892,80 руб.
Таким образом, расчет платы выполнен АО «Газпром газораспределение» с нарушением действующего законодательства, выразившимся в завышении размера платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение».
2) Согласно ТУ, выданным АО «Газпром газораспределение» от 28.07.2020 № 982/ЕО на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства «Жилая застройка, автомобильный гараж», расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Латышева, 16 А, к сетям газораспределения,следует, что:
- объем потребления природного газа для объекта капитального строительства составляет 3 131,52 куб. метров в час;
- распределительный газопровод проходит в границах земельного участка по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Латышева, 16 А.
Согласно договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения АО «Газпром газораспределение» от 10.08.2020 № ТП-АСО-1268/20 плата (без НДС) определена в размере 56 805,00 руб. = 2542,00*1,5+8832,00*6, где:
2542,00 руб. - размер стандартизированной тарифной ставки, связанной с мониторингом выполнения Заявителем технических условий;
8832,00 руб. - размер стандартизированной тарифной ставки, связанной с осуществлением фактического присоединения к газораспределительной сети;
1,5 - принятый организацией коэффициент подключений, по которым осуществляется мониторинг выполнения Заявителем технических условий;
6 - количество фактических присоединений, принятых организацией.
С НДС размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения АО «Газпром газораспределение» составил 68 166,00 руб.
Таким образом, исходя из информации о количестве точек подключения (1 шт.), указанном в договоре от 10.08.2020 № ТП-АСО-1268/20, при применении ставок, утвержденных постановлением Службы от 13.12.2019 № 157, стоимость технологического присоединения объекта капитального строительства к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение» по оценке Службы составляет 11 374,00 руб. без НДС (13 648,80 руб. с НДС).
Размер излишне полученной выручки составил: 68 166,00 руб. - 13 648,80 руб. - 54 517,20 руб.
Таким образом, расчет платы выполнен АО «Газпром газораспределение» с нарушением действующего законодательства, выразившимся в завышении размера платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение».
По оценке Службы размер излишне полученной выручки АО «Газпром газораспределение» за период с 01.04.2020 по 28.02.2021 составил 136 410 руб. (с НДС) = 54 517,20 руб. + 81 892,80 руб.
В связи с выявленными нарушениями, Службой в отношении Общества 08.06.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 86.86.
Постановлением Службы о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 86.69 от 21.06.2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 272 820 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям или никотинсодержащей продукции завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Службе, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 49-П (далее - Положение о службе), Служба является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, за исключением регулирования цен (тарифов), относящегося к полномочиям других исполнительных органов государственной власти Астраханской области, и осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) по вопросам, отнесенным к полномочиям Службы, на территории Астраханской области.
В соответствии с пунктом 2.1.5 Положения о службе, Служба устанавливает размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктами 34, 35, 36 методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 для данной категории потребителей размер платы за технологическое присоединение определяется на основании стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных с мониторингом выполнения Заявителем технических условий и осуществлением фактического присоединения.
На момент заключения договоров, представленных организацией АО «Газпром газораспределение» в ходе проверки, действовали плата за технологическое присоединение и стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение», расположенным на территории Астраханской области, установленные постановлением Службы от 13.12.2019 № 157 «О плате за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования и стандартизированных тарифных ставках, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение», расположенным на территории Астраханской области, на 2020 год» (далее - постановление Службы от 13.12.2019 № 157).
Факт завышения Обществом размера стандартизированных тарифных ставок, определенных Постановлением Службы от 13.12.2019 № 157 установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что образует событие вмененного правонарушения.
В Апелляционной жалобе Общество указывает, что договорами о подключении предусмотрено поэтапное подключение нескольких объектов:
- договором от 10.07.2020 № ТП-АСО-1105/20 - 7 (семи) объектов за период январь 2021 - январь 2024;
- договором от 10.08.2020 № ТП-АСО-1268/20 - 6 (шести) объектов за период апрель 2021 - август 2026.
Плата за подключение рассчитана с учетом затрат исполнителя на несколько фактических присоединений с оформлением на каждый этап актов о готовности сетей газопотребления к пуску газа, а также актов наряда-допуска на выполнение газоопасных работ в установленном законодательством порядке.
Апелляционный суд отклоняет указанные доводы, поскольку договорами от 10.07.2020 № ТП-АСО-1105/20 и от 10.08.2020 № ТП-АСО-1268/20 предусмотрена одна точка подключения для каждого договора.
Следовательно, расчет платы должен быть произведен исходя из информации о количестве точек подключения (1 шт.), указанном в договорах от 10.07.2020 № ТП-АСО-1105/20 и от 10.08.2020 № ТП-АСО-1268/20, при применении ставок, утвержденных постановлением Службы от 13.12.2019 № 157.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Штраф назначен Обществу в пределах санкции инкриминируемой статьи. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное административное наказание, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 октября 2021 года по делу № А56-60759/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром Газораспределение» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.И. Протас | |
Судьи | М.И. Денисюк Л.В. Зотеева |