ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-38984/2021 от 18.01.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 февраля 2022 года

Дело № А26-7450/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Денисюк М.И.

судей  Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания:  Хариной И.С.

при участии: 

от заявителя: предст. Иванова А.А. – доверенность от 23.11.2021

от заинтересованного лица: предст. Караульных Е.В. – доверенность от 22.11.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-38984/2021 ) Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение»  на решение  Арбитражного суда   Республики Карелия от 14.10.2021 по делу № А26-7450/2021 (судья Свидская А.С.), принятое

по заявлению Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение»

к  Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия

о признании недействительным пункта 1 представления от 24.06.2021 № 06-20-23/11-5240

установил:

Администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение» (ОГРН 1051002036887, ИНН 1007014597; далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (ОГРН 1031000029257, ИНН 1001041918; далее – Управление) о признании недействительным пункта 1 представления от 24.06.2021 № 06-20-23/11-5240.

Решением суда первой инстанции от 14.10.2021 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 14.10.2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Администрацией требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Податель жалобы указывает на то, что Соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета Республики Карелия бюджету Сортавальского городского поселения от 20.08.2019 № 86610101-1-2019-002 (далее - Соглашение № 86610101-1-2019-002), заключенным между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и Администрацией, не предусмотрено, какие именно работы должны быть выполнены в рамках данного Соглашения, а также не приложены сметные расчеты с видами и объемом необходимых к выполнению работ (имеются ссылки только на согласованную Минстроем России проектную документацию); таким образом Администрация вправе самостоятельно определять виды и объемы работ на объекте благоустройства. Согласно представленной Администрацией 23.10.2019 (сопроводительным письмом от 01.10.2019 № 2934/2035) в Минстрой России проектной документации  «Благоустройство и перспективное развитие территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала» площадь газонов на проектируемом участке составила 18735,5 кв.м, площадь газонов на благоустраиваемой территории – 2708,5 кв.м. При этом, как указывает податель жалобы, судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о направлении заявителем в адрес Минстроя России проектно-сметной документации; локальная смета 1-6-1-2 является приложением к муниципальному контракту от 25.12.2019 №48-19 с ООО «Строительный трест № 4» и в Минстрой России не направлялась. Поскольку муниципальный контракт от 25.12.2019 № 48-19 с ООО «Строительный трест № 4» был расторгнут дополнительным соглашением от 27.11.2020 № 3, то образовавшиеся ввиду заключения ранее дополнительных соглашений № 1 и № 2 к данному контракту незаконтрактованные денежные средства планировалось использовать на возникшие работы соответствии с проектом; на основании разработанной ООО «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская» проектной документации, согласованной с Минстроем России, было принято решение об использовании данных денежных средств на продолжение работ по благоустройству территории сквера, а именно, выполнение работ по устройству подготовки территории под газон, для чего Администрацией с ИП Макаровым М.Г. был заключен муниципальный контракт от 09.12.2020 № 25-20 на выполнение работ по благоустройству и перспективному развитию территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала» на сумму 4 127 416,81 руб., который согласно сметной документации предусматривал подготовку почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли механизированным способом на территории в границах сквера у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала. Указанный вид работ соответствовал виду работ в первоначальной проектно-сметной документации, выбирался с учетом возможности его исполнения в кратчайшие сроки по техническим и погодным условиям – до 31.12.2020, а также был предусмотрен согласованным с Минстроем России проектом ПСД.1207-2019СПЗ-ОЗУ Раздел № 2 «Схема планировочной организации земельного участка» том 2, лист 3 (площадь газонов: 18735,5 кв.м). Таким образом, по мнению подателя жалобы, Администрацией не допущено неправомерного расходования бюджетных средств; Управлением не указано какие нормы бюджетного законодательства  нарушены заявителем, не доказан факт нарушения заявителем бюджетного законодательства, в связи с чем изложенное в пункте 1 оспариваемого предписания требование о возврате денежных средств является необоснованным.

В судебном заседании 18.01.2022 представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании пункта 4 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Республике Карелия в финансово-бюджетной сфере на 2021 год от 30.12.2020 в соответствии с приказом от 02.04.2021 № 140 (том 1, л.д.136-138) Управлением  в период с 12.04.2021 по 14.05.2021 в отношении Администрации проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».

В ходе проверки Управлением выявлено, что  в нарушение статьи 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 34 Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 № 237, пунктов 1.1,  1.2, 4.3.10.2 Соглашения № 86610101-1-2019-002 Администрация осуществила неправомерное использование бюджетных средств в сумме 3 447 180,86 руб. (100% из федерального бюджета) путем закупки выполнения работ в объеме, который не предусматривался проектной документацией и не являлся необходимым для достижения заданного результата – благоустройства и перспективного развития территории «Сквер у Набережной, по ул. Ленина в городе Сортавала».  

Как установлено Управлением, проектная документация «Благоустройство и перспективное развитие территории «Сквер у Набережной, по ул. Ленина в городе Сортавала» подготовлена Администрацией и представлена в Минстрой России 23.10.2019. Проектная документация содержала сводный сметный расчет стоимости строительства (локальные сметы) с указанием видов работ, их объема и стоимости, выполнение которых требовалось для реализации Проекта

Локальной сметой № 1-6-1-2 к Проекту предусмотрены работы по подготовке почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см механизированным способом в объеме 2 708,5 кв. м стоимостью (без внесения земли) в размере 680 235,95 руб., с учетом накладных расходов, сметной прибыли, НДС – 20 %, расходов на временные здания и сооружения – 1,5 % (позиции локальной сметы: 72, 73, 74, 75).

Вместе с тем, Администрацией был заключен муниципальный контракт от 09.12.2020 № 25-20 на выполнение работ по благоустройству и перспективному развитию территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала» с ИП Макаровым М.Г., которым предусмотрены работы по подготовке почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см механизированным способом в объеме 8 074,81 кв.м стоимостью 4127 416,81 руб.

Установленный муниципальным контрактом от 09.12.2020 № 25-20 объем работ (8074,81 кв.м) и их стоимость (4 127 416,81руб.) не соответствуют объему (1550,61 кв.м) и стоимости (319 731 руб.) для указанного вида работ, установленного проектно-сметной документацией, в соответствии с которой согласно условиям Соглашения № 86610101-1-2019-002 должно производиться благоустройство и перспективное развитие территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в г. Сортавала». Кроме того, заключение муниципального контракта от 09.12.2020 не предусмотрено графиком выполнения мероприятий получателя иного межбюджетного трансферта - победителя Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, обязанность по соблюдению которого установлена пунктом 4.3.10.2 Соглашения № 86610101-1-2019-002.

Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 19.05.2021 (том 1, л.д.139-157).

По результатам проверки Управлением на основании статей 269.2 и 270.2 БК РФ вынесено представление от 24.06.2021 №  06-20-23/11-5240 (том 1, л.д.13-18), в пункте 1 которого Управление потребовало в срок до 1 октября 2021 года устранить вышеуказанное нарушение путем возврата средств в сумме 3 447 180,86 руб. в доход бюджета Республики Карелия, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения, отраженного в пункте 1 представления.

Не согласившись с пунктом 1 представления от 24.06.2021 №  06-20-23/11-5240, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены решения суда первой инстанции от 14.10.2021 в связи со следующим.

В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2).

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Следовательно, представление органами внутреннего государственного (муниципального) контроля выдается, в том числе при выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и заключенных во исполнение указанных договоров (соглашений) государственных (муниципальных) контрактов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 № 237 утверждены Правила предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований-победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее – Правила № 237), пунктом 30 которых предусмотрено, что средства государственной поддержки из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования-победители конкурса, в виде иных межбюджетных трансфертов.

В силу пункта 34 Правил № 237 иной межбюджетный трансферт предоставляется на основании соглашения, заключаемого Минстроем России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа.

Как установлено судом первой инстанции следует из материалов дела, муниципальное образование «Сортавальское городское поселение» стало одним из победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды 2019 года, представив на конкурс проект «Благоустройство и перспективное развитие территории: «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала», разработанный ООО «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская» (далее – Проект) (том 1, л.д.64-80; том 2, л.д.59-65, 138).

Для реализации Проекта между Минстроем России и Правительством Республики Карелия было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предоставляемого в 2019-2020 годах из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды от 09.07.2019 № 069-17-2019-065 (том 2, л.д.1-18).

Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Карелия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата регионального проекта, в целях софинансирования которых был предоставлен указанный иной межбюджетный трансферт, составил в 2020 году 54 000 000 руб. (пункт 2.1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 03.04.2020, том 2, л.д.11); датой достижения конечного результата регионального проекта определено 31.12.2020 (пункт 13 Графика выполнения мероприятий в редакции дополнительного соглашения от 15.12.2020; том 2, л.д.16-18).

В силу статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 139.1 БК РФ (в редакции, действовавшей до 12.07.2021), в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований. Методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 5 статьи 9 Закона Республики Карелия от 21.12.2018 № 2337-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» установлено, что иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований, в том числе в форме дотаций, предоставляются в случаях, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по соответствующим целевым статьям (государственным программам Республики Карелия и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов согласно приложениям 4 и 5 к настоящему Закону, в порядке, утвержденном Правительством Республики Карелия.

Распределение иных межбюджетных трансфертов утверждено, в том числе распоряжением Правительства Республики Карелия от 06.08.2019 № 560р-П (иные межбюджетные трансферты на реализацию мероприятий по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях-победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды) на сумму 54 000 000 руб.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 31.08.2017 № 301-П утверждена государственная программа Республики Карелия «Формирование современной городской среды» на 2018-2022 годы, приложением № 4 к которой установлены Правила предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018- 2022 годы, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий (далее – муниципальная программа).

Субсидии предоставляются Министерством строительства Республики Карелия (далее – Минстрой РК) (ответственный исполнитель государственной программы) в соответствии с федеральным законодательством, бюджетной росписью бюджета Республики Карелия на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минстрою РК на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (пункт 4 Правил).

Одним из условий получения муниципальным образованиям бюджетных средств является заключение соглашения между Минстроем РК и органом местного самоуправления в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с утвержденной типовой формой, содержащего положения, предусматривающие, в том числе завершение в полном объеме реализации мероприятий муниципальной программы с учетом требований, установленных настоящими Правилами, в установленные в ней сроки (подпункт «в» пункта 7 Правил).

В пункте 16 Правил предусмотрено, что не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит возврату муниципальным образованием в бюджет Республики Карелия в соответствии с требованиями, установленными законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на соответствующий финансовый год и плановый период. В случае если неиспользованный остаток субсидии из бюджета Республики Карелия не перечислен в доход бюджета Республики Карелия, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета Республики Карелия в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Приложении № 7 к Постановлению Правительства Республики Карелия от 31.08.2017 № 301-П установлены графики реализации мероприятий получателями дотации (иного межбюджетного трансферта) - победителями всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, включающие информацию о проектировании, строительстве (ремонте, реконструкции) и вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, сроки выполнения каждого этапа, в том числе для Проекта «Благоустройство и перспективное развитие территории: «Сквер у набережной по ул. Ленина в г. Сортавале», в соответствии с которым реализация Проекта производится в соответствии с проектной документацией, разработанной путем проведения торгов и представленной в Минстрой России. Кроме того в Минстрой России подлежит представлению техническое задание на реализацию проекта, а также контракт на выполнение работ по реализации проекта (пункты 6-8 графика).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  в соответствии с вышеуказанными Правилами между Минстроем РК и Администрацией было заключено Соглашение № 86610101-1- 2019-002 (т.1, л.д.19-26), предметом которого являлось предоставление из бюджета Республики Карелия в 2019-2021 годах бюджету Сортавальского городского поселения иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях-победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее – иной межбюджетный трансферт), в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными субъекту как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации по кодам классификации расходов бюджетов: код главного распорядителя средств бюджета Республики Карелия 811, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 200F254240, вид расходов 540 в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», государственной программы Республики Карелия «Формирование современной городской среды», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 31.08.2017 № 301-П.

Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Сортавальского городского поселения на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составил в 2019 году 54 000 000 руб. (пункт 2.1 Соглашения                               № 86610101-1-2019-002).

Общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из бюджета Республики Карелия бюджету Сортавальского городского поселения в соответствии с настоящим Соглашением, составил в 2019 году не более 54 000 000 руб. (пункт 2.2 Соглашения № 86610101-1-2019-002).

Дополнительным соглашением от 20.05.2020 № 86610101-1-2019-002/1 к Соглашению № 86610101-1-2019-002 стороны внесли изменения в пункты 2.1 и 2.2, указав вместо 2019 года – 2020 год (том 1, л.д.27-28).

Дополнительным соглашением от 17.06.2020 № 86610101-1-2019-002/2 к Соглашению № 86610101-1-2019-002 в подпункт «в» пункта 3.2 внесено изменение, согласно которому иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении условия о наличии согласованного Минстроем России и Главой Республики Карелия графика выполнения мероприятий получателя иного межбюджетного трансферта-победителя Всероссийского конкурса лучших 12 А26-7450/2021 проектов создания комфортной городской среды, включающего в том числе информацию по проектированию, строительству (ремонту, реконструкции) и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, сроки выполнения по каждому этапу» (том 1, л.д.29-31).

Дополнительным соглашением от 18.12.2020 № 86610101-1-2019-002/3 к Соглашению № 86610101-1-2019-002 стороны внесли изменения в пункты 2.1 и 2.2, указав вместо 54 000 000 руб. – 13 872 100 руб., а также определили сроки окончания выполнения работ по реализации проекта – 30 декабря 2020 года (том 1, л.д.32-35).

В соответствии с пунктом 4.3.10.2 Соглашения № 86610101-1-2019-002 Администрация обязалась обеспечить соблюдение графика, указанного в подпункте «б» пункта 3.2 Соглашения.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, Проект должен был реализовываться в соответствии с проектной документацией, разработанной путем проведения торгов и представленной в Минстрой России, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются доводы подателя жалобы о том, что Администрация вправе была сама определять виды и объем работ на объекте благоустройства.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, проектно-сметная документация «Благоустройство и перспективное развитие территории «Сквер у Набережной, по ул. Ленина в городе Сортавала» была подготовлена Администрацией и письмом от 01.10.2019 № 2934/2035 в Минстрой России направлены соответствующие документы, касающиеся разработки проектно-сметной документации в соответствии с приложением (том 1, л.д.44).

Согласно подпункту 4 пункта 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 02.08.2019) проектная документация должна включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Пунктами 28 и 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (в редакции от 06.07.2019) также предусмотрено, что раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» должен содержать сметную документацию, которая, в свою очередь, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Пунктами 4.3.10.5, 6.1.5 Соглашения № 86610101-1-2019-002 предусмотрена обязанность Администрации по направлению в Минстрой России не только проектной документации, но и заключения об оценке достоверности определения сметной стоимости.

Кроме того, из материалов дела следует, что письмом от 11.11.2019 № 3385-02/236 Администрация направила в Минстрой России техническое задание на выполнение работ по реализации проектных решений по благоустройству и перспективному развитию территории: «Сквер у набережной по ул. Ленина в г. Сортавале, в пункте 14 которого в графе «Перечень приложений к Техническому заданию, являющихся его неотъемлемой частью» указана проектно-сметная документация «Благоустройство и перспективное развитие территории: «Сквер у набережной по ул. Ленина в г. Сортавале» (том 1 л.д.36-42).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что дальнейшие работы по реализации Проекта должны были производиться в соответствии с разработанной и представленной в Минстрой России проектной документацией, которая содержала сводный сметный расчет стоимости строительства (локальные сметы) с указанием видов работ, их объема и стоимости, выполнение которых требовалось для реализации Проекта (том 2, л.д.66-78).

По результатам проведения аукциона между Администрацией (заказчик) и ООО «Строительный трест № 4» (подрядчик) был заключен муниципальный контракт от 25.12.2019 № 48-19 на выполнение работ по благоустройству и перспективному развитию территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала» (том 1, л.д.45-52; том 2, л.д.39-58), по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы на объекте согласно проектной документации (приложение № 1 к контракту), техническому заданию (приложение № 2 к контракту) и условиям контракта, а заказчик – принять и оплатить работы. Пунктом 6.1 контракта определено, что работы должны быть выполнены с момента заключения контракта по 01.11.2020.

Первоначально локальной сметой № 1-6-1-2 к Проекту были предусмотрены работы по подготовке почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см механизированным способом в объеме 2 708,5 кв.м стоимостью (без внесения земли) 680 235,95 руб., с учетом накладных расходов, сметной прибыли, НДС – 20 %, расходов на временные здания и сооружения – 1,5 % (позиции локальной сметы: 72, 73, 74, 75) (том 2, л.д.66-78).

Указанный в локальной смете № 1-6-1-2 объем работ соответствует данным раздела № 2 «Схема планировочной организации земельного участка» том 2, лист 3» Проекта «ПСД. 1207-2019СПЗ-ОЗУ (том 2, л.д.138), в соответствии с которым площадь газонов на благоустраиваемой территории составила 2 708,5 кв.м.

Дополнительным соглашением от 21.04.2020 № 1 к муниципальному контракту от 25.12.2019 № 48-19 (том 1, л.д.59-60) общая стоимость работ по контракту была уменьшена на 1 111 260 руб., в связи с исключением из перечня работ строительного контроля; дополнительным соглашением от 23.09.2020 № 2 стоимость работ по контракту уменьшена еще на 2 595 967 руб., в связи с уменьшением объема работ согласно локальным сметам (том 1, л.д. 61-62; том 2, л.д.102-133), в том числе локальной сметой № 1-6-1-2 в части работ по озеленению (том 1, л.д. 57; том 2, л.д.131); при этом изменения в проектно-сметную документацию не вносились.

В связи с тем, что подрядчик (ООО «Строительный трест № 4») не исполнил свои обязательства, муниципальный контракт от 25.12.2019 № 48-19 был расторгнут дополнительным соглашением от 27.11.2020 № 3 (том 1, л.д.63), которым зафиксирована общая стоимость выполненных, принятых и оплаченных работ в размере 9 744 641 руб. Общая техническая готовность объекта, исходя из фактически принятых и оплаченных работ по Проекту, составила 28%.

Полагая, что денежные средства, оставшиеся в соответствии с дополнительными соглашениями №№ 1 и 2 к муниципальному контракту от 25.12.2019 № 48-19, являются экономией, Администрация приняла решение использовать их на продолжение работ по благоустройству территории сквера, а именно, выполнение работ по устройству подготовки территории под газон. В указанных целях между Администрацией и ИП Макаровым М.Г. был заключен муниципальный контракт от 09.12.2020 № 25-20 на выполнение работ по благоустройству и перспективному развитию территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала», которым предусмотрены работы стоимостью 4 127 416,81 руб. (том 1, л.д.81-89; том 2, л.д.79-87). В локальной смете № 02-01-01 были отражены работы по подготовке почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см механизированным способом в объеме 8 074,81 кв.м стоимостью 4 127 416,81 руб. (том 1, л.д.90-92; том 2, л.д.88).

Платежным поручением от 25.12.2020 № 607660 по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 15.12.2020 № 1 и справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 15.12.2020 № 1 Администрацией произведена оплата ИП Макарову М.Г. за выполненные работы на сумму 4 127 416,81 руб. (том 2 л.д. 90-93).

Вместе с тем, как обоснованно установлено Управлением, исходя из представленного в Минстрой России Проекта, работы по озеленению на благоустраиваемой территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в городе Сортавала» в части устройства газона должны были производиться именно на площади 2 708,5 кв.м, что следует из локальной сметы № 1-6-1-2 к Проекту (позиции локальной сметы: 72, 73, 74, 75) (том 2, л.д.66-78), а также раздела № 2 «Схема планировочной организации земельного участка» том 2, лист 3» Проекта «ПСД. 1207-2019СПЗ-ОЗУ (том 2, л.д.138), в соответствии с которым площадь газонов на благоустраиваемой территории составила 2 708,5 кв.м.

Какие-либо изменения в проектно-сметную документацию не вносились и скорректированная проектная документация по реализации Проекта в Минстрой России не направлялась (доказательства обратного в материалы дела не представлены).

При этом по муниципальному контракту от 09.12.2020 № 25-20 с ИП Макаровым М.Г. работы по устройству газона выполнены на большей площади 8 074,81 кв. м.

Доводы Администрации о том, что выполнение работ по устройству подготовки территории под газон на площади 18735,5 кв.м предусмотрено Проектом обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанная площадь представляла собой общую площадь газонов на объекте «Сквер у набережной по ул. Ленина в г. Сортавала», в то время как площадь газонов на благоустраиваемой территории составляла 2708,5 кв. м, как и было предусмотрено Проектом и локальной сметой № 1-6-1-2 в составе утвержденной проектно-сметной документации. Принимая во внимание данное обстоятельство, а также сведения пункта 6 Плана земляных масс Раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» том 2 ПСД.12-07-2019СПОЗУ, лист 4 (том 2, л.д.61 оборот) о наличии избытков пригодного грунта – 2547 куб.м, подлежавшего вывозу в отвал, и растительного грунта – 295 куб.м, пригодного к использованию для рекультивации существующих газонов, суд первой инстанции посчитал обоснованным довод Управления о том, что Проектом не предусматривалось устройство газона площадью 8074,81 кв.м с дополнительным внесением растительной земли.

Согласно представленному Управлением расчету стоимости работ по озеленению, предусмотренных локальной сметой № 1-6-1-2 в составе утвержденной проектно-сметной документации на площади 2708,5 кв.м (том 2, л.д.75) стоимость указанных работ по проектно-сметной документации составила 680 235,95 руб. (том 2, л.д.98). Указанный расчет проверен судом и признан правильным.

При таких обстоятельствах, в связи с несоответствием определенных муниципальным контрактом от 09.12.2020 № 25-20 объема (8074,81 кв.м) и стоимости (4 127 416,81 руб.) оплаченных работ объему (2708,5 кв.м) и стоимости (680235,95 руб.) данного вида работ по проектно-сметной документации, Управление пришло к обоснованному выводу о том, что Администрацией неправомерно использованы бюджетные средства в сумме 3 447 180,86 руб. (4 127 416,81 – 680 235,95).

Суд первой инстанции  также обоснованно указал на то, что в силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Исходя из указанной нормы закона, экономией бюджетных средств не могло стать высвобождение денежных средств по муниципальному контракту от 25.12.2019 № 48-19, который был расторгнут по вине подрядчика без достижения заданного результата – выполнения всего объема работ по Проекту.

Отчетом о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 1 января 2021 года подтверждено недостижение результатов Проекта, необходимость применения пункта 6.1.7 Соглашения № 069-17-2019-065 и дальнейшая реализация проекта иным бюджетным учреждением (том 2, л.д.94-95). Пунктом 6.1.7 Соглашения № 069-17-2019-065 (том 2, л.д.13 оборот) и пунктом 6.1.6 Соглашения № 86610101-1-2019-002 (том 2, л.д.33 оборот.) предусмотрен возврат средств иного межбюджетного трансферта в федеральный бюджет при нарушении предусмотренных Графиком сроков выполнения работ по реализации Проекта.

Соответственно, оставшиеся после расторжения муниципального контракта от 25.12.2019 № 48-19 денежные средства являлись согласно пункту 16 Правил неиспользованным остатком денежных средств, полученных из бюджета Республики Карелия, который подлежал перечислению администрацией в доход бюджета Республики Карелия, а при невыполнении указанной обязанности мог быть взыскан в доход бюджета Республики Карелия в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Впоследствии средства иного межбюджетного трансферта полежали возврату в федеральный бюджет.

Доводы подателя жалобы об отсутствии в его действиях бюджетного нарушения, со ссылками на возможность возврата денежных средств только при нецелевом расходовании бюджетных средств, отклоняются судом апелляционной инстанции.

Понятие бюджетного нарушения дано в статье 306.1 БК РФ, согласно которой бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:

1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;

3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;

5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд первой инстанции согласился с выводом Управления о том, что расходы Администрации по оплате работ в объеме, который не предусматривался проектной документацией и не являлся необходимым для достижения заданного результата - благоустройства и перспективного развития территории «Сквер у набережной по ул. Ленина в г. Сортавала» за счет бюджетных средств являлись неправомерными.

Так как заявитель является местной администрацией, главным администратором бюджетных средств, при этом им нарушены положения бюджетного законодательства, условия соглашения о предоставлении средств из бюджета, следовательно, совершенное Администрацией нарушение является бюджетным.

При этом в силу пункта 1 статьи 306.2 БК РФ ответственность в виде бюджетной меры принуждения применяется за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 настоящего Кодекса, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля. К таким бюджетным нарушениям относятся: нецелевое использование бюджетных средств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита, неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита (статьи 306.4-306.7 БК РФ). Перечень бюджетных мер принуждения установлен пунктом 2 статьи 306.2 БК РФ.

Поскольку бюджетное нарушение, совершенное Администрацией не относится к видам бюджетных нарушений, предусмотренным главой 30 БК РФ, к заявителю не может быть применена бюджетная мера принуждения, установленная пунктом 2 статьи 306.2 БК РФ. В данном случае требование об устранении нарушения может быть реализовано только путем выставления требования о возврате неправомерно использованных бюджетных средств, как то предусмотрено пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ.

Про проведении контрольного мероприятия Управление проверило соблюдение Администрацией положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения: Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 № 237, Государственной программы Республики Карелия «Формирование современной городской среды», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 31.08.2017 № 301-П и др.; проверило соблюдение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета -Соглашения № 86610101-1-2019-002, то есть действовало в пределах полномочий, определённых статьей 269.2 БК РФ.

Пункт 1 оспариваемого представления содержит предусмотренную пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ информацию о нарушении Администрацией положения правового акта, регулирующего бюджетные правоотношения - статьи 139.1 БК РФ, нарушении условий соглашения о предоставлении средств из соответствующего бюджета - пунктов 1.2, 4.3.10.2 Соглашения № 86610101-1-2019-002, а также требование об устранении нарушения в виде возврата денежных средств, использованных с нарушением, в бюджет того субъекта, из которого они были предоставлены (Республика Карелия) и о принятии мер по устранению причин и условий нарушения.

С учетом названных выше обстоятельств и приведенных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, оспариваемое представление от 24.06.2021 № 06-20-23/11-5240 выдано Управлением, являющимся уполномоченным на проведение проверки лицом, содержит информацию о выявленных в пределах компетенции Управления нарушениях и соответствует положениям бюджетного законодательства.

Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно не установил предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Администрацией требований и признания недействительным пункат 1 представления Управления от 24.06.2021 № 06-20-23/11-5240.

Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доводам сторон, не допущено нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены решения суда от 14.10.2021 не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 14 октября 2021 года по делу № А26-7450/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

 Н.И. Протас