ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-4223/2015 от 08.04.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 апреля 2015 года

Дело № А21-5936/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Жиляевой Е.В.

судей  Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Веселовой М.А.

при участии: 

от истца: Гак В.В., доверенность от 01.10.2014, Федосеева М.В., доверенность от 05.05.2014,

от ответчика: не явился, извещён,

от 3-го лица: не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер  АП-4223/2015, 13АП-3247/2015 )  Комитета архитектуры и строительства Администрации ГО «Город Калининград», Иудейской религиозной организации «Еврейская община города Калининграда»

на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 24.12.2014 по делу № А21-5936/2014 (судья Гурьева И.Л.), принятое

по заявлению Иудейской религиозной организации «Еврейская община города Калининграда»

заинтересованное лицо: Комитет архитектуры и строительства Администрации ГО «Город Калининград»

3-и лица: 1.Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, 2.Администрация ГО «Город Калининград»

о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,

по иску Иудейской религиозной организации «Еврейская община города Калининграда»

к Администрации ГО «Город Калининград»

о признании права собственности на незавершенный строительством объект,

установил:

Иудейская религиозная организация «Еврейская община г. Калининграда» (ОГРН 1023900002818, ИНН 3904036461; далее – Организация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Комитету архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград (далее – Комитет) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Синагога по ул. Октябрьской в Московском районе г. Калининграда (централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России)» на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:1275; в качестве восстановления нарушенного права Организация просит обязать Комитет выдать такое разрешение. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Служба государственной охраны объектов культурного наследия (далее – Служба), Администрация городского округа «Город Калининград» (далее – Администрация).

Заявление принято к производству, делу присвоен номер А21-5936/2014.

Также Организация обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Администрации о признании права собственности на незавершенный строительством объект – здание синагоги, площадью 59, 1 кв.м., расположенное по ул. Октябрьской в Московском районе города Калининграда, на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:1275, готовностью 20%. Заявление принято к производству, делу присвоен номер А21-7216/2014.

Определением от 10.11.2014 года дела № А21-5936/2014 и № А21-7216/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения под номером дела А21-5936/2014.

Решением суда от 24.12.2014 признаны незаконными действия Комитета архитектуры и строительства Администрации городского округа «Город Калининград», выразившиеся в отказе иудейской религиозной организации «Еврейская Община г. Калининграда» в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Синагога по ул. Октябрьской в Московском районе г. Калининграда (централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России)» на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:1275. Суд обязал Комитет архитектуры и строительства Администрации городского округа «Город Калининград» выдать иудейской религиозной организации «Еврейская Община г. Калининграда» разрешение на строительство объекта капитального строительства «Синагога по ул. Октябрьской в Московском районе г. Калининграда (централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России)» на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:1275. В удовлетворении иска иудейской религиозной организации «Еврейская Община г. Калининграда» о признании права собственности на незавершенный строительством объект – здание синагоги отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет и Организация обратились с апелляционными жалобами.

Комитет в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части признания незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство. По мнению Комитета отказ является правомерным в связи с несоответствием предоставленной Организацией проектной документацией - проектной документации, по которой получено положительное заключение ГАУ КО «Центр проектных экспертиз» от 11.01.2013 №39-1-4-0007-13, по следующим параметрам: несоответствие количества этажей; несоответствие предоставленных документов требованиям ГПЗУ: проектируемый объект частично размещен в зоне ОЗ – охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения – здания сиротского еврейского приюта (1904-1905), в которой запрещается строительство, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; не предоставлены акты историко-культурной экспертизы о выполнении предварительного археологического обследования (зона А-2). При этом Комитет указывает, что объект в отношении которого Организация просит выдать разрешение на строительство не является воссозданием ранее находившегося на участке здания.

Организация в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в признании права собственности на незавершенный строительством объект. По мнению организации, то обстоятельство, что земельный участок предоставлен на праве безвозмездного срочного пользования не может препятствовать признанию права собственности на находящуюся на участке самовольную постройку в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы своей апелляционной жалобы, против удовлетворения апелляционной жалобы Комитета возражал.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Администрацией и Организацией заключен договор от 30.03.2011 №000044-БС (в редакции соглашения от 23 декабря 2013 года) на передачу в безвозмездное срочное пользование земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:1275 площадью 5686 кв.м. по ул. Октябрьской в Московском районе города Калининграда, в соответствии с которым указанный земельный участок предоставлен Организации сроком на пять лет (на период строительства) в безвозмездное срочное пользование под строительство здания синагоги, устройство гостевой автостоянки и благоустройство территории.

13.02.2014 Комитет выдал Администрации градостроительный план вышеуказанного земельного участка (далее – ГПЗУ) для строительства синагоги.

Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 03.07.2013 № 39-1-4-0007-13 проектная документация строительства вышеназванного объекта соответствует техническим регламентам, результатам инженерных изысканий, градостроительным регламентам, ГПЗУ, национальным стандартам, заданию на проектирование.

Заявитель неоднократно (21 февраля 2014 года, 19 марта 2014 года, 30 апреля 2014 года, 26 мая 2014 года) обращался в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Синагога по ул. Октябрьской в Московском районе г. Калининграда (централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России)».

В выдаче разрешения на строительство Комитетом было отказано.

В письме от 04.06.2014 №164-7/у-454-1631 в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство Комитет ссылается на несоответствие предоставленной проектной документации - проектной документации, по которой получено положительное заключение ГАУ КО «Центр проектных экспертиз» от 11.01.2013 №39-1-4-0007-13, по следующим параметрам: несоответствие количества этажей; несоответствие предоставленных документов требованиям ГПЗУ: проектируемый объект частично размещен в зоне ОЗ – охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения – здания сиротского еврейского приюта (1904-1905), в которой запрещается строительство, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; не предоставлены акты историко-культурной экспертизы о выполнении предварительного археологического обследования (зона А-2).

Полагая отказ Комитет незаконным, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Ссылаясь на пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, Организация обратилась с иском о признании права собственности на незавершенный строительством объект – здание синагоги, площадью 59, 1 кв.м., расположенное по ул. Октябрьской в Московском районе города Калининграда, на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:1275, готовностью 20%. Заявление принято к производству, делу присвоен номер А21-7216/2014.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявление о признании действий Комитета незаконными, отказав в удовлетворении иска о признании права собственности.

Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок выдачи разрешения на строительство определяется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статьей 40 Закона Калининградской области от 16.02.2009 N 321 «О градостроительной деятельности на территории Калининградской области».

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.

Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства

Как следует из части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Как указывалось выше, одной из причин отказа в выдаче разрешения на строительство Комитет назвал несоответствие количества этажей в проектной документации, на которую получено положительное заключение экспертизы – 4-5 этажей количеству этажей в предоставленной проектной документации – 5-6 этажей.

Вместе с тем, в разработанном проекте этажность объекта – 6 этажей: 5 этажей надземных и 1 – подземный.

Согласно пункту 2.2.2 ГПЗУ предельное количество этажей или предельная высота зданий, возводимых в зоне РЗ-2.2 – «Прочие территории  «Внутреннего города» (зона застройки синагоги) в соответствии с градостроительными регламентами составляет 4-16 этажей.

В соответствии с прошедшей государственную экспертизу проектной документацией этажность здания – 4-5 этажей определена с учетом надземных этажей, подземный этаж (подвальное помещение) при подсчете этажности не учитывался.

Таким образом, количество этажей проектируемого здания полностью соответствует градостроительным регламентам территориальных зон, установленных Правилами, документации по планировке территории и требованиям нормативных технических документов.

В отношении второго основания для отказа в выдаче разрешения на строительство суд отмечает следующее.

Также Комитет в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительства сослался на несоответствие предоставленных документов требованиям ГПЗУ: проектируемый объект частично размещен в зоне ОЗ – охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения – здания сиротского еврейского приюта (1904-1905), в которой запрещается строительство, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия

В ГПЗУ от 13.02.2014 установлено, что часть рассматриваемого земельного участка расположена в охранной зоне объекта культурного наследия – ОЗ.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 23 Закона Калининградской области от 17.12.2003 №344 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области» предусмотрено, что границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются Правительством Калининградской области на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия и положительного заключения историко-культурной экспертизы.

В соответствии с пунктом «а» статьи 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 №315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны устанавливаются с учетом следующих требований: запрещение строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Аналогичная норма содержится в подпункте 3 пункта 2 приложения №2 к постановлению Правительства Калининградской области от 06.06.2013 N 386 (ред. от 21.01.2014) "Об утверждении границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон": в границах ОЗ объектов культурного наследия регионального значения допускается регенерация историко-градостроительной и природной среды.

В рассматриваемом случае предусматривается строительство – воссоздание здания синагоги на месте, на котором с 1756 года располагался иудейский религиозный центр, в том числе синагога «Адат Израэль», сожженная во время Великой Отечественной войны.

Кроме того, в соответствии с сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области от 20 ноября 2014 года в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об охранной зоне памятника объекта культурного наследия «Здание сиротского еврейского приюта».

Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии закону оспариваемого решения Комитета об отказе обществу в выдаче разрешения на строительство и нарушении права Организации оспариваемым решением.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы Комитета были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовою оценку и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы Организации о том, что предоставление земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования не может препятствовать признанию права собственности на находящуюся на участке самовольную постройку в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании норм права.

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.

Поскольку земельный участок, на котором возведен спорный объект, предоставлен Организации в безвозмездное срочное пользование сроком до 11 марта 2016 года, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска о признании права собственности.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 24.12.2014 по делу № А21-5936/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В. Жиляева

Судьи

Я.В. Барканова

 И.А. Тимухина