ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-39814/2021 от 20.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 декабря 2021 года

Дело № А42-5762/2021

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Богдановской Г.Н.

судей Слоневской А.Ю., Савиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39814/2021) жилищно-строительного кооператива «Мурманск - 28» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.10.2021 по делу № А42-5762/2021, принятое

по заявлению жилищно-строительного кооператива «Мурманск - 28»

к Администрации города Мурманска

о признании незаконными действий и недостоверной информации,

УСТАНОВИЛ:

жилищно-строительный кооператив «Мурманск-28» (далее – заявитель, ЖСК «Мурманск-28», Кооператив) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Мурманска (далее – ответчик, Администрация) по включению в Реестр мест (площадок) твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Мурманска, размещенный на сайте https://www.citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=1162#descr, недостоверной информацией о нахождении по адресу: ул. Зои Космодемьянской, д. 16, с графическими координатами: широта 68.56.071, долгота Е 033.07.634, площадки, являющейся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, а также об обязании Администрации в течение пяти календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда исключить указанную информацию из Реестра (с учетом уточнения требований, л.д.113).

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 22.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.

С указанным решением суда не согласился ответчик (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что фактически контейнерной площадки, расположенной по адресу <...> (далее по тексту – спорная контейнерная площадка), не существует, ни заявитель, ни собственники помещений в многоквартирного дома (далее – МКД) заявки на включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее по тексту – Реестр) не подавали, оспариваемые сведения внесены произвольно и в противоречие с положениями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039), а также Положения о порядке согласования и создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Мурманск, утв. Постановлением Администрации города Мурманска от 20.05.2019 № 1720 (далее – Положение № 1720). Судом в мотивировочной части в нарушение части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не дана оценка действиям Администрации города Мурманска по ведению Реестра и включению в Реестр недостоверных сведений о несуществующей площадке.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из письменных материалов дела, ЖСК «Мурманск-28» осуществляет управление МКД № 16 по ул. Зои Космодемьянской в г.Мурманске.

Между АО «Управление отходами» (Региональный оператор) и ЖСК «Мурманск-28» (Потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №73/315/0000256 от 01.01.2019 (л.д. 52).

Согласно Приложению к договору в качестве места (площадки) накопления ТКО указано: 183008, <...> (л.д. 56).

07.04.2021 при ознакомлении с Реестром мест (площадок) накопления ТКО на сайте https://www.citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=1162#descr заявителем установлен факт включения в него ранее отсутствующей записи о площадке, находящейся по адресу: <...>, являющейся общим имуществом собственников помещений МКД (используемое покрытие «грунт», установлен 1 контейнер объемом 1,1 куб.м).

Ссылаясь на то, что сведения о спорной контейнерной площадке в Реестре не соответствуют действительности, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт размещения спорной контейнерной площадки для сбора ТКО объективно подтвержден, следует из заключенного между истцом и Региональным оператором договора на обращение с ТКО, истцом не оспорен, а сведения о размещении такой площадки, отраженные в Реестре, внесены уполномоченным органом в порядке актуализации сведений территориальной схемы обращения с ТКО, а несоблюдение требований к оборудованию площадки не свидетельствует о недостоверности внесенных сведений.

Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Порядок согласования и создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, порядок включения сведений в реестр мест (площадок) накопления ТКО в г. Мурманске регулируется положением № 1720.

 Согласно пункту 4.1 Положения № 1720 Реестр формируется и ведется в соответствии с разделом III Правил № 1039.

В соответствии с пунктом 17 Правил № 1039 информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила № 1156), закреплено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.

Согласно пункту 8 (1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как правомерно установлено судом первой инстанции, и следует из материалов дела, спорная контейнерная площадка была внесена в Реестр на основании Постановления Правительства Мурманской области от 07.10.2016 № 492-ПП/10, и является место накопления отходов согласно условиям заключенного истцом с Региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №73/315/0000256 от 01.01.2019.

Постановление Правительства Мурманской области от 07.10.2016 № 492-ПП/10 в установленном процессуальном порядке не отменено; Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №73/315/0000256 от 01.01.2019 не оспорен, не признан не заключенным; иных правовых пороков для его оценки судом как не порождающего для истца прав и обязанностей (пункт 1 статьи 425 ГК РФ) истцом не заявлено, судом не установлено.

При изложенных обстоятельствах основания для признания недостоверными сведений о спорной контейнерной площадке в Реестре по иску Кооператива отсутствуют.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают изложенных обстоятельств.

Доводы апеллянта о том, что суд первой инстанции в нарушение части 1 статьи 198 АПК РФ не дал оценки действиям Администрации города Мурманска по ведению Реестра и включению в Реестр недостоверных сведений о несуществующей площадке, апелляционным судом отклоняются, поскольку правообразующим актом, повлекшим включение спорной контейнерной площадки в Реестр, является Постановление Правительства Мурманской области от 07.10.2016 № 492-ПП/104; актуализация сведений о контейнерных площадках на территории муниципального образования не может являться самостоятельным юридическим действием, подлежащим судебной оценке, поскольку само по себе не влечет правовых последствий с учетом изложенной выше процедуры внесения в Реестр таких площадок.

Наряду с этим апелляционный суд отмечает, что, исходя из положений статьи 6 Федерального закона № 89-ФЗ, пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, оспаривание «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оценка правомерности включения контейнерных площадок сбора ТКО в Реестр либо территориальную схему, производится в раках исследования законности соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.

Между тем, поскольку в данном случае такой нормативный акт предметом оспаривания не является, оснований для оценки настоящего спора как не относящегося к компетенции арбитражного суда с учетом Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и разъяснений порядка его применения, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 № 26, не имеется.

Следует также отметить, что с учетом наличия к истцу притязаний органов, уполномоченных на привлечение к административной ответственности за нарушение правил содержания площадок накопления ТКО (л.д. 41), предъявление настоящего иска Кооперативом противоречит пункту 1 статьи 10 ГК РФ.

При изложенных обстоятельствах в удовлетворении требований кооператива отказано обоснованно.

Решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Мурманской области  от 22.10.2021 по делу №  А42-5762/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Г.Н. Богдановская

Судьи

Е.В. Савина

 А.Ю. Слоневская