ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-37392/2021 от 18.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

611/2022-53124(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Константинов П.Ю.,  рассмотрев 18.08.2022 без вызова сторон кассационную жалобу открытого  акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала –  Дальневосточной железной дороги на решение Арбитражного суда города 

Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2021 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу 

 № А56-66315/2021,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», адрес:  107078, Москва, внутригородская территория (внутригородское муниципальное  образование) города федерального значения муниципальный округ Басманный,  Новая Басманная улица, дом 2/1, строение 1, ОГРН <***>, 

ИНН <***>, в лице филиала – Дальневосточной железной дороги, адрес  филиала: 680000, <...>- Амурского, дом 20 (далее – Дорога), обратилось в Арбитражный суд города 

Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной  ответственностью «Автолинк», адрес: 191024, Санкт-Петербург,  внутригородская территория городской муниципальный округ Смольнинское,  проспект Бакунина, дом 5, литера А, помещение 56-Н, офис 530, ОГРН  <***>, ИНН <***> (далее – Общество), о взыскании 

Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке  упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

Решением суда первой инстанции от 01.10.2021, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 14.02.2022, в  удовлетворении иска отказано. 

В кассационной жалобе Дорога ссылаясь на нарушение судами первой и  апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и  несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в  нем доказательствам, просит решение и постановление отменить и принять по  делу новый судебный акт – об удовлетворении исковых требований в полном  объеме. 

По мнению подателя жалобы, судами не дана оценка доводу истца о  наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и  возникшими у истца убытками в виде пеней за просрочку груза. 

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ, пункту 55 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых  вопросах применения судами положений Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса 


[A1] Российской Федерации об упрощенном производстве» кассационные жалобы на  судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства,  рассматриваются в арбитражном суде кассационной инстанции судьей  единолично без проведения судебного заседания, без вызова лиц,  участвующих в деле, и без осуществления протоколирования. 

Стороны надлежащим образом извещены о принятии кассационной  жалобы к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова  сторон. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную  силу решения Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2020 по делу 

 № А40-333226/2019 с Дороги в пользу общества с ограниченной  ответственностью «АвтоВосток-2» (далее – Общество «АвтоВосток-2») взыскано  3 875 635 руб. 72 коп. пеней за просрочку доставки груза, в том числе 

 № ЭМ311981.

Ссылаясь на то, что просрочка, за которую была уплачена неустойка  грузополучателю, произошла по причине устранения эксплуатационной  неисправности вагона, расходы по устранению которой и задержка в пути  следования являются расходами собственника вагона (Общества), Дорога  направила Обществу претензию от 15.04.2021 № 5010/ДТЦФТО о возмещении  убытков. 

Поскольку требования претензии оставлены без удовлетворения, Дорога  обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. 

Суды отказали в удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы,  проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, приходит к следующим выводам. 

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -  ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения  причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено  возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются  расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет  произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение  его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это  лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его  право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2). 

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений  раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»  разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что  ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник  ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда,  наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). 

Как следует из искового заявления, к причиненным убыткам Дорога  отнесла сумму неустойки за просрочку доставки груза по транспортной  железнодорожной накладной № ЭМ311981, взысканных с нее в пользу  Общества «АвтоВосток-2» в рамках дела № А40-333226/2019. 

В силу статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав  железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) за  просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних 


[A2] вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов  платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за  каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем  в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего  вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие  предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств. 

В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики  применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта  Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании  с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражными судами  надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов,  порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными  приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 № 245  (далее - Правила). 

При этом в силу пункта 6.3 Правил срок доставки грузов может быть  увеличен перевозчиком для оформления и исправления обнаруженной  технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика  причинам. 

Таким образом, исходя из специфики спорных правоотношений  перевозчик должен доказать, что им осуществлены все обязательные,  необходимые и разумные меры по установлению технической пригодности  (исправности) вагонов на момент их принятия к перевозке, что выявленные в  пути следования неисправности возникли не по вине перевозчика (его виновных  действий или бездействия), имели скрытый характер и не могли быть  обнаружены и установлены при обычной приемке вагонов. 

В связи с этим бремя доказывания обстоятельств, влекущих  освобождение перевозчика от ответственности за нарушение срока доставки  груза, возлагается на перевозчика. 

Вступившими в законную силу судебными актами по делу

 № А40-333226/2019 установлено, что Дорога не представила доказательств  того, что неисправности, послужившие основанием для просрочки доставки  грузов, возникли по причинам, не зависящим от перевозчика, носили скрытый  характер и не могли быть обнаружены Дорогой при приемке вагонов (в том  числе вагона № 58691254) к перевозке. В рамках данного дела суды установили  наличие оснований для взыскания с Дороги неустойки за просрочку доставки  грузов. 

Суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в  материалы дела доказательства, приняв во внимание результаты рассмотрения  дела № А40-333226/2019, правомерно в иске отказали. 

Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в  порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по  делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются  существенные нарушения норм материального права и (или) норм  процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод,  законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. 

Доводы подателя жалобы выражают несогласие с произведенной судами  оценкой фактических обстоятельств дела, что не свидетельствует о наличии  предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для удовлетворения  кассационной жалобы. 

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса 


[A3] Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 01.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 14.02.2022 по делу № А56-66315/2021 оставить без  изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества  «Российские железные дороги» – без удовлетворения. 

Судья П.Ю. Константинов