ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-40599/2023 от 19.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 января 2024 года

Дело № А42-9659/2022

Резолютивная часть постановления объявлена     января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме  января 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Пономаревой О.С.

судей Богдановской Г.Н, Бугорской Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии: 

от истца: не явился, извещен,

от ответчика: не явился, извещен,

от 3-х лиц: не явились, извещены.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-40599/2023 ) индивидуального предпринимателя Селивановой Натальи Вадимовны на решение Арбитражного суда  Мурманской области от 09.10.2023 по делу № А42-9659/2022 (судья Карачева А.Е.), принятое

по иску акционерного общества «Ситиматик»

к индивидуальному предпринимателю ФИО2

3-и лица: 1) индивидуальный предприниматель ФИО3;

2) акционерное общество «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов»

о взыскании

установил:

Акционерное общество «Ситиматик» в лице Мурманского филиала (далее – истец, Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ответчик, Предприниматель) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №70/332/0003616/099 (далее – Договор) за в период с 01.01.2019 по 31.12.2021 в сумме 883.896 руб. 69 коп.

Истец, с учетом истечения срока исковой давности в отношении части заявленных требований, а также заключения дополнительного соглашения от 11.05.2023 (в части изменения площади объекта, согласно данным плана экспликации и договорам аренды) уточнил исковые требования, просил взыскать с Предпринимателя задолженность в размере 460.468 руб. 03 коп. за период с 01.10.2019 по 31.12.2021.

Уточнения исковых требований приняты судом первой инстанции в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее– АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов» в лице филиала №1 АО «Завод ТО ТБО», индивидуальный предприниматель ФИО3.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 09.10.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ответчик, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе ответчик указывал, что заявленные истцом требования не обоснованы по размеру, истцом не представлено доказательств заявленного объема фактически оказанных услуг, ссылается на то, что им установлен контейнер для сбора ТКО объемом 1,1 куб.м., периодичность вывоза ТКО в 2022 году составила – 1 контейнер 1 раз в квартал, полагает, что фактически объем производимых ответчиком ТКО не превышает 4,4 куб.м. в год, полагает, что судом первой инстанции не было установлено к какой категории относятся спорные объекты, указывает, что за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 объект был сдан менее чем на 30%, в связи с чем объем ТКО, заявленный истцом не соответствует действительности, указывал на злоупотребление со стороны истца.  

Стороны, третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей не направили, что в порядке статьи 156 АПК РФ не препятствует для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Ответчик направил ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании. Отложение судебного заседания является правом суда, а не обязанностью.

Основания для отложения судебного заседания судом апелляционной инстанции не установлены, в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил, что Общество на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области от 10.01.2018 с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мурманской области.

Предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое помещение (предприятие розничной торговли) площадью 369 м2 (торговая площадь 241,1 м2), расположенное в подвале многоквартирного дома, по адресу ул.Пушкинская, д.7, г.Мурманск.

Между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен типовой Договор на оказание услуг по обращению с ТКО, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем Договоре, и обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (п.1 Договора).

В соответствии с п.2 Договора объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему Договору.

Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019 (п.4 Договора).

Под расчетным периодом по настоящему Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (п.5 Договора).

Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством РФ (п.6 Договора).

В соответствии с п.15 Договора учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», расчетным способом, исходя из нормативов накопления ТКО.

Срок действия Договора с 01.01.2019 по 31.12.2021 (п.26 Договора).

Приложением к Договору, являющимся его неотъемлемой частью, установлен объем и место сбора и накопления ТКО на период с 01.01.2019 по 31.12.2021 с принадлежащего ответчику объекта - магазин, по адресу ул.Пушкинская, д.7, г.Мурманск - 383,76 м3 ежегодно, исходя из площади помещения - 369 м2, и норматива накопления 1,04 м3/год за каждый метр; периодичность вывоза в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнив принятые на себя обязательства, истец выставил ответчику счета за услуги Регионального оператора по обращению с ТКО оказанные в период с 01.01.2019 по 31.12.2021, размер обязательств по которым был рассчитан исходя из объема принимаемых ТКО 383,76 м3 в месяц (площадь помещения 369 м2 умноженная на установленный Постановлением №192-ПП/4 норматив накопления ТКО для категории объектов - объекты торговли (с торговым залом) 1,04 м3/год и деления на 12 месяцев). Оплата услуг не была произведена предпринимателем.

Направленная в адрес ответчика претензия, с требованием оплатить задолженность, осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением.

11.05.2023 региональным оператором, с учетом представленной потребителем планом экспликации помещения, а также сведений о проведении ремонтных работ в части помещения, планируемого для сдачи в аренду под магазин «КрасноБелое», составлено и подписано дополнительное соглашение к Договору об изменении Приложения к нему, распространяющее свое действие на отношения с 01.01.2019. Согласно измененному Приложению, установлен объем и место сбора и накопления ТКО на период: с 01.01.2019 по 31.12.2020 с принадлежащих ответчику по адресу ул.Пушкинская, д.7, г.Мурманск объектов: «магазин» - 225,784 м3 ежегодно (из расчета норматива накопления 1,04 м3/год за каждый метр на площадь помещения - 217,1 м2); «ателье» - 6,1 м3 ежегодно (из расчета 0,61 м3 в год на 10 м2 общей площади; «товары для бальных танцев» - 10,4 м3 ежегодно (из расчета норматива накопления 1,04 м3/год за каждый метр на площадь помещения - 10 м2); «сантехника» - 4,16 м3 ежегодно (из расчета норматива накопления 1,04 м3/год за каждый метр на площадь помещения - 4 м2). А также установлен объем и место сбора и накопления ТКО на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 объектов: «магазин» - 169,338 м3 на период с 01.01.2021 по 30.09.2021 (из расчета норматива накопления 1,04 м3/год за каждый метр на площадь помещения - 217,1 м2) и 31,023 м3 на период с 01.102021 по 31.12.2021 (из расчета норматива накопления 1,04 м3/год за каждый метр на площадь помещения - 119,32 м2); «ателье» - 6,1 м3 (из расчета 0,61 м3 в год на 10 м2 общей площади); «товары для бальных танцев» - 10,4 м3 (из расчета норматива накопления 1,04 м3/год за каждый метр на площадь помещения - 10 м2); «сантехника» - 4,16 м3 (из расчета норматива накопления 1,04 м3/год за каждый метр на площадь помещения - 4 м2).

Данное дополнительное соглашение с Приложением, направлено потребителю письмом от 11.05.2023 исх. №1076-АДО.

В указанной части истец уточнил исковые требования.

Суд первой инстанции иск удовлетворил.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила №1156).

В соответствии со статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – оператор по обращению с ТКО – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона № 89-ФЗ).

Таким образом, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее – схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Форма Типового договора утверждена Правилами №1156.

Пунктом 8 (4) Правил № 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 8 (11) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 8 (12) Правил № 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил № 1156.

В соответствии с п.8 (15) Правил № 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.

Из пункта 8(18) данных Правил прямо следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (то есть договора в качестве подписанного сторонами документа) услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

Публичная оферта (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО опубликована в печатном средстве массовой информации «Мурманский вестник» 08.02.2018 и размещена на официальном сайте Регионального оператора в сети Интернет по адресу: http://reqoperator.ru/doqovora-s-potrebitelvami-murmansk.

Региональным оператором заключен типовой Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении ТКО, образующихся в нежилом помещении, с владельцем такого помещения, которым является Предприниматель.

Мотивированный отказ от подписания проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, ответчиком, в адрес регионального оператора не направлялся. Какие-либо разногласия, в части осуществления учета объема ТКО, по проекту договора, урегулированы не были.

На момент рассмотрения настоящего дела спорный договор никем не оспорен и не признан недействительным в установленном законом порядке.

С учетом вышеизложенных норм права, Договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора.

В соответствии с п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу п.2 ст.781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Статьями 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 и пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505 (далее – Правила №505), коммерческий учет твердых коммунальных отходов, в том числе в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, осуществляется расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Как верно установлено судом первой инстанции в спорный период у Предпринимателя отсутствовал контейнер для сбора твердых коммунальных отходов. Такой контейнер был установлен в январе 2022 года. Следовательно, объем ТКО в период с 01.10.2019 по 31.12.2021 должен рассчитываться исходя из установленного норматива накопления.

При указанных обстоятельствах довод ответчика о том, что периодичность вывоза ТКО в 2022 году составила – 1 контейнер 1 раз в квартал, что фактически объем производимых ответчиком ТКО не превышает 4,4 куб.м. в год является несостоятельным, поскольку к спорному периоду не относится.

Также подлежит отклонению довод о том, что за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 объект был сдан менее чем на 30% и соответственно объем ТКО, заявленный истцом, не соответствует действительности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.1996 №269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – Правила №269).

Настоящие Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно - нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Нормативы накопления ТКО в Мурманской области установлены Постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 №192-ПП/4 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Мурманской области» (далее - Постановление №192-ПП/4).

Согласно п.4 Правил №269 нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

При этом место осуществления деятельности не является критерием определения норматива накопления ТКО.

Довод ответчика о том, что истец при определении объема принимаемых ТКО указал неверный норматив накопления ТКО, и, исходя из того, что нежилое помещение расположено в многоквартирном доме, расчет стоимости услуг по обращению с ТКО следует производить исходя из штатной численности сотрудников юридического лица (п.19 Постановления №192-ПП/4) не имеет правового обоснования и основан на неправильном понимании ответчиком действующего законодательства.

Как верно указал суд первой инстанции оснований применения истцом норматива, установленного п.19 Постановления №192-ПП/4 к спорному помещению, не имеется, поскольку такая категория объекта как «предприятие розничной торговли» (магазин «Дельта»), «Товары для бальных танцев», «Сантехника», «Аптека», не поименованы в примерном перечне объектов, приведенном в указанном пункте.

Как следует из материалов дела, ответчик сдает в аренду помещение, используемое под магазин, следовательно, фактически используется площадь помещения для осуществления торговли.

Истцом, с учетом уточненного расчета применяется как норматив, установленный пунктом 4, так и установленный пунктом 13 Постановления № 192-ПП/4 к площади помещения занимаемой «Ателье».

В соответствии с положениями Постановления № 192-ПП/4 к ответчику правомерно применен норматив накопления ТКО определенный пунктом 4 - объекты торговли с торговым залом с установленным нормативом 1,04 м³/год; а также в отношении помещения площадью 10м², занимаемое «Ателье», определенный пунктом 13 норматив для предприятий службы быта (включая мастерские, ателье, химчистки и прачечные и пр.), составляющий 0,61м³ в год.

В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательства, свидетельствующие о неисполнении региональным оператором своих обязательств по вывозу ТКО, ответчиком в материалы дела не представлены, также не представлены доказательства вывоза ТКО в спорный период в меньшем объеме, чем заявлено истцом.

Доказательств приостановления деятельности предприятий розничной торговли и службы быта, в результате чего ТКО подлежащие вывозу и утилизации не образовались, в материалах дела не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о злоупотреблении истцом своим положением, что выразилось в применении максимальных тарифов к спорным правоотношениям, своего подтверждения не нашли.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их иной оценки отсутствуют.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области   от 09.10.2023 по делу №  А42-9659/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.С. Пономарева

Судьи

Г.Н. Богдановская

Н.А. Бугорская