ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-4584/2021 от 07.07.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

487/2021-42761(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Серовой В.К., судей Бобарыкиной О.А. и  Пастуховой М.В., 

рассмотрев 07.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Волшебный дом» на  решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2020 и на  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021  по делу № А21-4371/2020, 

у с т а н о в и л:

Государственное предприятие Калининградской области «Единая система  обращения с отходами», адрес: 236006, Калининград, ул. Коперника, д. 2 - 4,  лит. ХI, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Предприятие),  обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в  порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной  ответственностью «Волшебный дом», адрес: 236005, Калининград, Киевский  пер., д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество),  388 924 руб. 94 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с  твердыми коммунальными отходами и 98 361 руб. 65 коп. неустойки за период с  10.02.2019 по 05.04.2020. 

Решением суда первой инстанции от 17.12.2020, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 18.03.2021, иск  удовлетворен полностью. 

В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судами норм  материального и процессуального права, несоответствие выводов судов  фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам,  просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое  рассмотрение в суд первой инстанции. 

Податель жалобы указывает, что включение истцом в счета,  выставляемые ответчику, платы за вывоз твердых коммунальных отходов по  адресам: <...>, <...>.; ул. Красная, <...> с даты принятия решения о переходе на  прямые договоры с региональным оператором, является необоснованным. Воля  и желание собственников вышеуказанных многоквартирных жилых домов (МКД)  выражены ясно, четко и без возможности двойного толкования. 

В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить в силе  обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными. 

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы  извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание  не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ 


рассмотрена в их отсутствие. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела, Предприятие с 01.01.2019 является  региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами  (далее - ТКО) на территории Калининградской области на основании лицензии  от 24.09.2019 № (39) - 4360 - СТУРБ на осуществление деятельности по сбору,  транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению  отходов I - IV классов опасности, и соглашения об организации деятельности по  обращению с твердыми коммунальными отходами на территории  Калининградской области, заключенного между Министерством природных  ресурсов Калининградской области и Предприятием от 20.06.2018. 

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ГИС ЖКХ  (Государственная информационная система жилищно-коммунального  хозяйства), Общество осуществляет деятельность по управлению  многоквартирными домами на основании лицензии от 19.05.2015 № 039000144. 

Между Предприятием (региональный оператор) и Обществом  (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми  коммунальными отходами от 01.01.2019 № 210400232 (далее – Договор),  согласно которому региональный оператор обязуется принимать твердые  коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и  обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение  в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель  обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в  пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу  регионального оператора. 

Согласно приложению № 1 к Договору, определяющему место накопления  твердых коммунальных отходов, в число обслуживаемых МКД, включены в том  числе дома, расположенные в г. Пионерский по адресам: ул. Южная, д. 2А,  <...>, <...> 

Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2019 (пункт 5  Договора). 

Под расчетным периодом по Договору понимается один календарный  месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах  указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального  оператора (пункт 6 Договора). 

В силу пункта 7 Договора потребитель (за исключением потребителей в  многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с  твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за  месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми  коммунальными отходами. Потребитель в многоквартирном доме или жилом  доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с  твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным  законодательством Российской Федерации. 

Предприятием в порядке части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса  Российской Федерации (далее - ЖК РФ) были заключены прямые договоры на  оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с собственниками  помещений следующих многоквартирных домов (с 01.11.2019), расположенных  в <...> 

Ссылаясь на неисполнение Обществом обязательств по оплате услуг,  оказанных по Договору, Предприятие обратилось в арбитражный суд с 


настоящим иском. 

Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования  удовлетворили, признав их обоснованными по праву и по размеру. 

Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и  обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный  суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам. 

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления  определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах  производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ). 

В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на  оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами  региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в  объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом  договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание,  захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а  собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги  регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в  установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. 

В силу части 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых  коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по  обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором,  в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и  находятся места их накопления. 

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными  отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным  Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по  обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по  соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской  Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ). 

Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -  ЖК РФ) установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату  за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию,  газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления,  плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными  отходами. 

Учитывая факт наличия у Предприятия статуса регионального оператора  по обращению с ТКО, а у Общества - статуса управляющей компании МКД, в  отношении которых Предприятием осуществлялись услуги по обращению с ТКО,  факт заключения в установленном порядке между сторонами Договора, а также  факт ненадлежащего исполнения Обществом договорных обязательств, суды  правомерно удовлетворили требования Предприятия о взыскании основного в  полном объеме. 

Поскольку Общество нарушило сроки оплаты услуг, оказанные по  Договору, суды обоснованно удовлетворили требования Предприятия о  взыскании с ответчика неустойки. 

Выводы судов об удовлетворении иска в полном объеме соответствуют  положениям статей 309, 310, 329, 330 Гражданского кодекса Российской  Федерации. 

Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что из взысканной  судами суммы задолженности подлежит исключению сумма 217 153 руб. 01 коп.,  в связи с заключением прямых договоров на оказание услуг по обращению с  ТКО в отношении МКД, расположенных в г. Пионерский по адресам: ул. Южная, 


д. 2А, ЗА, д. 5А, д. 7Б; ул. Красная, д. 2А, являлся предметом оценки судов  обеих инстанций и обоснованно ими отклонен, поскольку в порядке,  установленном ЖК РФ, надлежащие решения о переходе на прямые договоры с  региональным операторов общими собраниями собственников помещений в  МКД, не приняты. 

Так, согласно пунктам 6 протоколов общих собраний собственников  помещений в указанных МКД, собственниками принимались решения об  определении порядка внесения платы за коммунальные услуги  ресурсоснабжающим организациям: электроснабжение, газоснабжение,  холодное водоснабжение, водоотведение. 

Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что  решения о переходе на прямые расчеты и заключение договоров с  региональным оператором по обращению с ТКО, исходя из содержания  указанных протоколов, собственниками не принято. 

Относительно доводов, заявленных по МКД, расположенным в  г. Пионерский по адресам: ул. Дачная, <...>, суды пришли к  следующим выводам. 

В соответствии с подпунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции  общего собрания собственников помещений в МКД относится принятие решения  о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме,  действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим  Кодексом, в том числе, договора на оказание услуг по обращению с твердыми  коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с  твердыми коммунальными отходами. 

В силу части 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей  157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится  собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых  помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых  помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном  доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному  оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. 

Согласно пунктам 6 протоколов общих собраний собственников  помещений МКД, расположенных в г. Пионерский по адресам: ул. Дачная, <...>, большинством голосов принято положительное решение о  переходе на прямые расчеты со всеми ресурсоснабжающими организациями по  всем видам коммунальных услуг МКД, а также с организациями по вывозу ТБК  (обращению с ТКО - региональному оператору по обращению с ТКО). 

На основании подпункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении  многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом  собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным  специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги  собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых  помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых  помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном  доме предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми  коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым  собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего  имени, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными  отходами при принятии общим собранием собственников помещений в  многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи  44 настоящего Кодекса. 

В силу части 6 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о 


предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению  с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в  многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным  оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются  на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами,  утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора  в письменной форме не требуется. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий  положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по  обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником  помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией,  региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами  считаются заключенными со всеми собственниками помещений в  многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1  части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания  собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом  4.4 части 2 статьи 44 данного Кодекса. 

Вместе с тем, судами установлено, что в пунктах 6 протоколов общих  собраний собственников помещений МКД, расположенных в г. Пионерский по  адресам ул. Дачная, <...>, дата заключения договора по  обращению с ТКО с региональным оператором не определена. 

Материалы дела не содержат доказательств заключения отдельных  договоров с собственниками помещений в указанных МКД. 

Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что Общество не  утратило обязанность по оплате услуг Предприятия по обращению с ТКО. 

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и  доводы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности  заявленных требований по праву и по размеру, и правомерно удовлетворили  исковые требования. 

Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, были  предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили  надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами. 

Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства  Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют  о неправильном применении судами норм права. 

Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи  288 АПК РФ, не установлено. 

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены  проверкой правильности применения судами норм материального и  процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы  права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем  доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). 

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют  фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.  Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В  связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки  доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных  актов. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2020 и на 


постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021  по делу № А21-4371/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Волшебный дом» - без  удовлетворения. 

Председательствующий В.К. Серова

Судьи О.А. Бобарыкина   М.В. Пастухова