ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
07 мая 2015 года
Дело №А21-4280/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованных лиц: 1 .ФИО2 (доверенность от 17.03.2015), 2. Не явился, извещен.
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-4663/2015, 13АП-4665/2015) ТСЖ "Чкалова, 97" и Прокуратура Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.12.2014 по делу А21-4280/2014 (судья Ефименко С.Г.), принятое по заявлению ТСЖ "Чкалова, 97"
к ООО "Калининграднефтестрой", Администрации ГО "Город Калининград"
3-и лица: ТСЖ "Альянс", Управление Росреестра по Калининградской области, ФИО3, Прокуратура Калининградской области
о признании постановления незаконным, об обязании совершить определенные действия,
установил :
Товарищество собственников жилья «Чкалова, 97» (далее - заявитель, ТСЖ, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Калининграднефтестрой» (далее - Общество) и Администрации городского округа «Город Калининград» (далее - Администрация) о признании незаконным и отмене постановления Администрации от 23.04.2014 № 603 «О предоставлении ООО «Калининграднефтестрой» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по ул. Спортивной, 62 в Центральном районе под строительство 6-этажного многоквартирного дома с подземной автостоянкой», а также обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление) внести изменения и удалить разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 39:15:121327:42 по адресу: <...> «для многоквартирной застройки под строительство 6-этажного многоквартирного дома с подземной автостоянкой».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Товарищество собственников жилья «Альянс» (далее - ТСЖ «Альянс»), Управление, ФИО3 (далее - ФИО3), Прокуратура Калининградской области (далее - Прокуратура).
Решением от 30.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Товарищество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит решение отменить, полагая, что постановление Администрации от 23.04.2014 №603 нарушает ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, поскольку вынесено без учета мнения населения, проживающего в пределах территории, где предполагается вести строительство, с нарушением санитарных норм и требований противопожарной безопасности, чем нарушаются права и законные интересы Товарищества, как смежного землепользователя. По мнению подателя жалобы, ссылка суда на судебные акты по делу №А21-1362/2014 неправомерна, поскольку смежные землепользователи, в том числе Товарищество, к участию в данном деле не были привлечены.
В апелляционной жалобе Прокуратура, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, указывая, что судом не приняты во внимание доводы Товарищества о нарушении порядка проведения публичных слушаний при выдаче разрешения Обществу на условно разрешенный вид использования земельного участка. Податель жалобы полагает, что ссылка суда на судебные акты по делу №А21-1362/2014 несостоятельна, поскольку исключение спорного земельного участка из состава территориальной зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-3.2 не влияет на законность постановления Администрации от 23.04.2014 № 603 и не освобождает застройщика и орган местного самоуправления от соблюдения требований закона при получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Общество возразило против удовлетворения апелляционных жалоб Прокуратуры и ТСЖ по основаниям, изложенным в пояснениях на апелляционные жалобы.
ТСЖ «Альянс» просило решение отменить, прекратить производство по делу, полагая, что рассмотрение заявление Товарищества не связано с экономической или предпринимательской деятельностью.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество по договору купли-продажи от 17.12.2013 приобрело в собственность земельный участок общей площадью 7228 кв.м. с кадастровым номером 39:15:121327:42 с разрешенным видом использования «под существующую производственную базу» по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права от 10.01.2014 серии 39-АБ №281745).
Согласно карте градостроительного зонирования городского округа «Город Калининград» (приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки) земельный участок Общества расположен в территориальной зоне «О-1» - зона делового, общественного, коммерческого назначения. В соответствии с установленным указанными Правилами градостроительным регламентом в числе условно разрешенных видов использования земельных участков, расположенных в зоне «0-1», назван вид «многоквартирные жилые дома 5-16 этажей».
ООО «Калининграднефтестрой» в целях строительства шестиэтажного многоквартирного жилого дома на спорном участке обратилось в уполномоченные органы за получением разрешения на условно разрешенный вид использования участка «для строительства многоквартирного дома» и градостроительного плана участка.
В полученном ООО «Калининграднефтестрой» 30.01.2014 градостроительном плане земельного участка № RU З9301000-4581 указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки названный земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия: РЗ-3.2 «Исторические городские районы с малоэтажной многоквартирной и блокированной застройкой».
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.05.2014, оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.2014, по заявлению Общества Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденные Решением Окружного Совета депутатов г.Калининграда (четвертого созыва) № 146 от 29.06.2009, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:121327:42, площадью 7228 кв.м., с разрешенным использованием «под существующую производственную базу», по ул. Спортивная, 62 в г. Калининграде к территориальной зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-3.2 «Исторические городские районы с малоэтажной многоквартирной и блокированной застройкой» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закону Калининградской области от 17.12.2003 № 344 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области», Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315, и не действующими в указанной части.
Администрацией принято Постановление от 23.04.2014 № 603 «О предоставлении ООО «Калининграднефтестрой» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по ул. Спортивной, 62 в Центральном районе под строительство 6-этажного многоквартирного дома с подземной автостоянкой» (далее - Постановление № 603), согласно которому Обществу на основании пунктов 8 и 9 статьи 39 ГрК РФ, пунктов 11 и 12 статьи 28 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 29.06.2009 № 146, предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования принадлежащего застройщику на праве собственности земельного участка площадью 0,7228 га с кадастровым номером 39:15:121327:42 по ул. Спортивной, 62 в Центральном районе с разрешенным использованием «под существующую производственную базу» под строительство 6-этажного многоквартирного дома с подземной стоянкой.
Ссылаясь на то, что указанным постановлением нарушаются права и законные интересы ТСЖ как смежного землепользователя, постановление вынесено с нарушением градостроительного законодательства, Товариществу не направлялось в установленные сроки уведомление о проведении публичных слушаний, Управлением внесены изменения в государственный земельный кадастр на основании не вступившего в силу Постановления № 603, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений Общества, апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований правомерно.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для их осуществления, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.
Для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта необходимо, чтобы он не отвечал одновременно двум условиям: не соответствовал закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушал права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создавал ему иные препятствия для их осуществления, либо незаконно возлагал на него какие-либо обязанности.
Согласно ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Статьей 28 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 29.06.2009 N 146, также предусмотрено, что вопрос о предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования недвижимости подлежит обязательному обсуждению на публичных слушаниях, участниками которых являются правообладатели земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому испрашивается разрешение; правообладатели объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому испрашивается разрешение.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении Администрацией при принятии оспариваемого постановления требований ст. 39 ГрК РФ.
Судом установлено, что Постановление Администрации городского округа «Город Калининград» от 17.03.2014 года № 389 «О проведении публичных слушаний по предоставлению ООО«Калининграднефтестрой» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» было опубликовано в специальном выпуске газеты «Гражданин» от 27.03.22014 года» № 12 (364) и размещено на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» в сети Интернет www/klgd, в разделе «Строительство», подразделе «Публичные слушания» - «Условно разрешенный вид использования».
Публичные слушания состоялись 07.04.2014 года с участием представителей комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград», жилищного отдела Центрального района управления жилищного и коммунального хозяйства комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград», представителя застройщика и граждан (19 человек), участниками публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования представлялись в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
В адрес комиссии по землепользованию и застройке городского округа «Город Калининград» поступили сообщения проживающих по ул. Чкалова граждан, не возражающих против предоставления Обществу разрешения, сообщения жителей блокированных домов по ул. Спортивной, 60 (проживают в пределах территориальной зоны 0-1, в границах которой расположен земельный участок по ул. Спортивной, 62, права и законные интересы которых могут быть затронуты при выдаче застройщику разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка), которые предложили снизить этажность до 4-5эт., обращение председателя ТСЖ «Чкалова, 97» с предложением обязать застройщика выполнить ремонтные работы дорожного покрытия ул. Чкалова от многоквартирного дома по ул. Чкалова, 97 до поворота(протяженность 60 м) и установить кованное ограждение между многоквартирными домами по ул. Чкалова, 97 и ул. Спортивной, 62.
С учетом изложенного комиссия сочла возможным предоставить Обществу разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка под строительство 6-ти этажного многоквартирного дома с подземной автостоянкой при условии выполнения ремонтных работ дорожного покрытия ул. Чкалова и установки по окончании строительства объекта кованного ограждения между домами по ул. Чкалова, 97 и ул. Спортивной, д. 62.
Заключение комиссии опубликовано в газете «Гражданин» от 17.04.2014 №15.
Принятое с учетом заключения комиссии Постановление от 23.04.2014№ 603 размещено в сети Интернет на сайте Администрации в разделе «Строительство», подразделе «Публичные слушания» - «Условно разрешенный вид использования».
Таким образом, вопреки доводам подателей жалоб, оспариваемое постановление принято в установленном законом порядке с уведомлением заинтересованных лиц и поведением публичных слушаний.
Ссылка Товарищества на принятие Постановления без учета мнения граждан, отраженного в обращении от 07.07.2014, подлежит отклонению апелляционным судом. Из данного обращения следует, что оно не направлялось в комиссию по землепользованию и застройке городского округа «Город Калининград».
Кроме того, из буквального содержания ст. 39 ГрК РФ не следует, что само по себе несогласие кого-либо из заинтересованных лиц на выдачу разрешения является безусловным основанием для отказа в выдаче такого разрешения.
Решение принимается с учетом мнения всех заинтересованных лиц, обоснованности заявленных возражений.
Доводы подателей жалобы на неправомерность ссылки суда первой инстанции на судебные акты по арбитражному делу №А21-1362/2014 подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, учитывая положения ст.ст. 69, 195 АПК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения по делу №А21-1362/2014).
По мнению апелляционного суда, факт нарушения оспариваемым Постановлением прав Товарищества как арендатора смежного земельного участка заявителем не доказан.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционных жалоб следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.12.2014 по делу № А21-4280/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А. Тимухина
Судьи
Я.В. Барканова
О.Р. Старовойтова