ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-4068/2015 от 17.06.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 июня 2015 года

Дело № А56-66825/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Дмитриевой И.А., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Ганичевой В.А.

при участии: 

от заявителя: ФИО1 по протоколу от 15.04.2014 № 1-2014;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 10.06.2015, ФИО3 по доверенности от 12.01.2014;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-4068/2015 )  Товарищества собственников жилья "Новатор" на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2015 по делу № А56-66825/2014 (судья Ресовская Т.М.), принятое

по иску (заявлению) Товарищество собственников жилья "Новатор"

к Государственная жилищная инспекция правительства Санкт-Петербурга

об оспаривании предписания

установил:

Товарищество собственников жилья «Новатор» (ОГРН <***>, адрес: 198215, Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, д. 80, корп. 3, 1Н, далее - ТСЖ «Новатор», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН  <***>, адрес: 195112, <...>, лит. А, далее - инспекция, ГЖИ) от 08.10.2014 № 01/1278-р.

            Решением суда от 02.02.2015 в  удовлетворении заявления отказано.

            Не согласившись с решением суда, ТСЖ «Новатор» обратилось в Тринадцатый арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.

            В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,  Инспекцией с целью проверки обращения гражданки ФИО4, проживающей по адресу: Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, д.80, корп.3, на основании распоряжения от 26.09.2014 № 01/1178-р была проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ «Новатор».

По результатам проверки был составлен акт от 30.09.2014 № 01/1178-р и вынесено предписание от 08.10.2014 № 01/1278-р, в котором указано на нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила) и Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 предписания размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44-48 Правил определяется по формуле 10 приложения 2 Правил, где объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, определяется в соответствии с формулой 11 и 13 приложения 2 Правил, где в расчетах применяются общие площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме. Для вышеуказанного расчета ТСЖ «Новатор» применяет общие площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, не соответствующие данным технического паспорта на дом 80, корп.3 по бульвару Новаторов.

В пункте 2 предписания указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пункту 42.1 Правил определяется по формуле 3 с учетом общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Для вышеуказанного расчета ТСЖ «Новатор» применяет общие площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не соответствующие данным технического паспорта на дом 80, корп.3 по бульвару Новаторов.

Согласно пунктам 3 и 4 предписания в нарушение требований статьи 137 ЖК РФ ТСЖ «Новатор» вид платежа «Услуги банка» в размере 3% не определен (не принят) сметой доходов и расходов на 2014 год; тариф ОДС размером 1,52 руб. на кв.м принят сметой доходов и расходов ТСЖ «Новатор» на год, однако в счет - квитанциях квартиры 22 дома 80 корп.3 по бульвару Новаторов тариф указывается - 63,69 руб.

Срок исполнения предписания установлен до 15.11.2014.

Не согласившись с предписанием, ТСЖ оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции установил, что предписание является законным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно положениям пунктов  2 и 3 части 1 статьи  137 ЖК РФ в домах, находящихся в управлении ТСЖ, размеры платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества, включая размер платы за услуги по управлению многоквартирным домом, устанавливаются на предстоящий год на общем собрании членов ТСЖ на основании утвержденной данным собранием сметы доходов и расходов ТСЖ на этот год. При этом в расходную часть сметы закладываются необходимые управленческие расходы: вознаграждение председателя и членов правления ТСЖ, заработная плата бухгалтера, управляющего (при наличии), оплата услуг вычислительного центра и услуг банка, канцелярские расходы, оплата телефонов и т.д.

Плата за управление многоквартирным домом, находящимся в управлении ТСЖ должна взиматься с собственников помещений в данном доме в виде единого платежа, имеющего в платежном документе название «Плата за управление многоквартирным домом». Размер платежа должен быть рассчитан с учетом всех имеющихся управленческих расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов ТСЖ на год.

Товариществам для решения вопросов, связанных с формированием платы за содержание и ремонт жилого помещения (в том числе платы за управление многоквартирным домом) и ее наполнением, следует исходить из решений, принятых собственниками, в соответствии с действующим законодательством.

Включение в структуру платы собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся в управлении ТСЖ одновременно нескольких дублирующих платежей, связанных с оплатой услуг управления ТСЖ по управлению многоквартирным домом, но имеющим разные названия: «Плата за управление многоквартирным домом», «Оплата АУР», «Оплата административных (административно-хозяйственных) расходов», «Содержание ТСЖ» и т.д. неправомерно.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

При отсутствии приборов учета объем коммунальных услуг определяется исходя из нормативов потребления, установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, а при наличии - по показаниям приборов учета.

Правилами № 354 не определен порядок распределения объема потребленного коммунального ресурса, предоставленного в отношении нескольких многоквартирных домов, определение которого, в силу технологических особенностей сетей инженерно-технического обеспечения, осуществляется одним прибором учета (далее - многоквартирные дома "на сцепке").

Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению и Жилищным комитетом по вопросу распределения коммунального ресурса в многоквартирных домах на «сцепке» было принято решение о порядке расчета коммунальных услуг в таких домах.

Действующие Правила № 354 не содержат запрета на использование показаний общедомового прибора учета, который учитывает энергопотребление нескольких домов, в связи с чем объем потребленных энергоресурсов в многоквартирных домах, находящихся на «сцепке», определяется исходя из общих принципов, изложенных в Правилах следующим образом:

1) по тепловой энергии - исходя из показаний общедомового прибора учета с разделением объемов тепловой энергии:

-           по отоплению - пропорционально площади многоквартирных домов;

-           по горячему водоснабжению - пропорционально количеству потребителей.

В случае если количество потребителей одного из многоквартирных домов "на сцепке" определить невозможно, начисления платы гражданам за отопление и горячее водоснабжение можно определять исходя из показаний общедомового прибора учета с разделением объемов тепловой энергии по тепловой нагрузке каждого дома.

2) по холодному водоснабжению - исходя из показаний общедомового прибора учета с разделением объемов холодной воды по количеству потребителей.

Целесообразность сохранения порядка расчета платы за коммунальные ресурсы в многоквартирных домах «на сцепке» вышеуказанным способом до получения разъяснений от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или внесения изменений в действующее законодательство, подтверждена в октябре 2014 года Жилищным комитетом, Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению и Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга.

Согласно оспариваемому предписанию Товарищество для осуществления расчета платы за  коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды для  i-го жилого помещения  или нежилого помещения применяет общие площади всех жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирном доме, не соответствующие данным технического паспорта на дом 80 корпус 3 по бульвару Новаторов.

 Однако, как пояснил представитель ТСЖ в судебном заседании, в корпусе 3 дома № 80 по бульвару Новаторов не установлены какие-либо узлы учета энергоресурсов. Индивидуальный тепловой пункт, обеспечивающий отоплением и горячим водоснабжением корпус 2 и корпус 3 дома № 80 по бульвару Новаторов расположен  в корпусе 2. Указанное обстоятельство Инспекцией не оспаривается, как и то, что в счетах на оплату в строке «общая площадь помещений» указана общая площадь  корпусов 2 и 3 дома 80 по бульвару Новаторов. Размер этой площади подтверждается представленными в материалы дела техническими паспортами.

С учетом  изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что  указание Товариществом  в квитанции на оплату коммунальных услуг суммарной площади жилых и нежилых помещений корпусов 2 и 3 при расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые в многоквартирном доме  для i-го помещения, не противоречит положением Правил №  354.

Кроме того, в судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что неверное указание в квитанции площадей всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не повлекло за собой неправильное исчисление стоимости потребленных коммунальных ресурсов. Представитель Инспекции сослался исключительно на некорректное отражение Товариществом в квитанции общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по сравнению с данными, указанными в техническом паспорте корпуса 3 дома 80 по бульвару Новаторов, подтвердив фактическое отсутствие оснований для перерасчета.

В связи с изложенным, пункты 1 и 2 предписания, возлагающие на Общество обязанность произвести перерасчет платы  за коммунальные услуги предоставленные на общедомовые нужды и отопление  являются незаконными.

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (части 8 статьи 156 ЖК РФ).
            На основании части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.   
   Согласно информационному письму Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29 августа 2012 года N 01-14-1691/12-0-0 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.09.2012» в плате за управление многоквартирным домом учтены административно-хозяйственные расходы на управление многоквартирным домом, включающие в себя оплату труда, отчисления в фонды обязательного социального страхования, канцелярские расходы, приобретение бланков и технической литературы, услуги связи, содержание помещений, сопровождение программ, содержание оргтехники, ремонт помещений, аренду, расходы на служебные разъезды, оплату аудиторских и консультационных услуг, охрану, затраты на услуги, связанные с осуществлением соответствующими организациями расчетов за оказанные гражданам жилищные услуги (ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности), а также другие затраты.  
             Согласно представленной смете доходов и расходов ТСЖ на 2014 год, в качестве обязательного  платежа членов ТСЖ включены расходы на управление многоквартирным домом. При этом,  вид платежа «услуги банка»  сметой не утвержден, в то время как, из квитанций на оплату жилищных и коммунальных услуг квартиры № 22 усматривается, что ТСЖ начисляет обязательный платеж «Услуги банка» в размере 3%.

Согласно смете доходов и расходов ТСЖ на 2014 год тариф ОДС принят  размером 1,52 руб. на кв.м. на год, вместе с тем из квитанции квартиры № 22 усматривается, что тариф составляет 63,69 руб., что не соответствует смете доходов и расходов на 2014 год.

Таким образом,  пункты 3 и 4 предписания, возлагающие на заявителя обязанность произвести перерасчет с учетом вышеуказанных нарушений, являются законными.

     В связи с изложенным, решение суда подлежит изменению.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 02.02.2015 по делу №  А56-66825/2014   изменить.

Признать недействительными пункты 1 и 2 предписания Государственной жилищной  инспекции Правительства Санкт-Петербурга  от 08.10.2014 № 01/1278-р.

В удовлетворении остальной части требований Товариществу собственников жилья "Новатор" отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

И.А. Дмитриева

 А.Б. Семенова