ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-37951/2021 от 02.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 февраля 2022 года

Дело № А26-1153/2021

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Зотеевой Л.В.,

судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания Шпакович Ю.В.,

при участии:

от заявителя: Рядовая С.Х. по доверенности от 24.12.2020 (до и после перерыва);

от ответчика: не явился, извещен;

от 3-го лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37951/2021) ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.10.2021 по делу № А26- 1153/2021, принятое

по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго»

к Контрольно-счетной палате Республики Карелия

3-е лицо: Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия

об оспаривании представления в части,

установил:

государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее – заявитель, Предприятие, ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительными пунктов 1, 10, 16, 19, 20, 21  Представления Контрольно-счетной палаты Республики Карелия (далее – ответчик, КСП) от 13.11.2020 № 2-4/710 и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены вышеназванных пунктов.

 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее – Министерство).

Решением суда от 08.10.2021 в удовлетворении заявления Предприятию отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Предприятие указывает на то, что по пункту 1 Представления Контрольно-счетная палата вышла за пределы своих полномочий и целей проверки, проверка соблюдения гражданского и земельного законодательства не являлось предметом проверки. Требования для получения субсидии Предприятием соблюдены. Поскольку условия предоставления субсидии устанавливаются для их получения,  а не для их исполнения, вынесенные пункты 10, 16, 19, 21 Представления противоречат Постановлению Правительства Республики Карелия.   

В судебном заседании представитель Предприятия доводы апелляционной жалобы поддержал.

Ответчик и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

От Контрольно-счетной палаты Республики Карелия в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором он выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы.

Министерством письменный отзыв на жалобу не представлен.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.01.2022 до 02.02.2022 до 16 час. 15 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда и при участии представителя Предприятия.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции  следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 28.11.2019 № 1201-VI ЗС, пунктом 3.3 плана работы Контрольно-счетной палаты Республики Карелия на 2020 год, распоряжением Контрольно-счетной палаты от 19.06.2020 № 13, инспекторами КСП было проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования средств бюджета Республики Карелия, предоставленных ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на финансовое обеспечение затрат по подготовке к отопительному сезону, организации теплоснабжения и приобретению топлива для источников теплоснабжения, затрат по погашению кредиторской задолженности, возникшей в результате организации теплоснабжения, в 2019 году и I полугодии 2020 года» (далее - контрольное мероприятие) на объекте ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

По результатам контрольных мероприятий составлен акт от 16.10.2020.

В ходе проверки КСП выявлены нарушения Предприятием требований бюджетного законодательства Российской Федерации, в связи с чем 13.11.2020 вынесено Представление № 2-4/710, согласно которому ответчику предписано принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению нарушения в следующих периодах, рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц и осуществить возврат в бюджет Республики Карелия средств субсидий, использованных с нарушением условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 1 оспариваемого Представления указано, что в нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации Предприятием не осуществлена государственная регистрация права хозяйственного ведения на большинство принадлежащих ему на соответствующем праве зданий и сооружений.

Пунктом 10 оспариваемого Представления указано, что в нарушение пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлением № 248-П, и Соглашением от 29.07.2019 целью предоставления Субсидии на финансовое обеспечение затрат по подготовке к отопительному сезону является финансовое обеспечение затрат по
подготовке объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, находящихся в собственности Республики Карелия и закрепленных на праве хозяйственного ведения (аренды), к отопительному сезону в соответствии с требованиями Главы III Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 (далее - Приказ Минэнерго № 103), а не создание (приобретение) новых объектов теплоснабжения.

Пунктом 16 оспариваемого Представления установлено, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» допущено нарушение условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат по организации теплоснабжения и приобретению топлива для источников теплоснабжения (определены статьей 7 Закона о бюджете на 2019 год, Соглашением от 07.11.2019) в части использования средств в общей сумме 23 020 ,06 тыс. руб. (топливо, материалы и оборудование в ходе эксплуатации объектов теплоэнергетики ООО «КарелЭнергоРесурс»), что повлекло нецелевое использование бюджетных средств (статья 3064 Бюджетного кодекса). 

Пунктом 19 оспариваемого Представления установлено нарушение  ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» условий предоставления субсидии на погашение кредиторской задолженности, возникшей в результате организации теплоснабжения (определены статьей 8 Закона Республики Карелия от 19.12.2019 № 2440-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»(далее - Закон о бюджете на 2020 год), Соглашением от 10.03.2020) в части использования средств в сумме 108, 94 тыс. руб. (электроэнергия на технологические   цели   по        объектам      теплоэнергетики ООО «КарелЭнергоРесурс» (котельные в г. Суоярви и д. Каменный бор)), что повлекло нецелевое использование бюджетных средств (статья 3064 Бюджетного кодекса). При этом фактически услуги по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) потребителям оказывает ООО «КарелЭнергоРесурс», что подтверждается наличием в собственности объектов теплоэнергетики и тарифа, установленного Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам.

 Пунктом 20 оспариваемого Представления установлено нарушение заявителем части 27 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ и условий договора от 02.12.2019 с ООО «Служба управления проектами» (поставка стальных труб в ГШУ-изоляции и фасонных изделий), Предприятием не осуществлен возврат поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в сумме 36 200,13 тыс. руб. в установленный законом срок. 

Пунктом 21 оспариваемого Представления установлено нарушение ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» условий предоставления субсидии на погашение кредиторской задолженности, возникшей в результате организации теплоснабжения (определены статьей 8 Закона о бюджете на 2020 год, Соглашением от 10.03.2020) в части использования средств в сумме 25 109,57 тыс. руб. на оплату кредиторской задолженности по договору с ООО «Экотоп» от 25.06.2019 (отпуск тепловой энергии с котельной ООО «Питэр Пит» в г. Суоярви), что повлекло нецелевое использование бюджетных средств (статья 3064
Бюджетного кодекса). При этом расходы по договору теплоснабжения с ООО «Экотоп» от 25.06.2019 не являются для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» экономически обоснованными, так как фактически представляют собой расходы ООО «КарелЭнергоРесурс» (собственник сетей теплоснабжения), которому Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям г. Суоярви.

Не согласившись с вышеназванными пунктами Предписания, Предприятие с уточненным заявлением обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая Предприятию в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.

Пункт 1 Представления.

Распоряжениями Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее - Государственный комитет) за ГУП «КарелКоммунЭнерго» закреплено на праве хозяйственного ведения государственное имущество (распоряжение Государственного комитета от 20.12.2016 № 739-р).  ГУП «КарелКоммунЭнерго» предписано зарегистрировать право хозяйственного ведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В ходе проведения контрольного мероприятия КСП установлено, что по большей части объектов недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в нарушение пункта 1 статьи 131 ГК РФ отсутствует государственная регистрация указанного права в едином государственном реестре.

Довод Предприятия о невозможности осуществления  государственной регистрации права ввиду отсутствия зарегистрированного права собственности Республики Карелия на указанные объекты, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку часть объектов имеет регистрацию права собственности Республики Карелия.

В нарушение пункта 1 статьи 25 и статьи 39.1 Земельного кодекса права ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, находящиеся в хозяйственном ведении Предприятия, не оформлены.

В соответствии с пунктом 3 Раздела I Устава ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» - предприятие является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в целях удовлетворения общественных потребностей. Согласно пункту 12 Раздела II Устава  предприятие создано в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности, при этом основной целью деятельности предприятия является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в пределах муниципальных образований Республики Карелия. Отчет о финансовых результатах за январь - декабрь 2019 года в составе годовой финансовой отчетности ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» за 2019 год подтверждает формирование у предприятия чистой прибыли в сумме 6 033 000 руб.

В связи с чем пункт 1 Представления правомерно признан законным и не нарушающим прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности поскольку не возлагает на заявителя обязанностей, не установленных гражданским или бюджетным законодательством, что в силу положений статей 198 и 201 АПК РФ является препятствием для признания ненормативного правового акта недействительным.

При этом, как верно указано судом, отсутствие денежных средств для оплаты государственной пошлины не отменяет необходимости осуществления государственной регистрации права.

Пункт 10 Представления.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 17.06.2019 № 248-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на финансовое обеспечение затрат по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, находящихся в собственности Республики Карелия и закрепленных на праве хозяйственного ведения (аренды), к отопительному сезону (субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг) (далее - Порядок, утвержденный Постановлением № 248-П, субсидия на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону).

Субсидия предоставляется в рамках государственной программы Республики Карелия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами», утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 № 351-П (далее также - Госпрограмма), одной из целей которой является повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного Постановлением № 248-П, целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, находящихся в собственности Республики Карелия и закрепленных на праве хозяйственного ведения (аренды), к отопительному сезону в соответствии с требованиями по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, установленными главой III Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила, утвержденные Приказом Минэнерго № 103).

Судом первой инстанции установлено, что между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» заключено Соглашение от 29.07.2019 о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на финансовое обеспечение затрат по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, находящихся в собственности Республики Карелия и закрепленных на праве хозяйственного ведения (аренды), к отопительному сезону (далее - Соглашение от 29.07.2019).

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения от 29.07.2019 размер субсидии составляет 365 432 000 руб. Указанные средства  перечислены из бюджета Республики Карелия на расчетный счет ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

В ходе контрольных мероприятий установлено, что за счет средств субсидии на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону, предоставленной в рамках Соглашения от 29.07.2019, Предприятием оплачена поставка блочно-модульной твердотопливной котельной установки на сумму              6 785 009 руб. по государственному контракту от 19.08.2019 с ООО «Уралкотел», что подтверждается соответствующими документами. В соответствии с актом ввода оборудования в эксплуатацию от 25.09.2019 объект введен в эксплуатацию в г. Сегежа, ул. Лейгубская.

По состоянию на 06.10.2019 котельная пос. Найстенъярви (территория завода) находилась в аренде ООО «КарелЭнергоРесурс» согласно договору аренды недвижимого имущества от 07.12.2016 с ООО «Техпром» (с учетом дополнительного соглашения от 13.09.2019).

Услуги по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) потребителям также оказывало ООО «КарелЭнергоРесурс», а не ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», ввиду наличия договора аренды по объекту теплоэнергетики и тарифа, установленного Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам.

Таким образом,  суд правомерно согласился с выводами КСП о том, что Предприятием допущено нарушение условий предоставления субсидии по Соглашению от 29.07.2019 на сумму 6 785 009 руб.

Контрольно-счетной палатой не оспаривается факт нахождения на балансе Предприятия указанной котельной, однако, целью предоставления субсидии являлось  обеспечение затрат по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону (приобретение топлива, ремонт сетей), а не создание (приобретение) новых объектов теплоснабжения.

В ходе рассмотрения дела Предприятием в материалы дела  представлено распоряжение Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 10.02.2016 № 65-р в соответствии с которым, с учетом акта приема-передачи государственного имущества от 10.02.2016, Предприятию передан, в том числе, объект «Тепловая трасса и горячее водоснабжение» на ул. Лейгубской в гор. Сегеже.

Вместе с тем, по мнению апелляционной коллегии, представленные документы не опровергают выводов, сделанных КСП при проведении контрольного мероприятия, поскольку подтверждают передачу Предприятию иного объекта теплоснабжения и не свидетельствуют о возможности использования средств субсидии на поставку блочно-модульной твердотопливной котельной установки (иного объекта теплоснабжения).

Кроме того, по результатам рассмотрения представления ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в адрес Контрольно-счетной палаты представлена информация об осуществлении возврата суммы субсидии за приобретенную котельную в бюджет Республики Карелия (письмо ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» от 14.12.2020 №1-08/7736 прилагается), что также подтверждает неправомерное использование субсидии. В связи с изложенным основанием для признания недействительным пункта 10 Представления также не имеется.

Пункт 16 Представления.

В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу статьи 7 Закона о бюджете на 2019 год субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим на территории Республики Карелия, в том числе деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии).

Пунктом 3 Порядка, утвержденного Постановлением №394-П, установлено, что  целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат по организации теплоснабжения и приобретению топлива для источников теплоснабжения в рамках подпрограммы  «Создание условий для обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Республике Карелия» - Госпрограммы.

Таким образом, субсидия по Соглашению от 07.11.2019 предоставляется на финансовое обеспечение затрат по организации теплоснабжения и приобретению топлива для источников теплоснабжения в связи с деятельностью Предприятия по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии).

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) теплоснабжающая организация – это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Пунктом 1 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, установлено, что организация теплоснабжения потребителей включает, в том числе заключение договоров теплоснабжения и оказание услуг по передаче тепловой энергии.

Судом установлено, что в отношении объектов теплоэнергетики, принадлежащих на праве собственности ООО «КарелЭнергоРесурс», ГУП РК «КарелКоммунЭнерго»: оказывает услуги эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту объектов теплоснабжения; оказывает агентские услуги на сопровождение расчетов теплоснабжающих организаций с потребителями услуг по теплоснабжению и ГВС, в том числе, заключение от имени Принципала договоров теплоснабжения и ГВС с потребителями (агентский договор от 04.12.2019 между ООО «Карелэнергоресурс» и Предприятием).

Деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) относится к регулируемым видам деятельности, при осуществлении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.

В проверяемом периоде тарифы на тепловую энергию ООО «КарелЭнергоРесурс» в отношении принадлежащих ему источников тепловой энергии установлены Постановлениями Госкомитета от 14.12.2016 № 182, от 19.12.2019 № 223.

Таким образом, несмотря на заключенные между ООО «КарелЭнергоРесурс» и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» договоры на оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту объектов теплоснабжения и наличие агентского договора, организацию теплоснабжения и оказание услуг потребителям осуществляет ООО «КарелЭнергоРесурс», а не ГУП «КарелКоммунЭнерго».

В данном случае в ходе проверки КСП установлено, и с ним правомерно согласился суд первой инстанции, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» допущено нарушение условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат по организации теплоснабжения и приобретению топлива для источников теплоснабжения в части использования средств в общей сумме 23 020 060 руб. (топливо, материалы и оборудование в ходе эксплуатации объектов теплоэнергетики ООО «КарелЭнергоРесурс»), что повлекло нецелевое использование бюджетных средств (статья 306.4 БК РФ).

Как верно указал суд, ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» является теплоснабжающей организацией и при выполнении условий Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Предприятие должно действовать в рамках своей уставной деятельности.

В рамках тарифного регулирования на 2021 год в целях исключения двойного учета затрат на основании представленных Предприятием документов о фактических затратах за 2019 год Госкомитетом произведена корректировка необходимой валовой выручки ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в рамках тарифных решений, а именно исключение затрат, осуществленных за счет средств субсидии в размере 301 893 034 руб. Соответствующая корректировка затрат за 2020 год будет осуществлена Госкомитетом в рамках тарифного регулирования на 2021 год. Ситуация, при которой за счет средств субсидии Предприятием оплачиваются расходы, включенные в тариф ООО «КарелЭнергоРесурс», не предполагает в дальнейшем возможность осуществления Госкомитетом корректировок валовой выручки в рамках тарифного регулирования.

Таким образом, вывод КСП о нарушении условий предоставления субсидии ГУП «КарелКоммунЭнерго», повлекшем нецелевое использование бюджетных средств, правомерно признан обоснованным, а пункт 16 Представления не подлежащим отмене.

Из материалов дела не следует, что ООО «КарелЭнергоРесурс», даже находясь в процедуре банкротства, прекратило свою деятельность по  теплоснабжению потребителей, следовательно, являясь энергоснабжающей компанией, имело возможность самостоятельно получать из бюджета субсидию на осуществление своей уставной деятельности.

Пункт 19 Представления.

Также в ходе проверки КСП указало, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» допущено нарушение условий предоставления субсидии на погашение кредиторской задолженности, возникшей в результате организации теплоснабжения в части использования средств в сумме 108 094 руб. (электроэнергия на технологические цели по объектам теплоэнергетики ООО «КарелЭнергоРесурс» (котельные в г. Суоярви и д. Каменный бор), что повлекло нецелевое использование бюджетных средств (статья 306.4 БК РФ).

Судом установлено, что фактически услуги по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) потребителям оказывает ООО «КарелЭнергоРесурс», что подтверждается наличием в собственности объектов теплоэнергетики и тарифа, установленного Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам.

Таким образом, при выполнении условий Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» должен действовать в рамках своейуставной деятельности, для осуществления которой за предприятием закреплено определенное имущество на праве хозяйственного ведения.

Ппостановлением Правительства Республики Карелия от 04.03.2020 № 79-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на финансовое обеспечение затрат по погашению кредиторской задолженности, возникшей в результате организации теплоснабжения (субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг) (далее - Порядок, утвержденный Постановлением № 79-П, Постановление № 79-П, субсидия на погашение кредиторской задолженности).

В связи с чем между Министерством и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» заключено Соглашение от 10.03.2020 о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии на погашение кредиторской задолженности в объеме 146 125 008 рублей (далее - Соглашение от 10.03.2020). Средства субсидии перечислены из бюджета Республики Карелия на расчетный счет ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

В соответствии с отчетом ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» от 10.04.2020 средства субсидии на погашение кредиторской задолженности использованы в 1 квартале 2020 года (март 2020 года) в полном объеме, что подтверждается отчетами и регистрами бухгалтерского учета по расчетам с бюджетом по субсидии (оборотно-сальдовые ведомости по счетам 86.01 и 91.01 за 1 квартал 2020 года).

По данным отчетов Предприятия за счет средств субсидии по Соглашению от 10.03.2020 погашена, в том числе кредиторская задолженность перед АО «ТНС энерго Карелия» за январь 2020 года в сумме 4 000 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 31.03.2020, счет-фактурой и актом приема-передачи от 31.01.2020, договором от 01.09.2019 и акт сверки с АО «ТНС энерго Карелия».

В ходе контрольного мероприятия установлено, что кредиторская задолженность по электроэнергии на технологические цели по договору от 01.09.2019 с АО «ТНС энерго Карелия» за январь 2020 года, оплаченная за счет средств субсидии на финансовое обеспечение затрат по погашению кредиторской задолженности, включала расходы по котельным ООО «КарелЭнергоРесурс» в г.Суоярви и д.Каменный бор в общей сумме 108 094 руб. за 2020 год (данные бухгалтерского учета Предприятия, карточка по счету 20.01).

Оплата расходов по объектам, находящимся в собственности ООО «КарелЭнергоРесурс» за январь 2020 года, осуществляется ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в рамках договора на оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту объектов теплоснабжения, находящихся в собственности ООО «КарелЭнергоРесурс» от 01.01.2020.

Несмотря на заключенный между ООО «КарелЭнергоРесурс» и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» договор на оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту объектов теплоснабжения, организацию теплоснабжения и оказание (реализацию) услуг потребителям в январе 2020 года осуществляет ООО «КарелЭнергоРесурс», что подтверждается наличием в собственности объектов теплоэнергетики и тарифа, установленного Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам.

Таким образом, КСП пришла к обоснованному выводу о нарушении ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» условий предоставления субсидии на погашение кредиторской задолженности, возникшей в результате организации теплоснабжения в части использования средств в сумме 108 094 рублей.

Довод Предприятия о  том, что субсидия, предусмотренная Постановлением №79-П, является возвратной, отклонен судом первой инстанции, поскольку, исходя из положений статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.

Таким образом, вывод суда о правомерности пункта 19 Представления является правомерным.

Пункт 20 Предписания также является законным и обоснованным, поскольку в нарушение части 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и условий договора на поставку стальных труб в ППУ-изоляции и фасонных изделий от 02.12.2019 №124аэф-19, заключенного с ООО «Служба управления проектами», Предприятием не осуществлен возврат поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в сумме 36 200 013 руб. в срок 15 дней со дня полного исполнения обязательства поставщиком.

Указанный факт подтвержден  письмом-претензией ООО «Служба управления проектами» от 13.01.2020 № 8 о возврате суммы обеспечения исполнения обязательств, актом сверки взаимных расчетов между ООО «Служба управления проектами» и ГУП «КарелКоммунЭнерго» за период с 01.01.2019 по 04.03.2020. Просрочка возврата обеспечения исполнения обязательств составила 85 дней. В связи с чем указанное нарушение также имеет место быть. Указанное нарушение Предприятием фактически не оспаривается.

Пунктом 21 Представления Предприятию вменено нарушение условий предоставления субсидии на погашение кредиторской задолженности, возникшей в результате организации теплоснабжения в части использования средств в сумме    25 109 057 руб. на оплату кредиторской задолженности по договору с ООО «Экотоп» от 25.06.2019 на отпуск тепловой энергии с котельной ООО «Питэр Пит» в г. Суоярви, что повлекло нецелевое использование бюджетных средств (статья 306.4 БК РФ).

В данном случае КСП установила, что указанные расходы не являются для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» экономически обоснованными, так как фактически представляют собой расходы ООО «КарелЭнергоРесурс» (собственник сетей теплоснабжения с установленными тарифами).

В соответствии с отчетом от 10.04.2020 о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия на погашение кредиторской задолженности, за счет средств субсидии погашена кредиторская задолженность перед ООО «Экотоп» (поставщиком тепловой энергии) по трехстороннему Соглашению о замене стороны договора от 30.09.2019 в сумме 25 109 006 руб. за декабрь 2019-январь 2020 года.

Фактически же теплоснабжающей организацией для потребителей, теплоснабжение которых осуществляется посредством котельной в г.Суоярви (договор аренды ООО «Экотоп» с ООО «Питер Пит»), в декабре 2019 года и январе 2020 года является ООО «КарелЭнергоРесурс» (владелец сетей теплоснабжения).

В перечне объектов теплоснабжения, обслуживаемых Предприятием по договорам эксплуатации, технического обслуживания и ремонта объектов теплоснабжения с ООО «КарелЭнергоРесурс» за декабрь 2019 года и январь 2020 года (период, за который задолженность по тепловой энергии перед ООО «Экотоп» (г. Суоярви) оплачена за счет бюджетных средств), сети теплоснабжения от котельной ООО «Питэр Пит» до потребителей услуг отсутствуют, а объект «Сеть магистральная от котельной Питэр Пит (в микрорайоне «Парк»)» включен в перечень объектов, только начиная с февраля 2020 года.

Помимо прочего, как верно указал суд, расходы по оплате тепловой энергии, проходящей по тепловым сетям, фактически не являются расходами по эксплуатации, техническому обслуживанию или ремонту тепловых сетей (перечень в разделе «Цена договора»).

Таким образом, поскольку кредиторская задолженность по договору от 25.06.2019 с ООО «Экотоп» за декабрь 2019 года - январь 2020 года не является для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» задолженностью по организации теплоснабжения,  суд правомерно согласился с выводами КСП о нарушении Предприятием условий предоставления субсидии на погашение кредиторской задолженности, возникшей в результате организации теплоснабжения в части использования средств в сумме 25 109 057 руб. При указанных обстоятельствах пункт 21 Представления отмене не полежит.

В данном случае суд первой инстанции, проанализировав и оценив представленные доказательства с точки зрения статьи 71 АПК РФ, правомерно согласился с выводами КСП о законности вынесенного Представления в обжалуемой Предприятием части.

Ссылка Предприятия на то, что проверка соблюдения гражданского и земельного законодательства не являлась предметом проверки в связи с чем КСП вышла за пределы своих полномочий, отклоняется апелляционным судом.

Статьей 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» определены основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, к которым, в числе, отнесены полномочия по организации и осуществлению контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации (часть 1 указанной статьи в редакции, действовавшей на момент принятия, оспариваемого ненормативного правового акта).

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 10 Закона Республики Карелия от 03.11.2011 № 1547-ЗРК «О Контрольно-счетной палате Республики Карелия».

В данном случае Контрольно-счетной палатой проводились мероприятия, связанные с проверкой  использования Предприятием средств субсидии, полученных по соглашению от 29.07.2019 о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на финансовое обеспечение затрат по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, находящихся в собственности Республики Карелия и закрепленных на праве хозяйственного ведения (аренды), к отопительному сезону.

С учетом круга полномочий контрольно-счетного органа, определенного поименованными нормативными правовыми актами, проверка осуществления Предприятием государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты инфраструктуры, для подготовки которых к отопительному сезону были выделены средства субсидии из регионального бюджета, является правомерной.

Ссылка Предприятия на дело № А26-8589/2020 отклоняется апелляционным судом, поскольку указанное дело не является преюдициальным при рассмотрении настоящего спора.

Довод Предприятия об осуществлении проверок использования субсидий Министерством, в ходе которых не выявлено нарушений, также является необоснованным. В ходе проверки Министерством исследовались лишь отчеты ГУП «КарелКоммунЭнерго» с приложением заверенных копий подтверждающих документов, проверка же законности и целевого использования средств субсидий, предоставленных Предприятию, Министерством не проводилась.

В отсутствие относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о незаконности вынесенного Представления в обжалуемой части, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Предприятием требований.

 Судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 08 октября 2021 года по делу №  А26-1153/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

Н.И. Протас