ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-38157/2021 от 15.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 декабря 2021 года

Дело № А56-61293/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1,

при участии: 

от истца (заявителя): ФИО2, по доверенности от 11.01.2021;

от ответчика (должника): ФИО3, по доверенности от 30.12.2020;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-38157/2021 )  акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Сигнал" на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2021 по делу № А56-61293/2021 ,принятое

по заявлению  акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Сигнал"

к  Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга

об оспаривании предписания,

установил:

акционерное общество "Научно-Производственное предприятие "Сигнал" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Комитет) об оспаривании предписания от 31.05.2021 № АП-29-2021/ККИ/1.

Решением Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 23.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 23.09.2021 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что  из оспариваемого предписания не следует, что земельный участок используется под цели делового управления, не подтверждает данный вывод и акт проверки. В данных документах не указано, какие организации осуществляют деловое управление на земельном участке, расположенном по адресу: <...>. Вид деятельности как шиномонтаж не отнесен классификатором в целом к объектам дорожного сервиса - п. 4.9.1., и, в частности, к ремонту автомобилей - п. 4.9.1.4. классификатора. Сам факт наличия недвижимого имущества не является основанием для признания его объектом капитального строительства в силу его специфичности.

Комитет представил отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель Комитета просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом,  в период с 26.04.2021 по 31.05.2021 проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации в отношении Акционерного общества "Научно-Производственное предприятие "Сигнал", в результате которой установлено ненадлежащее использование земельного участка: выразившееся в использовании АО «НПП «Сигнал» земельного участка площадью 13062 кв.м., по адресу: Санкт-Петербург, проспект КИМа, дом 6, кадастровый номер 78:06:0220603:7, вид разрешенного использования: «для размещения объектов науки» не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 8,8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

По результатам проверки Комитетом выдано предписание № АП-29-2021/ККИ/ от 31.05.2021 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ в срок до 30.11.2021.

Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.                              

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий 4 (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрен муниципальный земельный контроль, под которым понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Согласно пункту 4 статьи 72 ЗК РФ законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществления муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации

В соответствии с Положением о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 № 207 «О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга», ответственным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по осуществлению земельного контроля в Санкт-Петербурге является Комитет.

Согласно статье 1 Закона Санкт-Петербурга от 30.05.2007 № 265-49 «О земельном контроле» (далее Закон № 265-49) земельный контроль - комплекс мероприятий, осуществляемых в соответствии со статьей 72 ЗК РФ и направленных на соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Санкт-Петербурга, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Санкт-Петербурга предусмотрена административная и иная ответственность

Земельный контроль осуществляется уполномоченным органом в форме проверок.

В связи с включением Общества в ежегодный план проверок по осуществлению земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, в отношении Общества была проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства.

Результаты проверки были оформлены соответствующим актом проверки соблюдения земельного законодательства от 31.05.2021 № АП-29-2021/ККИ, из которого следует, что Общество использует земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, проспект Кима, д.6 с кадастровым номером 78:06:0220603:7, площадью 13 062 кв.м  не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, в ходе проверки было установлено, что вид разрешенного использования участка - «для размещения объектов науки». Участок принадлежит на праве собственности Обществу. В границах участка расположены следующие объекты капитального строительства:

-  Здание 1. Четырехэтажное нежилое каменное здание, площадью 15 361,3 кв. м, по адресу: Санкт-Петербург, проспект КИМа, дом 6, литера А, кадастровый номер 78:06:0220603:1082, принадлежащее Оби1еству на праве собственности.

Согласно сведениям ЕГРН Здание 1 имеет наименование административное (учрежденческое). Помещения Здания 1 преимущественно используются под офисы, магазины, спортивные секции, кафе, музыкальную школу, гостиницу, шоу-румы, театр-студию «Небольшой Драматический Театр» и т.п. сторонними организациями;

-    Здание 2. Одноэтажное нежилое бетоино-кирпич(юе здание площадью
370,4 кв. м, по адресу: Санкт-Петербург, нроспект КИМа, дом 6. литера Б, кадастровый номер 78:06:0220603:1100, принадлежащий Обществу на праве собственности.

Согласно сведениям ЕГРН Здание 2 имеет наименование столярная мастерская. Помещения здания используются сторонней организацией ООО «Кейп Кофе» под объект общественного питания, предоставляющий услуги обществеипого питания неопределенному кругу лиц, имеющий вывеску «САРЕ СОFЕЕ. ROASTINGCOMPANY».

-   Здание 3. Одноэтажное нежилое кирпичное здание площадью 129,2 кв. м,
по адресу: Санкт-Петербург, проспект Кима, дом 6, литера К, кадастровый номер
78:06:0220603:1094, принадлежащий Обществу на праве собственности. Здание 3
используется под трансформаторную подстанцию. С восточной стороны вплотную
к Зданию 3 размешено 1-этажное сооружение, используемое ООО «Экомодуль»
под шиномонтаж и склад автомобильных покрышек.

Указанные выводы подтверждаются актом проверки от 31.05.2021, а также фототаблицей, являющейся приложением к указанному акту.

Таким образом, вышеуказанные объекты и участок используются Обществом не в целях научной деятельности.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Статьей  37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрены виды разрешенного использования земельных участков и об71ектов капитального строительства: основные виды разреп1енного использования; условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки, и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования.

На основании пункта 8 статьи 1 ГрК РФ под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В силу пункта 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 №524 (далее - ПЗЗ), Участок расположен в территориальной зоне общественно-деловой подзоны объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов в периферийных и пригородных районах Санкт-Петербурга, расположенных вне зоны влияния Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вылетных магистралей с включением объектов инженерной инфраструктуры (ТД 1 -2 2).

Видом разрешенного использования участка является «Размещение объектов науки», что соответствует основным видам разрешенного использования, установленным ПЗЗ «Проведение научных исследований», утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, а также «Проведение научных испытаний» (код 3.9.3 Классификатора).

Аналогичные виды разрешенного использования земельных участков были установлены ранее действовавшим классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540.

При этом иной вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием Обществом не избирался.

В свою очередь, вид разрешенного использования «Проведение научных исследований» согласно Классификатору предполагает размещение зданий и сооружений, предназначенных для проведения научных изысканий, исследований и разработок (научно-исследовательские и проектные институты, научные центры, инновационные центры, государственные академии наук, опытно-конструкторские центры, в том числе отраслевые), вид разрешенного использования «Проведение научных испытаний» согласно Классификатору предполагает размещение зданий и сооружений для проведения изысканий, испытаний опытных промышленных образцов, для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки, научные и селекционные работы, ведение сельского и лесного хозяйства для получения ценных с научной точки зрения образцов растительного и животного мира.

Однако фактически участок используется для целей:

- «Деловое управление», что соответствует коду Классификатора 4.1 (Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности));

- «Магазины», что соответствует коду Классификатора 4.4 (Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м);

- «Общественное питание», что соответствует коду Классификатора 4.6 (Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары));

- «Ремонт автомобилей», что соответствует коду 4.9.1.4 Классификатора (Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли).

Подпунктом 4 пункта 5 статьи 8, статьей 13 Федерального закона от 13.06.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218~ФЗ) предусмотрено внесение в кадастр недвижимости в качестве дополнительной информации об объекте недвижимого имущества сведений о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

При этом вид или виды разрешенного использования земельного участка, относящиеся в соответствии со статей 8 Федерального закона № 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, влияют на определение кадастровой стоимости недвижимого имущества, сведения о которой также подлежат внесению в кадастр недвижимости собственником земельного участка на основании вышеуказанной статьи. Таким образом, данной нормой установлен общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в государственном кадастре недвижимости, что, в свою очередь, оказывает влияние на кадастровую стоимость этой недвижимости.

Из вышеуказанного следует, что наличие у землепользователя в соответствии с градостроительным регламентом права использования земельного участка в соответствии с любым видом разрешенного использования для конкретной территориальной зоны не отменяет исходя из системного толкования статей 7, 42 ЗК РФ, статьи 37 ГрК РФ, статей 8, 13 Федерального закона № 218-ФЗ обязанности землепользователя оформить в установленном законом порядке свой выбор вида разрешенного использования земельного участка.

Данная позиция подтверждается определением Верховного Суда РФ от 27.02.2017 №310-АД16-21238 по делу № А68~8647/2015 , Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2016 по делу № А56-5983/2016. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.11.2017 по делу № А56-90083/2016.

Ссылка на ранее вынесенное решение в данном случае несостоятельна, так как проверка проводилась другим государственным органом и суд при рассмотрении спора пришел к выводу о неисполнимости предписания, в связи с чем ранее вынесенное решение признаками преюдициальности не обладает.

На основании изложенного, суд пришел к верному выводу, что оспариваемое предписание является законным и отмене не подлежит.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 23.09.2021 по делу №  А56-61293/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Г.В. Лебедев

 А.Б. Семенова