ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-38616/2023 от 24.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 января 2024 года

Дело № А56-54340/2023

Резолютивная часть постановления объявлена января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме января 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Мильгевской Н.А.

судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Колосов М.А.

при участии: 

от заявителя: ФИО1 лично, по паспорту (председатель); ФИО2 по доверенности от 01.06.2023;

от заинтересованных лиц:

1. от Администрации – ФИО3 по доверенности от 09.01.2024;

 2. от Фонда – ФИО4 по доверенности от 29.12.2023;

от третьих лиц: не явились, извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-38616/2023 ) Жилищно-строительного кооператива №148 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2023 по делу А56-54340/2023 (судья Соколова Н.Г.) , принятое

по заявлению Жилищно-строительного кооператива № 148

к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, Некоммерческой организации «Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»

третьи лица: Жилищный комитет, Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга

об оспаривании

установил:

Жилищно-строительный кооператив №148 (далее – Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация), Некоммерческой организации «Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Фонд) об оспаривании распоряжения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация) от 05.04.2023 №291-р, об обязании возвратить денежные средства на специальный счет ЖСК №148.

Определением от 27.07.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга  (далее – Инспекция), Жилищный комитет (далее – Комитет).

Решением от 02.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Кооператив направил апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение от 02.10.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Определением суда апелляционной инстанции от 17.11.2023 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 04.12.2023.

Определением от 04.12.2023 судебное разбирательство отложено на 15.01.2024.

В судебном заседании 15.01.2024 представители Кооператива поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе; Представители Администрации и Фонда против удовлетворения апелляционной жалобы возражали; Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, Кооператив осуществляет функции по управлению и эксплуатации многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ФИО5 проспект, дом 33, литера А. Фонд капитального ремонта МКД формируется на специальном счете Кооператива.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге предусмотрено в период 2015-2017 гг. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ФИО5 проспект, дом 33, литера А, выполнение работ по капитальному ремонту системы противопожарной защиты (далее – АППЗ).

Собственниками помещений в спорном многоквартирном доме проведено общее собрание, оформленное протоколом №1. Собственниками было принято решение о том, что в связи с отсутствием при проектировании дома существующей системы проведение капитального ремонта АППЗ не требуется, установка не требуется в связи с высокой стоимостью и затратами на содержание и обслуживание.

Письмом от 04.03.2022 Жилищное агентство Выборгского района                     Санкт-Петербурга сообщило Кооперативу, что указанный МКД включен в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД в Санкт-Петербурге, утвержденный распоряжением Жилищного комитета от 25.01.2022 №52-р на выполнение капитального ремонта общего имущества в 2022 году.

Письмом от 30.09.2022 Администрация повторно проинформировала Кооператив, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге предусмотрено в период 2015-2017 гг. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ФИО5 проспект, дом 33, литера А, выполнение работ по капитальному ремонту АППЗ с просьбой представить сведения о выполнении капитального ремонта системы АППЗ либо решение собственников помещений о переносе сроков капитального ремонта.

Распоряжением от 05.04.2023 № 291-р Администрация приняла решение о формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ФИО5 проспект, дом 33, литера А, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете и в котором не проведен капитальный ремонт общего имущества в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта общего имущества в Санкт-Петербурге, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге.

Не согласившись с распоряжением Администрации от 05.04.2023 № 291-р, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности распоряжения Администрации от 05.04.2023 № 291-р.

Выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи.

Согласно п. 9-23 ч. 2 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме устанавливает Правительства Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 № 84 «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (далее региональная программа), согласно которой в многоквартирном доме (далее — МКД), расположенном по адресу: <...>, литера А запланировано выполнение капитального ремонта системы противопожарной защиты в период с 2015-2017 гг.

В соответствии с п. 3.2.45 Положения о Жилищном комитете (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 175, Жилищный комитет принимает решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме или об отсутствии такой необходимости в порядке, определенном Правительством Санкт-Петербурга.

Порядок принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2016 № 799.

В соответствии с частью 3 статьи 189 ЖК РФ не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 названной статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 указанной статьи (часть 4 статьи 189 ЖК РФ).

Согласно части 6 статьи 189 ЖК РФ, в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

 Согласно части 7 статьи 189 ЖК РФ в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.

Согласно п. 3.2.28 Положения, Жилищный комитет утверждает краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Как следует из материалов дела,  работы по капитальному ремонту системы противопожарной защиты в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, литера А, распоряжением Жилищного комитета от 25.01.2022 № 52-р включены в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта. Для выполнения требований противопожарной безопасности лицо, осуществляющее капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, должно осуществить модернизацию системы противопожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В соответствии с частью 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1. Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта;

2. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных дома;

3. Плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;

4. Иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 168 ЖК РФ внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются.

Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2018 № 1559-р утвержден административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по принятию решения о формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и направлению такого решения владельцу специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытого в кредитной организации, в случае, если капитальный ремонт общего имущества в данном многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге.

Согласно пункту 2.3 приложения к распоряжению Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2018 № 1559-р, администрация принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на основании уведомления, полученного от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о том, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге.

Из материалов дела следует что, письмом от 04.03.2022 Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга сообщило Кооперативу, что МКД, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ФИО5 проспект, дом 33, литера А, включен в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД в Санкт-Петербурге, утвержденный распоряжением Жилищного комитета от 25.01.2022 №52-р на выполнение капитального ремонта общего имущества в 2022 году. Письмом от 30.09.2022 Администрация повторно проинформировала Кооператив, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге предусмотрено в период 2015-2017 гг. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ФИО5 проспект, дом 33, литера А, выполнение работ по капитальному ремонту АППЗ с просьбой представить сведения о выполнении капитального ремонта системы АППЗ либо решение собственников помещений о переносе сроков капитального ремонта.

Вместе с тем, в представленном в администрацию протоколе № 1 от 09.04.2021 года «Внеочередного (очередного) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ФИО5 пр., д. 33 литера А», в пункте 2 по вопросу изменения сроков проведения капитального ремонта, перенос сроков не рассматривался.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оспариваемое распоряжение принято в  соответствии с пунктом 7 ст. 189 Жилищного кодекса РФ, в качестве предпосылок для принятия такого распоряжения устанавливает не только сам факт невыполнения капитального ремонта в установленный срок, но и наличие необходимости данного капитального ремонта, установленной уполномоченным органом, обладающим достаточной компетенцией в данных вопросах.

Таким образом, срок капитального ремонта мог быть перенесен на основании решения Жилищного комитета об отсутствии необходимости проведения работ по капитальному ремонту, решения собственников для этого недостаточно, так же как и документом о работоспособности существующей в МКД противопожарной системы, которые не могут свидетельствовать от отсутствии необходимости проведения капитального ремонта. Из изложенного следует, что процедура переноса срока проведения работ по капитальному ремонту не была соблюдена, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого  распоряжения Администрации. 

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобе не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 02 октября 2023 года по делу №  А56-54340/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить Жилищно-строительному кооперативу № 148 из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 27.10.2023  № 118).

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А. Мильгевская

Судьи

А.Б. Семенова

 О.В. Фуркало