ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-39772/2021 от 22.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 марта 2022 года

Дело № А56-72651/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Лебедева Г.В., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от истца: ФИО2 по доверенности от 27.12.2021

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 03.09.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-39772/2021 ) ЖСК-462 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2021 по делу № А56-72651/2021 , принятое

по иску Жилищного комитета

к  ЖСК-462

о взыскании субсидии

установил:

Жилищный комитет (ОГРН: <***>, адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, 11; далее – Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Жилищно-строительному кооперативу №462 (ОГРН: <***>, адрес: 195256, Санкт-Петербург, пр-кт Науки, 29; далее - ЖСК-462, Кооператив, ответчик) о взыскании субсидии в размере 139 024 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением от 17.11.2021 суд первой инстанции взыскал с ЖСК-462 в бюджет Санкт-Петербурга 139 024 руб. субсидии; взыскал с ЖСК-462 в доход федерального бюджета 5170,72 руб. государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда, Кооператив обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, в соответствии с договором от 135/20-фкр от 13.08.2020 Кооперативу предоставлена субсидия в сумме 730 000 руб. на финансовое обеспечение затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу согласно приложению к договору в соответствии с региональной программой.

Факт предоставления Кооперативу субсидии в соответствии с вышеуказанным договором о предоставлении субсидии не оспаривается сторонами.

Жилищным комитетом проведена проверка выполнения условий предоставления субсидий на выполнение капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Науки, д. 29, лит. А.

В ходе указанной проверки выявлены нарушения, выразившиеся во внесении в акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 невыполненных работ на общую сумму 188 298 руб. 50 коп.

Результаты проверки оформлены актом № 04 от 26.03.2021.

На акт проверки № 04 от 26.03.2021 ЖСК представлены возражения.

Согласно Заключению на возражения, получателю субсидий было предложено осуществить возврат средств субсидий в сумме 188 298 руб. 50 коп. в бюджет Санкт-Петербурга.

06.07.2021 в адрес получателя субсидий направлены распоряжение Комитета от 09.06.2021 № 509-р и требование о возврате субсидий в бюджет Санкт-Петербурга, содержащие сумму, сроки, код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат субсидий, реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены средства субсидии.

Требование о возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга получателем субсидий ответчиком не исполнено.

В связи с тем, что подрядная организация устранила часть замечаний по результатам проверки Комитета, Комитетом издано распоряжение № 697-р от 03.08.2021 о внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета № 509-р от 09.06.2021.

Требованием от 05.08.2021 Комитетом предложено в добровольном порядке осуществить возврат средств бюджета Санкт-Петербурга в сумме 139 024 руб.

В соответствии с пунктом 5.8 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2020 № 53, в случае, если средства субсидий не возвращены в бюджет Санкт-Петербурга получателями субсидий, указанные средства подлежат взысканию в бюджет Санкт-Петербурга Комитетом в судебном порядке.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Комитета.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из пункта 3 статьи 78 БК РФ следует, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Закон Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 г. N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации регулирует отношения, связанные с проведением в Санкт-Петербурге капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Порядок предоставления в 2020 году субсидии на финансирование оказания услуг и(или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2020 N 53.

Согласно пунктам 5.1, 5.2 Порядка и пунктам 6.1, 6.2 договора N 135/20-фкр от 13.08.2020 Комитет вправе осуществлять проверки, по результатам которых составляет акты проведения проверок. В случае выявления при проведении проверок нарушений получателями субсидии условий, целей и порядка ее предоставления Комитетом составляется акт, а также в порядке и сроки, которые установлены Комитетом, получателям субсидии направляется уведомление, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения получателями субсидии (далее - уведомление).

Учтивая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что Жилищный комитет вышел за пределы своих полномочий, признается апелляционным судом несостоятельным.

В случае неустранения нарушений в установленные в уведомлении сроки Комитет принимает решение в форме распоряжения о возврате в бюджет Санкт-Петербурга субсидии полученной получателем субсидии, и направляет копию указанного распоряжения получателю субсидии и в Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга вместе с требованием о возврате субсидии (пункт 5.3 Порядка, пункт 6.2.2 договора).

Получатели субсидии обязаны осуществить возврат субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в течение семи рабочих дней со дня получения требования и копии распоряжения, указанных в пункте 5.3 настоящего Порядка (пункт 5.4 Порядка).

В соответствии с пунктом 5.8. Порядка, в случае если средства субсидии не возвращены в бюджет Санкт-Петербурга получателями субсидии в установленные в пунктах 5.4, 5.6 и 5.7 настоящего Порядка сроки, Комитет в течение 15 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных в пунктах 5.4, 5.6 и 5.7 настоящего Порядка, направляет в суд исковое заявление о возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга.

Из материалов дела следует, что основанием для вывода Комитета о невыполнении Кооперативом части работ послужило, по его мнению, необоснованное включение в акты по форме КС-2 фактически невыполненных работ и неиспользованных материалов на общую сумму 139 024 руб.

В апелляционной жалобе Кооператив, выражая несогласие с заявленной Комитетом суммой, указывает на то, что работы по договору выполнены в полном объеме и без замечаний, Акт от 26.03.2021 № 04 не является надлежащим доказательством неисполнения или ненадлежащего выполнения работ по капитальному ремонту.

Указанные доводы подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку доказательств в опровержение заявленных истцом требований ответчиком в материалы дела не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы также заявлено не было.

В силу статей 9, 41, 65 АПК РФ участвующие в деле лица самостоятельно осуществляют свои процессуальные права и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, обязаны своевременно представлять доказательства в подтверждение своих доводов. В соответствии с условиями договора о предоставлении субсидии получатель субсидии обязан осуществлять возврат субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в полном объеме в течение срока, указанного в требовании или уведомлении о возврате предоставленной субсидии, в случае выявления нарушений условий их предоставления и (или) нецелевого использования.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные Комитетом требования в полном объеме.

При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 17 ноября 2021 года по делу №  А56-72651/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива № 462 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Г.В. Лебедев

 О.В. Фуркало