ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-3778/2022 от 28.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 мая 2022 года

Дело № А26-3648/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Денисюк М.И., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Хариной И.С.

при участии: 

от заявителя: Ведюков Ю.С. по доверенности от 01.01.2022 (онлайн)

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-3778/2022 )  ООО "Соломенский лесозавод" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.12.2021 по делу № А26- 3648/2021 (судья Александрович Е.О.), принятое

по заявлению ООО "Соломенский лесозавод"

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствия стихийных бедствий по Республике Карелия

о признании незаконным в части предписания от 12.04.2021 №82/1/1

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» (далее – заявитель, Общество, ООО «Соломенский лесозавод») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным в части предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствия стихийных бедствий по Республике Карелия (далее – Управление) от 12.04.2021 №82/1/1.

Решением суда от 28.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что Управление не доказало, что новая редакция Правил противопожарного режима и конкретно пункт 54 может распространяться на обязанности субъектов, возникшие до вступления ее в силу. Ссылается на то, что в Заключениях № 52, 53, 54, 55 не описано какие мероприятия проводились для определения несоответствие или соответствие проложенных кабелей нормативным требованиям. В части пунктов 27, 94, 28 предписания указывает на недоказанность выявленных нарушений, а также на нарушение судом статьи 65 АПК РФ,  а именно возложение на Общество обязанности доказывания. Ссылается на то, что максимальное количество работников на втором этаже не превышает 4, в связи с чем второй выход не требуется. Указывает, что вменяя нарушение в пункте 131 предписания, Управлением не проводились измерения в ходе проверки, в материалах дела отсутствуют данные измерения; в пункте 132 предписания Управление выявило не то нарушение и сослалось не на тот нормативный акт.

В связи с заменой состава суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Управление  надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, распоряжением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Петрозаводску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС) назначено проведение проверки соблюдения требований пожарной безопасности №82 от 02 марта 2021 года.

В соответствии с указанным распоряжением в период с 11 марта 2021 года по 07 апреля 2021 года инспектором МЧС проведена проверка объекта защиты – здания, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Соломенская, д.2.

При проведении проверки присутствовал генеральный директор ООО «Соломенский лесозавод» Пладов А.В. 12 апреля 2021 года по результатам проверки составлен акт №82, в котором отражены факты выявленных нарушений. Копия акта вручена уполномоченному представителю Общества.

Также 12 апреля 2021 года МЧС внесено предписание №82/1/ об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Полагая, что указанное предписание в частипунктов 7, 18, 30, 44, 61, 73, 84,  104, 117, 124, 8, 20, 32, 45, 46, 63, 75, 86, 106, 107, 119, 126, 129, 27, 94, 28, 54, 130,  131, 132 не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «Соломенский лесозавод» обратилось в арбитражный суд рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

 Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно частям 2 и 3 статьи 4 названного Закона к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В пунктах 7, 18, 30, 44, 61, 73, 84, 104, 117, 124 предписания указано на отсутствие на эксплуатируемых Обществом объектах защиты технической документации на технические средства, функционирующие в составе автоматической установки пожарной сигнализации (далее - АУПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (далее – СОУЭ).

Податель жалобы указывает, что Управление не доказало, что новая редакция Правил противопожарного режима и конкретно пункт 54 может распространяться на обязанности субъектов, возникшие до вступления ее в силу.

Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно указал, что наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 7.3 СП 76.13330.2016. «Свод правил. Электротехнические устройства, актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85» пусконаладочными работами (далее - ПНР) является комплекс работ, включающий проверку, настройку и испытания электрооборудования с целью обеспечения электрических параметров и режимов, заданных проектом.

В силу пункта 4.6 указанного Свода правил окончанием монтажа электротехнических устройств является завершение индивидуальных испытаний смонтированного электрооборудования и подписание рабочей комиссией акта о приемке электрооборудования после индивидуального испытания.

Согласно пункту 15.1 РД 78.145-93. «Пособие к руководящему документу «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ» (утв. ГУВО МВД РФ 22.12.1993) пусконаладочные работы должны выполняться монтажно-наладочной организацией в соответствии с требованиями РД 78.145-93 с обязательным приложением 1 к СНиП 3.05.05-84, СНиП 3.05.06-85 и СНиП 3.05.07-85.

Во вводной части РД 78.145-93 указано, что настоящие Правила распространяются на производство работ по монтажу, наладке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию систем и комплексов охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила должны соблюдаться всеми монтажно-наладочными организациями, кооперативными и частными фирмами, выполняющими данные работы на объектах различных форм собственности. Соответственно, проведение пусконаладочных работ смонтированных на объекте инженерных систем безопасности является необходимым условием для ввода в эксплуатацию объекта и соблюдения противопожарной безопасности на объекте.

Согласно пункту 11.1 РД 78.145-93 приемка в эксплуатацию технических средств сигнализации должна производиться в соответствии с требованиями СНиП 3.01.04-87.

 Подпунктом «в» пункта 3.5 СНиП 3.01.04-87. «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» предусмотрено, что подрядчик представляет рабочим комиссиям сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ. Данная документация после окончания работ рабочей комиссии должна быть передана заказчику (застройщику).

Приказом Минстроя России от 27.07.2017 N 1033/пр с 27.01.2018 вместо СНиП 3.01.04-87 утверждены и введены в действие СП 68.13330.2017 «СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».

В соответствии с пунктом 4.38 данного документа после ввода объекта в эксплуатацию застройщик (технический заказчик) обязан передать организации, которая будет эксплуатировать объект капитального строительства, результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта, иную документацию на объект, которая необходима для его безопасной эксплуатации.

В соответствии с пунктом 11.4 РД 78.145-93 при приемке в эксплуатацию технических средств сигнализации монтажно-наладочная организация должна предъявить рабочей комиссии исполнительную документацию (комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями или акт обследования); техническую документацию предприятий - изготовителей; сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, изделий и оборудования, применяемых при производстве монтажных работ; производственную документацию (обязательное Приложение 1).

Согласно пункту 63 Правила №390 руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

Таким образом, для монтажа, введения в эксплуатацию и дальнейшей эксплуатации систем противопожарной защиты зданий и сооружений необходимо наличие технической документации заводов-изготовителей на системы противопожарной защиты, а значит на все технические средства, функционирующие в составе этой системы.

Данное требование включено в действующие Правила противопожарного режима (пункт 54), необходимость его соблюдения следует также из нормативных документов по пожарной безопасности, которые до настоящего времени являются действующими.

Содержащиеся в Законе №123-ФЗ требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации. В данном случае оборудование объекта автоматическими установками пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не относится к работам, которые влекут за собой реконструкцию или капитальный ремонт зданий, строений или сооружений, а относится к мероприятиям, связанным с эксплуатацией объекта.

При проведении проверки в рамках пожарного надзора должностное лицо МЧС устанавливает соответствие технических средств на объекте требованиям действующих на момент проверки нормативным правовым актам. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.

В связи с этим период постройки и введения объекта недвижимости в эксплуатацию не освобождают Общество от соблюдения действующих (введенных после сдачи здания в эксплуатацию) норм и правил.

В пунктах 8, 20, 32, 45, 46, 63,75, 86, 106, 107, 119, 126, 129 предписания указано на необходимость устранения нарушений части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, части 2 статьи 82 Закона №123-ФЗ, пунктов 4.8, 4.9, 4.14 Свода правил 6.13130.2013 «Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС России от 21.02.2013 №115), ГОСТ Р53315, ГОСТ Р53316, раздел 6 таблицы 2 ГОСТ 31565-2021 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности».

В ходе проверки установлены следующие виды нарушений:

- в эксплуатируемых Обществом здании заводоуправления, участке РМЦ, не обеспечена работоспособность кабельных линий АУПС и СОУЭ в условиях пожара: часть соединительных линий выполнены не огнестойкими кабелями (имеющими маркировки, характеризующей показатели пожарной опасности), крепление линий выполнено полимерными хомутами (пункты 8, 45 предписания);

- силовые кабельные линии АУПС и СОУЭ (транспортный цех (гараж), здание весовой) не соответствуют требованиям пожарной безопасности (выполнены не огнестойкими кабелями) (пункты 107, 129 предписания);

- кабельные линии АУПС и СОУЭ (автоматическая линия сортировки материалов, склад готовой продукции, электроучасток, участок лесопиления, котельная АБК, транспортный цех (гараж), участок ДДСИ, здание весовой) не соответствуют требованиям пожарной безопасности (отсутствует подтверждение соответствия способа прокладки линий требованию сохранения работоспособности в условиях пожара) (пункты 20, 32, 63, 75, 86, 106, 119, 126 предписания);

 - на участке РМЦ допущена совместная прокладка кабельных линий систем противопожарной защиты с другими кабелями и проводами в одном жгуте (пункт 46 предписания).

В вышеуказанных пунктах предписания дается ссылка на нормативные документы, на основании которых сделан вывод о несоответствии кабельных линий СОУЭ и АУПС нормативным правовым актах, действующим на момент проведения проверки.

Пунктом 4.8 приказа МЧС России от 21.02.2013 №115 «Об утверждении свода правил СП 6.13130 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (далее – Свод правил 6.13130.2013; действовал до 05.10.2021) предусмотрено, что кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.

Работоспособность кабельных линий и электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ Р 53315, и способом их прокладки. Время работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара определяется в соответствии с ГОСТ Р 53316 (пункт 4.9).

 «ГОСТ Р 53315-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» утвержден Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 №91-ст, отменен с 01.01.2014 в связи с введением с этой даты «ГОСТ 31565-2012 Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» (Приказ Росстандарта от 22.11.2012 №1097-ст).

ГОСТ 31565-2012 включен в Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Закона № 123-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 № 304-р) и на него также имеется ссылка в оспариваемом предписании.

 С учетом изложенного доводы Общества о вменении ответчиком недействующего ГОСТа правомерно отклонены судом первой инстанции.

Пунктом 6.4.1.2 «СП 76.13330.2016. Свод правил. Электротехнические устройства. Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85» (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 №955/пр) предусмотрено, что маркировка кабельнопроводниковой продукции, а также кабельной арматуры, применяемой на объекте, должны соответствовать требованиям ГОСТ 18690, ГОСТ 31996. Кабельные изделия должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 31565.

В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ 31565-20123.2 огнестойкость: параметр, характеризующий работоспособность кабельного изделия, т.е. способность кабельного изделия продолжать выполнять заданные функции при воздействии и после воздействия источником пламени в течение заданного периода времени.

 В силу пункта 4.1 ГОСТ 31565-20123.2 показатели пожарной опасности кабельных изделий должны соответствовать указанным в таблице 1.

По результатам испытаний и определения соответствующего показателя пожарной опасности с помощью таблицы 1 кабельному изделию присваивается класс пожарной опасности, который состоит из буквенно-цифрового обозначения. Буквенное обозначение представляет собой аббревиатуру от наименования соответствующего показателя пожарной опасности кабельного изделия. Цифровое обозначение соответствует значению (диапазону) показателя пожарной опасности. В обозначении класса пожарной опасности первым показателем ставится предел распространения горения (О1 или О2 для кабельного изделия, испытанного одиночно, или П1 - П4 для кабельного изделия, испытанного при групповой прокладке), вторым - предел огнестойкости, третьим - показатель коррозионной активности, четвертым - эквивалентный показатель токсичности, пятым - показатель дымообразования (пункт 4.2).

Пунктом 5.1 ГОСТ 31565-20123.2 предусмотрено, что в обозначении марок кабельных изделий, к которым предъявляются требования по пожарной безопасности, должен быть указан тип исполнения в соответствии с показателями пожарной опасности, указанными в настоящем стандарте.

Соответственно при открытой прокладке любых, в том числе силовых кабелей в кабельных сооружениях (кабельных туннелях, этажах, эстакадах и т.д.), на оболочке кабеля в обязательном порядке выполняется маркировка, которая должна содержать класс пожарной опасности, который состоит из буквенно-цифрового обозначения.

В отличие от заводской маркировки кабельных изделий, которая наносится на внешнюю оболочку и несет информацию об особенностях продукции, маркировку электромонтажных кабелей наносят с целью разъяснения назначения кабеля. Она должна соответствовать информации, отраженной в кабельном журнале, составляемом при прокладке электрических кабелей. Правила маркировки и основные требования, предъявленные к ней, отражены в следующих нормативных документах: «СП 76.13330.2016. Свод правил. Электротехнические устройства. Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85» (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 №955/пр) (пункты 3.103 – 3.106), введенный в действие с 17.06.2017, как и ранее действовавшие «СНиП 3.05.06-85. Электротехнические устройства» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 11.12.1985 № 215); Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6; зарегистрированы в Минюсте России 22.01.2003 №4145) (пункт 2.4.5); Правила устройства электроустановок (ПУЭ) (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003) (пункт 2.3.23).

Согласно требованиям всех трех документов маркировка производится путем установки бирок на проложенных кабелях и кабельных муфтах: в начале и конце кабельной линии, в местах установки соединительных муфт, в точках изменения направления кабеля, по всей длине линии на расстоянии не более 50 м, с обеих сторон в местах прохождения препятствий (стены, перекрытия и т.д.). При укладке кабелей в траншеи бирки устанавливают рядом с концевыми муфтами, кроме того необходимо их размещение на соединительных муфтах. Бирочные маркеры, устанавливаемые вдоль всей кабельной линии, обязаны содержать следующую информацию: номер кабеля по технической документации, тип используемой кабельной продукции, количество токопроводящих проводников и их сечение, номера шкафов, между которыми включен кабель, с указанием источника и потребителя, величину длины кабеля.

В нарушение приведенных положений часть соединительных линий и силовых кабельных линий в эксплуатируемых Обществом зданиях выполнены не огнестойкими кабелями, в отношении части кабельных линий отсутствует подтверждение соответствия способа прокладки линий требованию сохранения работоспособности в условиях пожара.

В нарушение пункта 4.14 СП 6.13130.2013 на участке РМЦ Обществом допущена совместная прокладка кабельных линий систем противопожарной защиты с другими кабелями и проводами в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке. Данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении Обществом требований нормативных актов противопожарной безопасности и послужили законным основанием для выдачи предписания по оспариваемым пунктам в целях устранения выявленных нарушений.

Заключения №№53, 54 правомерно признаны допустимым доказательством, подтверждающим факт выявленных в ходе проверки нарушений.

Таким образом, контролирующим органом законно и обоснованно выявлены нарушения, допущенные Обществом.

В пунктах 27, 94 предписания указано на отсутствие в помещении операторской, оператора и контролера участка сортировки, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуации людей из здания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Закона №123-ФЗ Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

На основании статьи  84 Закона №123-ФЗ Требования пожарной безопасности  к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях и раздела 7 «Требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений)  различными  типами  систем  оповещения  и  управления эвакуацией   людей    при    пожаре»    Свода    правил    3.13130.2009    «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при жаре. Требования пожарной безопасности» Здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ   соответствующего   типа   в   соответствии   с   таблицей   2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Помещение операторской входит в состав здания, тем самым является одним единым  объектом.   На   основании   вышеизложенного   все   помещения, входящие в  состав   объекта   защиты   должны   быть   оборудованы   системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Согласно пункту 28 предписания Обществом допущено нарушение части 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Закона №123-ФЗ, пункта 6.8.2 Свода правил 4.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утв. приказом МЧС России от 24.04.2013 №288; далее – СП 4.13130).

В пунктах 43, 71 предписания указано на нарушение части 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Закона №123-ФЗ, пункта 6.1.42, 6.1.43 СП 4.13130.

Исчерпывающий   перечень   документов   в   области   стандартизации,   в результате   применения    которых   на   добровольной    основе   обеспечивается соблюдение требований Закона №123-ФЗ определен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 июня 2019 года № 1317 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации,  в результате  применения  которых  на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона №123-ФЗ, в данный перечень входят Свод правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные  пути   и  выходы»,  (утвержден  и  введен  в  действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от  19   марта  2020  г.   №194)  Свод  правил   3.13130.2009  «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», (утв. Приказом МЧС России от2009 №173), Свод правил 4.13130.2020 «Системы противопожарной щиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», (утвержденное и введенное в действие приказом МЧС России от 14.02.2020 г. № 89 с 14.08.2020), Свод правил 6.13130.2013 «Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС России от 21.02.2013 №115), принятых на основе, для развития и обеспечения обязательных требований соответствующих гатей Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

На основании данных нормативных документов по пожарной безопасности устанавливалось обеспечено ли проверяемым лицом исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, соблюдены ли требования пожарной безопасности при эксплуатации эвакуационных путей и выходов и т.д. данные требования содержатся в том числе в сводах правил, соответственно, ссылки в предписании на данные нормативные документы не выходят за рамки проверки.

Исходя из изложенного, Закон № 123-ФЗ должен соответствовать положениям Закона № 69-ФЗ, предметы регулирования данных законов взаимосвязаны, но не совпадают.

В соответствии со статьей 20 Закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся: национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями статей 2, 3, 4 Закона №123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Исчерпывающий перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона №123-ФЗ определен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.07.2020 №1190 «Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года» (далее - Перечень).

Вопрос добровольности применения приведенных нормативных документов по пожарной безопасности должен рассматриваться с учетом положений статьи 6 Закона №123-ФЗ, содержащей условия, при выполнении одного из которых пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; либо в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности».

В связи с тем, что на объекте защиты отсутствовали расчеты по определению пожарных рисков, проверка проводилась с учетом подпункта 2 статьи 6 Закона №123-ФЗ, то есть на объекте должны быть выполнены все требования нормативных документов по пожарной безопасности. Поскольку заявителем не было обеспечено соблюдение противопожарных требований на объекте защиты, им не соблюдено условие для добровольного применения СП 4.13130.

Поскольку Обществом не было обеспечено соблюдение противопожарных требований на объекте защиты, им не соблюдено условие для добровольного применения СП 4.13130.

Согласно   части   3   статьи   80   Закона   №123-Ф3 при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.

Доводы Общества о том, что ответчиком не указано, каким образом измерялось расстояние между группами штабелей, какие сертифицированные средства измерения использовались, что делает выводы ответчика непроверяемыми; полагает, что расстояние измерялось не между группами штабелей, а между пакетами пиломатериалов (упаковка досок), вместе с тем требование о наличии расстояния между пакетами пиломатериалов ни один нормативный акт не устанавливает, рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены.

Сведения о сертифицированных средствах, использованных при проведении проверки, указаны в акте проверки от 12.04.2021 № 82 после таблицы с выявленными нарушениями, в числе которых значится дальномер лазерный LeicaDISTOD5 (свидетельство о поверке №4929/R, действительно до 30.08.2021); рулетка измерительная (свидетельство о поверке №СВ-ЛУИ-2020-1312, действительно до 03.12.2021).

Управление указало, что в помещении склада готовой продукции находятся пиломатериалы (доска), но штабели не были разделены на группы, здание склада по всей его площади было полностью заставлено пакетами с досками без соответствующих разделений на проезды и проходы.

Для исполнения предписания в данной части достаточно размещения штабелей досок в соответствии с указанными требованиями, что не влечет для заявителя каких-либо материальных затрат.

Указанные в пунктах 43, 71 нарушения касаются безопасности людей, в связи с чем вопрос о возможности эксплуатации объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара. В связи с этим период постройки и введения объекта недвижимости в эксплуатацию не освобождают Общество от соблюдения действующих (введенных после сдачи объекта в эксплуатацию) норм и правил.

Согласно пункту 40 предписания в нарушение части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 89 Закона №123-ФЗ, пункта 4.2.19 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина эвакуационных выходов в части помещений в свету – менее 0,8 м. (выход из помещения 7 (нумерация в соответствии с техническим паспортом здания) в помещение 8 (нумерация в соответствии с техническим паспортом здания) – 0,74 м.).

На момент проведения проверки помещения 7 и 8 (нумерация в соответствии с техническим паспортом здания) являлись бытовыми помещениями, а именно: помещение 7 - комната для приема пищи, помещение 8 - тамбур с вешалками для одежды и стеллажами. На момент проведения проверки люди, находившиеся в помещении 7, принимали пищу, из чего проверяющим был сделан вывод о том, что данное помещение является бытовым, а не складским. Документы, подтверждающие иное функциональное назначение помещения, Обществом не представлены. Таким образом, данные помещения, с учетом их функционального назначения, не являются помещениями с одиночными рабочими местами. С учётом фактического использования данных помещений на момент проверки были применены требования пункта 4.2.19 Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», согласно которому ширина эвакуационных выходов должна быть не менее 0,8 м.

Поскольку  нарушение имело место на момент проверки, основания для признания данного пункта предписания недействительным отсутствуют.

Согласно пункту 41 предписания в нарушение пункта 1 части 3 статьи 89 Закона №123-ФЗ эвакуационный выход из помещений наружу не соответствует требованиям (проходит более, чем через одно соседнее помещение, расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами): из помещения 7 через помещение 8 в помещение 1 и непосредственно наружу (нумерация в соответствии с техническим паспортом здания).

На момент проведения проверки помещения 7 и 8 (нумерация в соответствии с техническим паспортом здания) являлись бытовыми помещениями, а именно: помещение 7 - комната для приема пищи, помещение 8 -тамбур с вешалками для одежды и стеллажами, в  связи с этим вменение подпункта 1 части 3, статьи 89 Закона  № 123-ФЗ о требованиях пожарной безопасности к эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут: 1) из помещений первого этажа наружу: а) непосредственно; б) через коридор; в) через вестибюль (фойе); г) через лестничную клетку; д) через коридор и вестибюль (фойе); е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку законно и правомерно.

В соответствии с пунктом 54 предписания в нарушение части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 89 Закона №123-ФЗ, пункта 8.2.5 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в качестве эвакуационных выходов со второго этажа здания используются лестницы 3-го типа.

До дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, действовали требования Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест».

В пункте № 54 Акта проверки и Предписания указано, что «В качестве эвакуационных выходов со второго этажа здания используются лестницы 3-го типа». Основания: Свод правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», (утвержден и введен в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)  от   19   марта  2020   г.   №194)  п.   8.2.5.   Лестницы  3-го  типа  могут применяться в качестве второго эвакуационного выхода с этажей зданий, если численность   работающих   на   каждом   этаже   (кроме   первого)   в   наиболее многочисленной  смене не  превышает:   5  человек  -  в многоэтажных зданиях высотой   более   28   м   с   помещениями   любой   категории;   15   человек   -   в многоэтажных зданиях высотой не более 28 м. с помещениями любой категории; 50 человек - в двухэтажных зданиях с помещениями категорий В1 - ВЗ; 100 человек- в двухэтажных зданиях с помещениями категорий В4, Г и Д.

Требования Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной щиты. Эвакуационные пути и выходы», нарушения, которого отражены в пункте № 54 Акта и Предписания не устанавливают более высоких требований пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест».

Кроме того, при проведении плановой проверки было установлено, что при визуальном    осмотре,    конструкции    помещений    здания    не    соответствуют техническому паспорту на здание, отсутствуют оконные проемы и перенесены звери в помещение 10, что является техническим перевооружением.

В пункте 130 предписания указано, что в нарушение пункта 65 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 (далее - Правила противопожарного режима) противопожарные расстояния между зданиями используются Обществом для складирования штабелей пиломатериалов.

Согласно пункта 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" Настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с вышеизложенным выполнение данного нормативного правового   акта  несет   обязательный   характер   с   момента  вступления   его   в законную силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.

Согласно пунктам 131-132 предписания в нарушение пункта 311 Правил противопожарного режима при хранении на открытых площадках горючих строительных материалов расстояние между штабелями (группами) и от них до объектов защиты составляет менее 24-х метров, хранение осуществляется в штабелях или группами площадью более 100 кв.м.

Управление указало, что в акте и предписании данное требование применено в отношении всей территории лесозавода.

При этом судом первой инстанции обоснованно установлено, что указанное в пункте 131 предписания нарушение имеет место, однако проверяющим лицом ошибочно указано в качестве нормативного обоснования ссылка на Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Выявленный факт является нарушением пункта 6.8.26 Свода правил 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», согласно которому противопожарные расстояния от границ складов лесоматериалов до границ объектов различного назначения и между складами принимаются по таблице 37 и подпункте 6 таблицы 37 вышеуказанного свода правил «Здания категорий В, Г и Д, связанные с производственным процессом на складе, степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности». Противопожарные расстояния от границ открытых складов лесоматериалов до границ объектов и между складами определяются по таблице и зависят от площади склада круглых лесных материалов в соотношении с категорией здания, степенью огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности.

При этом минимальное расстояние от склада площадью 5,17 га до строения должно быть не менее 20 м. Площадь хранения пиломатериалов на открытой площади («остров») была вычислена путем измерения из официальных сведений о недвижимости за 1998-2021 годы на публичной кадастровой карте Российской Федерации. Площадь хранения пиломатериалов на открытой площади составляет 51,730 кв.м. Расстояние до здания склада определено визуально, что позволяла обстановка на месте проверки.

Так же судом первой инстанции обоснованно установлено, что указанное в пункте 132 предписания нарушение имеет место, однако инспектором ошибочно указано на нарушение Правил противопожарного режима.

Согласно пункту 6.8.7 Свода правил 4.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» площадь группы штабелей пиломатериалов открытого хранения должна быть не более 1200 кв.м. Группы штабелей отделяются между собой продольными и поперечными разрывами. Ширина продольных разрывов должна быть не менее полуторной высоты, поперечных - не менее одной высоты штабелей. По продольным разрывам предусматривается твердое покрытие шириной не менее 3 м для проезда пожарных машин.

Площадь хранения вычислена путем измерения из официальных сведений о недвижимости за 1998-2021 годов на публичной кадастровой карте Российской Федерации. Согласно кадастровой карте Российской Федерации площадь острова, на котором осуществляется хранение на открытой территории лесоматериалов, составляет 75,662 м (7,57 га), площадь хранения на открытой территории составляет 51,730 м (5,17 га).

Сам факт беспорядочного складирования является нарушением противопожарного режима, безотносительно привязки к зданиям и сооружениям, находящимся на «острове» хранения, а также площади хранения. При беспорядочном способе хранения лесоматериалов имеется высокая опасность возгорания большой площади горючих веществ.

При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое предписание вынесено при наличии достаточных оснований в пределах предоставленных Управлению полномочий, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законодательством обязанностей, в связи с чем оснований для признания оспариваемых пунктов предписания недействительными не имеется.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 28 декабря 2021 года по делу №  А26-3648/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

 О.В. Фуркало