ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-4805/2018 от 16.04.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1203/2018-144552(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года  Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2018 года 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2, доверенность от 15.02.2018;

от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 13.11.2017; 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-4805/2018) Государственного комитета Республики  Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на решение  Арбитражного суда Республики Карелия от 27.12.2017 по делу № А26-10266/2017  (судья Васильева Л.А.), принятое 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  жилищно-коммунального хозяйства», 


об оспаривании предписания

УСТАНОВИЛ:

ООО «УК ЖКХ» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с  заявлением о признании недействительным предписания ГЖИ РК от 18.08.2017 

 № 121/057/13-21.
Решением суда от 27.12.2017 заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе Государственный комитет Республики Карелия по  строительному, жилищному и дорожному надзору (правопреемник ГЖИ РК) просит  отменить решение от 27.12.2017, считая ошибочными выводы суда первой  инстанции относительно неисполнимости оспариваемого предписания. 

В отзыве ООО «УК ЖКХ» указывает на законность и обоснованность  обжалуемого решения суда. 

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали  свои правовые позиции. 

Исследовав имеющиеся в деле документы и выслушав представителей лиц,  участвующих в деле, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт  подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении  заявления. 

Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано по  итогам проведенной ГЖИ РК внеплановой документарной проверки, результаты  которой оформлены актом от 18.08.2017 № 120/057/13-21. Заявителю предписано в  срок до 31.08.2017 провести промывку, а также гидравлические испытания на  прочность и плотность систем горячего водоснабжения в конкретных  многоквартирных жилых домах, находящихся под управлением ООО «УК ЖКХ». В  предписании отмечено, что необходимые мероприятия должны быть проведены «с  составлением соответствующих актов с подписью представителя  ресурсоснабжающей организации ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС». 

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции подтвердил наличие  выявленных в ходе проверки нарушений, однако сделал вывод о том, что  оспариваемое предписание не может быть исполнено. Аргументируя данный вывод,  суд указал на то, что ГЖИ РК не опровергло доводы ООО «УК ЖКХ» об отсутствии  технической возможности проведения опрессовки и промывки системы горячего 


водоснабжения. В обжалуемом решении также отмечено, для осуществления  указанных в предписании мероприятий заявителю отведен явно недостаточный  срок, а исполнение предписания поставлено в зависимость от волеизъявления  ресурсоснабжающей организации. 

В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов,  решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие  закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие  полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или  совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает,  нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности (часть 4). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого  ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту,  законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий  (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие  оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия),  а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта,  решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган  или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие)  (часть 5). 

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой  акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о  признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий  (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 


В обжалуемом решении не отражено, какому нормативному правовому акту  не соответствует оспариваемое предписание, и какие права (законные интересы)  заявителя оно нарушает. 

В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых  энергоустановок, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской  Федерации от 24.03.2003 № 115, испытания оборудования установок и систем  теплопотребления на плотность и прочность должны производиться после их  промывки персоналом потребителя тепловой энергии с обязательным присутствием  представителя энергоснабжающей организации. Результаты проверки  оформляются актом (пункт 9.1.59). Промывка систем проводится ежегодно после  окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта,  текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию  системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Системы промываются  водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз,  ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление  воды. При проведении гидропневматической промывки расход водо-воздушной  смеси не должен превышать 3 - 5-кратного расчетного расхода теплоносителя. Для  промывки систем используется водопроводная или техническая вода. В открытых  системах теплоснабжения окончательно промывка после дезинфекции  производится водой, соответствующей требованиям действующего стандарта на  питьевую воду, до достижения показателей сбрасываемой воды до требуемых  санитарными нормами на питьевую воду, для конденсатопроводов качество  сбрасываемой воды должно соответствовать требованиям в зависимости от схемы  использования конденсата. Дезинфекция систем теплопотребления производится в  соответствии с требованиями, установленными санитарными нормами и правилами  (пункт 9.2.9). Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах  - промывку и дезинфекцию, не допускается (пункт 9.2.10). Испытания на прочность и  плотность оборудования систем проводятся ежегодно после окончания  отопительного сезона для выявления дефектов, а также перед началом  отопительного периода после окончания ремонта (пункт 9.2.12). Минимальные  величины пробного давления, при котором водяные системы испытываются на  прочность и плотность, указаны в пункте 9.2.13. При подготовке к отопительному  периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо  выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых 


являются: устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических  режимах работы тепловых энергоустановок; испытания оборудования источников  теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на  плотность и прочность; шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для  определения коррозионного износа металла труб; промывка оборудования и  коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых  пунктов и систем теплопотребления; испытания тепловых сетей на тепловые и  гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии  со сроками, определенными настоящими Правилами; разработка эксплуатационных  режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению (пункт  11.1). 

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда,  утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, Подготовке к  зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит  весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры  (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах,  системы отопления, вентиляции) (абзац первый пункта 2.6.5). Испытания на  прочность и плотность оборудования систем отопления, вентиляции, горячего  водоснабжения и центрального кондиционирования должны производиться  ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, а  также перед началом отопительного периода после окончания ремонта (пункт 5.1.6;  здесь же приведены минимальные величины пробного давления, при котором  водяные системы испытываются на прочность и плотность). Промывка систем  теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода,  а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в  открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть  подвергнуты дезинфекции). Системы промываются водой в количествах,  превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, при этом должно  достигаться полное осветление воды. При проведении гидропневматической  промывки расход воздушной смеси не должен превышать 3 - 5-кратного расчетного  расхода теплоносителя. Для промывки используется водопроводная или  техническая вода. Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых  системах промывку и дезинфекцию, не допускается. Диафрагмы и сопла  гидроэлеваторов во время промывки системы отопления должны быть сняты. После 


промывки система сразу должна быть наполнена теплоносителем. Держать системы  отопления опорожненными не допускается. Теплообменники перед пуском системы  следует очистить химическим или механическим способом (пункт 5.2.10). 

Нарушение ООО «УК ЖКХ» приведенных нормативных положений выявлено  в ходе проверки, установлено судом первой инстанции на основе имеющихся в деле  документов и не оспаривается заявителем. 

По мнению апелляционного суда, техническая возможность осуществления  мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами, предполагается,  пока не доказано обратного. В соответствии с таким распределением бремени  доказывания именно заявитель должен подтвердить наличие технических  препятствий для исполнения обязанностей, установленных правовыми нормами.  ООО «УК ЖКХ» не представило доказательств, свидетельствующих о том, что  промывка, гидравлические испытания на прочность и плотность систем горячего  водоснабжения невозможны по причинам, за которые ООО «УК ЖКХ» не отвечает. 

Соответствующие обстоятельства положены судом первой инстанции в  основу обжалуемого решения без доказывания, хотя они и не являются  общеизвестными, преюдициально установленными или признанными  заинтересованным лицом (статьи 69, 70 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 

Тот же вывод актуален и применительно к сроку исполнения оспариваемого  предписания, который, по мнению заявителя, недостаточен. Указанный довод  приведен ООО «УК ЖКХ» без должной аргументации, однако принят судом первой  инстанции без проверки. В обжалуемом решении не указано, какими критериями  руководствовался суд при определении достаточности срока, отведенного для  исполнения предписания; какие факторы (кадровые, материально-технические и  т.д.) учитывал; с какими данными сопоставлял. 

Ошибочным представляется апелляционному суду и вывод суда первой  инстанции о том, что исполнение предписания поставлено в зависимость от  волеизъявления ресурсоснабжающей организации. В предписании лишь  акцентировано внимание на порядок осуществления необходимых мероприятий,  предусматривающий участие представителя ресурсоснабжающей организации и  оформление соответствующих документов. 

При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение суда следует  отменить, а заявление ООО «УК ЖКХ» - оставить без удовлетворения. 


Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.12.2017 по делу
 № А26-10266/2017 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия. 

Председательствующий И.В. Юрков

Судьи Л.В. Зотеева 

 Е.А. Сомова


к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия