ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
04 февраля 2022 года | Дело № А56-76732/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 30.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-37370/2021 ) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербургана решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2021 по делу № А56-76732/2021 (судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис № 1 Фрунзенского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЖКС №1 Фрунзенского района» (далее – заявитель, Общество) обратилось во Фрунзенский районный суд города Санкт-Петербурга с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – административный орган, Инспекция) от 17.06.2021 по делу №430/21 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Определением судьи Фрунзенского районного суда города Санкт-Петербурга от 10.08.2021 по делу №12-527/2021 заявление Общества передано на рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением суда от 25.10.2021 оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что Общество является лицом, ответственным за исполнение требований Правил № 354, несоблюдение которых является нарушением лицензионных требований.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 19.05.2021 с 10:00 по 12:00 часов на основании Распоряжения № 12/21/304-Р от 13.05.2021 в результате внеплановой документарной проверки, заместителем начальника отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги - государственным жилищным инспектором Санкт-Петербурга ФИО3 по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 130, лит.А, были выявлены нарушения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а именно:
По адресу: <...>, литера А выявлены следующие нарушения:
Многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Расход потребления коммунальной услуги «отопление», внесенный в текущем месяце, отражается в счет-квитанции следующего месяца. В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2019 № 215-р с 01.07.2020 по 31.12.2020 размер платы за услугу «отопление» установлен - 1818,29 руб./Гкал, В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2020 № 243-р с 01.01.2021 по 30.06.2021 размер платы за услугу «отопление» установлен - 1 81 8,29 руб./Гкал.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил, расчет размера платы с декабря 2020 года по апрель 2021 года осуществляется по формулам 3 и 3.6 Правил.
При начислении платы по лицевому счету квартиры №71 по услуге отопление с декабря 2020 по апрель 2021:
Жилая площадь принятая к расчету Обществом - 8660,29 кв.м; Жилая площадь согласно представленному Обществом техническому паспорту - 8664,4 кв.м, разница составляет 4,11 кв.м.
Общая площадь жилых и нежилых помещений принятая к расчету Обществом — 12086,09 кв. м; согласно представленному Обществом техническому паспорту - 12109,4 кв.м. (8664,4+3445), разница составляет 23,31 кв.м.
Также установлено, что нежилое помещение (бомбоубежище) 9-Н площадью 206,4 кв.м не имеет собственника, обладает признаками общего имущества МКД.
Общество использует площадь общего имущества дома - 1992,50 кв. м, необходимо использовать 1992,5 + 206,4=2198,9 кв.м
Площадь жилого помещения - 68,10 кв. м.
Площадь нежилых помещений - 3445 кв. м., принятая к расчету Обществом, 3425,8 кв.м., согласно представленному Обществом техническому паспорту, разница составляет 19,2 кв.м.
В соответствии с приложением №1 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.05.2017 №50-р установлены нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества составляет 0,055 мЗ/м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; по горячей воде 0,034 мЗ/м2. Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены в соответствии с требованиями к качеству коммунальных ресурсов, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При расчет платы по услуге ХВ (содерж. общего имущества) по квартире № 71 обществом принята площадь мест общего пользования равная 1992,50 м2, площадь жилых и нежилых помещений 12086,09м2:
0,055 мЗ/м2 (норматив) * 1992,50 м2 (площадь мест общего пользования) / 12086.09м2 (площадь жилых и нежилых помещений) * 68,10 (площадь квартиры) = 0,62 мЗ.
Необходимо принимать площадь мест общего пользования равной 1476,9 м2, площадь жилых и нежилых помещений 12109,4м2:
0,055 мЗ/м2 (норматив) * 1476,9 м2 (площадь мест общего пользования) / 12109,4м2 (площадь жилых и нежилых помещений) * 68,10 (площадь квартиры) = 0,46 мЗ.
Расчет за коммунальную услугу по отоплению и потребление холодной воды в целях содержания общего имущества по квартире 71 за период с декабря 2020 года по апрель 2021 года произведен неверно в связи с использованием в расчетах некорректных площадей.
- Расчет за коммунальную услугу по отоплению и потребление холодной воды в целях содержания общего имущества по квартире 71 за период с декабря 2020 года по апрель 2021 года произведен неверно в связи с использованием в расчетах некорректных площадей, т.е. нарушен п.42(1), п.44 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки № 12/21/304-Р от 19.05.2021 с приложением материалов фото фиксации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 24.05.2021 уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении Общества протокола N 12/21/304-Р об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 17.06.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 430/2021 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом события правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами правонарушения выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление названного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионными требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Требования и порядок предоставления коммунальных услуг установлены правилами "О предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Отменяя оспариваемое постановление, суд указал, что из постановления об административном правонарушении не представляется возможным предметно определить организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом 130 литер А по Лиговскому проспекту в Санкт-Петербурге.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Общество на основании договора управления от 01.05.2010 № 607 и лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами № 78-000015 от 03.04.2015 осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Лиговский, д. 130, лит А.
Общество, приняло на себя обязательства по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов согласно Договору.
Таким образом, Общество является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию жилого дома, содержание общего имущества и предоставление жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с установленными требованиями законодательства.
Вопреки ошибочным выводам суда первой инстанции, в ходе проверки Инспекцией выявлены нарушения Обществом лицензионных требований, что подтверждается актом проверки № 12/21/304-Р от 19.05.2021 с приложением материалов фото фиксации, протоколом об административном правонарушении № 12/21/304-Р от 24.05.2021.
Выявленные нарушения образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Вместе с тем, оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает возможным применить в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 КоАП РФ, признав совершенное Обществом правонарушение малозначительным.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП РФ).
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Суд апелляционной инстанции, исходя из обстоятельств совершения Обществом административного правонарушения, учитывая, что нарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, приходит к выводу о возможности признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным.
Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Таким образом, ошибочные выводы суда первой инстанции, изложенные в оспариваемом судебном акте, в данном случае не привели к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 октября 2021 года по делу № А56-76732/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.И. Протас | |
Судьи | М.И. Денисюк Л.В. Зотеева |