ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-4468/2022 от 30.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 апреля 2022 года

Дело № А26-7717/2021

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зотеевой Л.В.,

судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4468/2022) Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.01.2022 по делу № А26-7717/2021, принятое

по заявлению акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору

об оспаривании постановления,

установил:

акционерное общество «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее - Общество, АО «Сегежский ЦБК») обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитет, административный орган) от 01.09.2021 №17-17/80-21 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Решением суда от 21.01.2022  оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.

Не согласившись с вынесенным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, состав правонарушения и вина Общества подтверждаются материалами административного дела, а выводы суд первой инстанции об обратном являются необоснованными.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

От Общества поступил письменный отзыв, в котором он выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Комитет поступило обращение гражданина по вопросу нарушения предоставления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении № 4 многоквартирного дома (далее – МКД) № 7 по ул. Комсомольская в г. Сегежа.

На основании указанного обращения Комитетом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 17-17/80-21 от 02.02.2021 в отношении АО «Сегежский ЦБК», в ходе которого установлено, что Общество, являясь лицом ответственным за эксплуатацию тепловых сетей в г. Сегежа, подающим теплоноситель в МКД и являющимся исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению, допустило снижение уровня температуры теплоносителя в зоне своей ответственности, что привело к снижению параметров коммунальной услуги по отоплению, установленной пунктом 15 Приложения № 1 Правил № 354, гражданам, проживающим в жилом помещении №4 в многоквартирном доме № 7 по ул. Комсомольская в г. Сегежа по состоянию на 08.02.2021.

По результатам проведенной проверки Комитетом в отношении заявителя составлен протокол от 04.08.2021 №4679 об административном правонарушении.

Постановлением Комитета от 01.09.2021 №17-17/80-21 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения жалобы Комитета в силу следующего.

В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354) правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами № 354, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (пункт 2 Правил № 354).

Подпунктом «а» пункта 31 Правил №354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно подпункту «е» пункта 4 Правил №354 отопление - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.

В соответствии с пунктом 15 Приложения № 1 к Правилам № 354 нормативной является температура воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C).

Судом первой инстанции установлено, что АО «Сегежский ЦБК» является лицом, ответственным за содержание магистральных сетей теплоснабжения, идущих к МКД (письмо администрации Сегежского муниципального района) от 09.02.2021 №16-1359).

В соответствии с паспортом готовности МКД к эксплуатации в зимних условиях 2020-2021, МКД к эксплуатации в зимних условиях подготовлен. Из акта осеннего осмотра МКД от 03.08.2020 следует, что розлив центрального отопления МКД находится в удовлетворительном состоянии.

Кроме того, между АО «Сегежский ЦБК» и ООО «ЛДК «Сегежский» заключен договор №СЛДК/СЦБК-02-19 поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в соответствии с которым ООО «ЛДК «Сегежский» обязано подавать АО «Сегежский ЦБК» через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность) и (или) теплоноситель в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, в количестве, режиме и с качеством, предусмотренным настоящим договором и действующим законодательством.

Согласно отчету о суточных параметрах теплоснабжения ООО «ЛДК «Сегежский» 08.02.2021 температура теплоносителя Т1 составила 72,82° С, Т2 составила 58,78° С.

В материалах дела имеется акт на промывку и проведение испытаний на прочность и плотность систем отопления и горячего водоснабжения МКД от 28.08.2020.

По информации управляющей организации ООО «УК Дом», 08.02.2021 в МКД производились замеры температуры теплоносителя на вводе в дом и температуры воздуха в помещениях квартиры №4, в результате замеров установлено, что температура теплоносителя на вводе в дом составила 66,4° С, температура теплоносителя на обратном трубопроводе составила 56,1° С, при температуре наружного воздуха минус 13° С, температура теплоносителя по температурному графику должна составлять 71° С, отклонение от графика составляет 4,6° С, температура воздуха в помещениях кв. № 4 составила 17,6-17,8° С, что не соответствует нормативному параметру температуры воздуха для угловых квартир.

ООО «УК Дом» также указало, что давление на вводном трубопроводе составило 4,6 кгс/см2, на обратном трубопроводе 4,4 кгс/см2 , перепад давления составил 0,2 кгс/см2, что недостаточно для 18-квартирного жилого дома, низкий перепад давления приводит к снижению циркуляции теплоносителя в системе теплоснабжения дома.

В рассматриваемом случае актом от 08.02.2021 подтверждается, что температура воздуха в угловой квартире №4 по улице Комсомольская, дом 7 на момент проведения замеров была ниже нормативной.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В рассматриваемом случае Обществом не отрицается сам факт занижения температуры теплоносителя на вводе в дома, что на момент проверки составило - 66,4° С, вместо положенных по температурному графику - 71° С.

Между тем, административным органом не установлено и из материалов административного дела не усматривается, что именно отклонение от графика на 4,6° С привело к снижению параметров коммунальной услуги по отоплению, установленной пунктом 15 Приложения № 1 Правил № 354, гражданам, проживающим в жилом помещении №4 в многоквартирном доме № 7 по ул. Комсомольская в г. Сегежа по состоянию на 08.02.2021, учитывая также, что допускается снижение нормативной температуры помещения не более 3 °C.

Указанные обстоятельства также косвенно подтверждаются и заявлением собственника квартиры № 4 ФИО2 от 29.01.2020, которое явилось основанием для проведения административного расследования. В указанном заявлении ФИО2 указала, что низкая температура  (17,6-17,8° С) была только в ее квартире, тогда как в остальных квартирах МКД температура воздуха составляла не мене 23° С, что выше средних показателей, установленных Правилами № 354.

Указанным доводам административным органом надлежащая оценка не дана, как и не проведено административное расследование на предмет того, что  ненадлежащая температура воздуха в одной квартире 18-квартирного дома стала следствием исключительно действий АО «Сегежский ЦБК», являющегося лицом, ответственным за содержание магистральных сетей теплоснабжения, идущих к МКД.

Виновность иных лиц  административным органом не проверялась и не устанавливалась, как и не давалась правовая оценка состоянию системы теплоснабжения МКД, за состояние которой несет ответственность иное юридическое лицо.

Таким образом, нельзя прийти к однозначному выводу о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.

Вместе с тем, даже если и учесть, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, установленный статей 7.23 КоАП РФ, так как температура теплоносителя на вводе дома незначительно отличалась от норматива на 4,6° С, то имеются все основания для признания такого правонарушения малозначительным.

Оценив конкретные обстоятельства дела и отсутствие жалобы иных свойственника помещений МКД, принимая во внимание, что температура теплоносителя на вводе дома незначительно отличалась от норматива, с учетом наличия допустимой погрешности температуры внутри помещений, установленной пунктом 15 Приложения № 1 Правил № 354 в 3 °C, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае формальное нарушение Обществом положений Правил № 354 не привело к возникновению существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинению вреда либо угрозе причинения вреда личности, обществу или государству.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае при возможном формальном наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ, допущенное Обществом нарушение в данном конкретном случае не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем может быть признано малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

В данном случае, по мнению суда апелляционной инстанции, рассмотрением дела об административном правонарушении и установлением вины лица, совершившего правонарушение, достигнуты цели административного производства, установленные пунктом 3.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 21 января 2022 года по делу №  А26-7717/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

А.Б. Семенова