ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-3889/2022 от 25.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 мая 2022 года

Дело № А56-66021/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Трощенко Е.И.

судей  Згурской  М.Л., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем с/з  Короткевичем В.И.

при участии: 

от истца: ФИО1, доверенность от 09.09.2021 (посредством онлайн-заседания);

от ответчика: ФИО2, доверенность от   26.04.2021;

от 3-го лица: не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании  по правилам суда первой инстанции дело по иску АО "РН-Транс" (Филиал  в Республике Башкортостан)

к  ООО "Трансойл"

3-е лицо:  ОАО "РЖД"

о  взыскании

установил:

            Акционерное общество «РН-Транс» (далее – истец, АО «РН-Транс») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Трансойл» (далее – ответчик,  ООО «Трансойл») о взыскании 56 502 руб. убытков.

         Решением от 29.12.2021  в удовлетворении требований отказано.

          Истец,  ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым иск удовлетворить.

По мнению подателя жалобы, суд неправомерно отказал в иске, ответчик несет ответственность  за пригодность  в техническом и коммерческом отношении вагонов,  в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств  истец понес расходы  в виде добора провозной платы  по  тарифу с учетном  захода вагона в ремонтное предприятие.

Апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда как вынесенного с нарушением норм процессуального права, а также для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции ввиду того, что судом первой инстанции не привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ОАО "РЖД".

Определением от 28.03.2022 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела в судебном заседании по правилам искового производства,  установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, привлек к участию в деле ОАО "РЖД".

В судебном заседании представитель истца посредством онлайн-заседания поддержал заявленные требования, представитель ответчика против иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Между АО «РН-Транс» (клиентом) и ООО «Трансойл» (экспедитором) заключен договор транспортной экспедиции от 27.12.2017 № 4350017/1299Д (далее – договор).

В силу пункта 2.1 договора экспедитор оказывает клиенту услуги по предоставлению подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления транспортировки (перевозки) грузов как в международном сообщении, так и при внутрироссийских перевозках.

Согласно п. 4.1.2 договора ООО «Трансойл» обязано подавать на станцию отправления технически исправные и коммерчески пригодные вагоны.

В соответствии с п. 4.1.5 договора ООО «Трансойл» обязано самостоятельно и за свой счет производить подготовку вагонов под погрузки и/или в ремонт, нести все расходы по оплате провозных платежей, дополнительных сборов, при отправке вагонов в ремонт/из ремонта.

В случае возникновения у АО «РН-Транс» затрат при осуществлении ремонта груженого или порожнего вагона в пути следования ООО «Трансойл» компенсирует понесенные АО «РН-Транс» затраты.

Вагон № 50639533 был передан истцу для осуществления перевозок.

По железнодорожной накладной № ЭЧ471956 этот вагон в марте 2021 года с грузом топливо дизельное был направлен со станции Загородная Куйбышевской железной дороги на станцию Якурим Восточно-Сибирской железной дороги.

В пути следования груженый вагон был отцеплен на станции Чулымкая Западно-Сибирской железной дороги по причине обнаружения технической неисправности и отправлен в текущий ремонт на станцию Инская Западно-Сибирской железной дороги в депо ремонта ВЧДЭ-16 Инская ОАО «РЖД».

После устранения неисправности вагон был направлен на станцию назначения по дорожной ведомости № ЭЧ889153.

По прибытии вагона на станцию назначения перевозчик произвел перерасчет стоимости провозной платы по вагону, вследствие чего с лицевого счета истца списаны денежные средства в размере 56 502 руб.

Указанную дополнительную провозную плату истец просит взыскать с ответчика в качестве убытков, в связи с чем подан настоящий иск.

Исследовав материалы дела, апелляционный суд полагает, что иск подлежит отклонению по следующим основаниям.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

            Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» (далее – постановление № 25) разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ); размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Следовательно, для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков необходимо наличие в совокупности следующих условий: факт причинения вреда ответчиком и размер убытков, совершение ответчиком противоправных действий (бездействия), причинно-следственная связь между понесенными убытками и действием (бездействием) ответчика.

В обоснование иска истец  указывает, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств  он понес расходы  в виде добора провозной платы  по  тарифу с учетом  захода вагона в ремонтное предприятие.

Указанные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.

В  соответствии с частью  1 статьи 30 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ  "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон.

При заключении договора перевозки/ при оформлении железнодорожных накладных и начислении провозной платы перевозчик обязан исходить из тарифного расстояния, определяемого в соответствии с правилами, не вправе произвольно изменять их.

Положениями главы 40 ГК РФ не предусмотрено право перевозчика на одностороннее (произвольное) изменение тарифов на перевозку грузов (порожних вагонов).

Если общее расстояние перевозки с учетом захода вагонов в ремонт не изменилось, взыскание перевозчиком дополнительных провозных платежей является необоснованным.

Тарифные схемы предусматривают диапазоны расстояний, соответственно, перевозчик не может увеличивать стоимость перевозки, если пройденное фактически расстояние укладывается в соответствующий диапазон тарифной схемы. При заключении договора перевозки/оформлении железнодорожных накладных и начислении провозной платы перевозчик не вправе произвольно изменять тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры.

Сумма, предъявленная АО «РН-Транс» ко взысканию, представляет собой добор провозных платежей за отклонение груженого вагона ООО «Трансойл» в текущий ремонт со станции отцепки до станции устранения неисправности.              

Указанный добор платежей в размере 56 502 руб. был списан с единого лицевого счета истца в одностороннем порядке ОАО «РЖД».

           Согласно представленному ответчиком расчету расстояние с учетом проведения отцепочного ремонта изменилось лишь на 13 км, что не позволяет произвести добор провозной платы на спорную сумму, поскольку укладывается в соответствующий диапазон тарифной схемы.

Как  правильно указывает ответчик, сумма добора, списанная с АО «РН-Транс» в размере 56 502 руб. (в т.ч. НДС 20%), является необоснованной, так как  в нарушение пункта  3 Приказа Минтранса №245 от 21.12.2009 она не рассчитана исходя из кратчайшего расстояния, определенного по досылочной дорожной ведомости ЭЧ889153.

          Доказательств обратного истец, третье лицо не представили.

          Кроме того, АО «РН-Транс» не оспаривало необоснованное списание таких сумм со своего лицевого счета, а просто перевыставило их в адрес ООО «Трансойл».

        Подобные действия истца не свидетельствуют о правомерности заявленных им убытков.

           Таким образом, с учетом имеющихся в материалах дела документов, представленных истцом, ОАО "РЖД" произвело списание и определило размер тарифа для отцепленных вагонов не в соответствии с Прейскурантом N 10-01, а самостоятельно, без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований.

При таких обстоятельствах АО «РН-Транс»  не доказало надлежащим образом причинение ему убытков  неправомерными действиями ответчика.

Следовательно, требование истца о взыскании убытков в виде суммы, списанной  в размере 56 502 руб., является необоснованным и подлежит отклонению.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 29.12.2021 по делу №  А56-66021/2021   отменить.

В иске отказать.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.И. Трощенко

Судьи

М.Л. Згурская

 Н.О. Третьякова