ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-37573/20 от 18.03.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 марта 2021 года

Дело № А56-65971/2020

Резолютивная часть постановления объявлена   марта 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной  Е.В., судей  Мельниковой  Н.А., Слоневской А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,

при участии: 

- от истца: ФИО1 (доверенность от 29.12.2018)

- от ответчика: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-37573/2020 )  Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство московского района Санкт-Петербурга»

на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2020 по делу № А56-65971/2020 ,

принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга»

о признании

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга» (далее – Учреждение) от 17.04.2020 № 553 об отказе в предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается, расположенных в Московском районе; об обязании Учреждения предоставить Обществу на систематической основе сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которого обеспечивается Обществом, расположенных в Московском районе г. Санкт-Петербурга, путем передачи справок о регистрации по форме № 9 на основании запросов Общества.

Решением суда от 28.10.2020 требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Учреждения просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель истца против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве, о приобщении которого ходатайствовал.

Представитель ответчика, извещенный судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, Общество, являющееся универсальным правопреемником ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (до 14.12.2010 именовавшееся ЗАО «Петербургрегионгаз», преобразовано 01.07.2016), осуществляет поставку природного газа населению г. Санкт-Петербурга с 01.04.2004 на основании публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

09.04.2020 Общество обратилось к Учреждению с заявлением о предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается заявителем, расположенных в Московском районе г. Санкт-Петербурга.

Решением от 17.04.2020 №553 Учреждение отказало Обществу в предоставлении запрашиваемых сведений, указав, что обязанность по предоставлению информации в отношении потребителей коммунальной услуги действующим законодательством возложена на управляющие организации, которые по запросу обязаны предоставить всю актуальную информацию, необходимую для выставления счетов потребителям.

Общество, согласно ответу Учреждения, осуществило попытку обратиться в управляющую компанию ООО «ЖКС №1 Московского района" (далее – Управляющая компания) с требованием о предоставлении необходимых сведений.

 В Управляющую компанию  направлен запрос №07-01/6052 от 17.06.2020 о предоставлении информации о количестве зарегистрированных граждан (справки о регистрации формы №9).

Согласно ответу Управляющей компании  от 29.06.2020 № 4658 регистрационный учет граждан по месту жительства и по месту пребывания, возложенный на жилищные организации, осуществляет Учреждение.

Общество оспорило решение Учреждения от 17.04.2020 № 553 в арбитражный суд.

Заявитель указав, что в соответствии с пунктгом 4 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила №549), он имеет право запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается, а также иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.

При этом Общество полагает, что именно Учреждение обязано представить запрошенную информацию, ссылаясь на Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1), Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее – Правила № 713), Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 №288 (далее – Административный регламент №288), распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 № 34-рп «О мерах по реализации статей 7 и 7.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Распоряжение № 34-рп), распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 № 192-п «О мерах по совершенствованию работы отделов вселения и регистрационного учета жилищных организаций» (далее – Распоряжение № 192-п).

Суд требования удовлетворил.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о персональных данных оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 152-ФЗ Общество  включено в реестр операторов персональных данных (per. № 78-17-003448), является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилое помещение которых поставляется газ, и являющихся стороной публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Обработка персональных данных необходима в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент-субъект персональных данных.

На основании раздела 10 публичного договора поставки газа, абонент дает согласие на обработку его персональных данных в целях заключения и исполнения договора, в том числе при привлечении третьих лиц. В перечень персональных данных, на обработку которых абонентом дается согласие, являются: имя, фамилия, отчество дата и место рождения, адрес регистрации и места жительства, контактные телефоны, справки паспортного стола обслуживающих организаций о количестве и лицах, зарегистрированных по указанному месту жительства, характеристика жилых помещений, документы, подтверждающие право собственности или иное право пользования помещениями.

Таким образом, при заключении Обществом договора поставки газа с абонентом-физическим лицом, в соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации как в письменной форме, так и в устной форме, путем фактического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети, абонент-субъект персональных данных, дает Обществу согласие на обработку его персональных данных в целях и в объеме, необходимом для исполнения условий договора поставки газа.

При этом в силу части 8 статьи 9 Закона № 153-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в п.2 - 11 ч.1 ст.6, ч.2 ст.10 и ч.2 ст.11 Федерального закона.

Исходя из пункта 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ, обработка персональных данных допускается в случае, если их обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Абонент, в жилое помещение которого поставляется газ, является стороной и выгодоприобретателем по публичному договору поставки газа, что свидетельствует о необходимости поставщика газа, выступающего в качестве кредитора в обязательствах по поставке газа, обладать сведениями о должниках - абонентах с целью надлежащего исполнения своих прав и обязанностей.

Таким образом, Общество имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора поставки газа, которые являются персональными данными абонентов-физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором.

Довод Учреждения, со ссылкой на то, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила               № 354), обязанность по предоставлению Обществу запрашиваемых сведений возложена на организации, осуществляющие управление спорными многоквартирными домами, получил надлежащую оценку.

В соответствии с пунктом 4 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в оферте - предложении о заключении договора (далее - оферта), а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается; размере (объеме, площади) отапливаемых жилых и нежилых помещений, а также иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.

Абонент, в жилое помещение которого поставляется газ, является стороной публичного договора поставки газа, а потому поставщик газа (Общество), выступающий в качестве кредитора в обязательстве по поставке газа, с целью надлежащего исполнения своих прав и обязанностей должен обладать сведениями об абонентах.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении Обществом договора поставки газа с абонентом - физическим лицом, как в письменной форме, так и путем фактического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети, абонент - субъект персональных данных дает Обществу согласие на обработку его персональных данных в целях и в объеме, необходимом для исполнения условий договора поставки газа.

В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 № 34-рп Учреждение подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Согласно приложению 1 к названному распоряжению Учреждение является обладателем информации по следующим документам: договорам найма, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляет Учреждение), справкам о регистрации, характеристикам жилого помещения.

На основании изложенного информация о собственниках (нанимателях) жилого помещения, лицах, зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства и (или) месту пребывания, сведения о характеристиках жилого помещения, находятся в ведении Учреждения как жилищного органа, являющегося администратором автоматизированной информационной системы «Население. Жилой фонд».

Общество вправе запрашивать и получать от Учреждения сведения о персональных данных абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора поставки газа, то есть требования предъявлены Обществом к надлежащему ответчику.

Кроме того, наличие у Общества потенциальной возможности получить у других лиц запрашиваемые сведения не отменяет права Общества получить такие сведения у Учреждения.

Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 28.10.2020 по делу №  А56-65971/2020   оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В. Савина

Судьи

Н.А. Мельникова

 А.Ю. Слоневская