ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-4906/2015 от 15.04.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 апреля 2015 года

Дело № А21-8576/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Жиляевой Е.В.

судей  Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от истца: не явился, извещён,

от ответчика: не явился, извещён,

от 3-го лица: ФИО2, доверенность от 08.10.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-4906/2015 )Администрации МО "Зеленоградское городское поселение" на решение  Арбитражного суда  Калининградской области от 13.01.2015 по делу № А21-8576/2014 (судья Гурьева И.Л.), принятое

по заявлению Администрации МО "Зеленоградское городское поселение"

к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Калининградской области

3-е лицо: ООО "Стандарт"

о признании незаконными действий,

установил:

Администрация муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконными решений федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Кадастровая палата) об учете изменений объекта недвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами: 39:05:010602:941, 39:05:010602:942, 39:05:010602:943, 39:05:010602:944, 39:05:010602:945, 39:05:010602:946, 39:05:010602:947, 39:05:010602:948, 39:05:010602:949, 39:05:010602:950, 39:05:010602:951, 39:05:010602:952, 39:05:010602:953, 39:05:010602:954, 39:05:010602:955, 39:05:010602:956, 39:05:010602:957, 39:05:010602:958, 39:05:010602:959, 39:05:010602:960.

В качестве восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Кадастровую палату внести в кадастровый учет прежние сведения об учете объектов недвижимости в части вида разрешенного использования земельных участков с указанными кадастровыми номерами.

Определением суда от 24 ноября 2014 года дела №№ А21-8576/2014, А21-8975/2014, А21-9005/2014, А21-9006/2014, А21-9007/2014, А21-9008/2-14, А21-9108/2-014, А21-9109/2014, А21-9110/2014, А21-9112/2014, А21-9113/2014, А21-9227/2014, А21-9228/2014, А21- 9229/2014, А21-9230/2014, А21-9231/2014, А21- 9299/2014, А21-9300/2014, А21-9302/2014 по заявлениям о признании незаконными решений в отношении каждого из указанных участков объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А21-8576/2014.

Решением суда от 13.01.2015 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.  В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что решения об изменении вида разрешенного  использования, на основании которых Кадастровой палатой вносились сведения, были приняты с нарушением земельного, градостроительного законодательства, а также установленных  градостроительных регламентов. Как указывает податель жалобы, спорные земельные участки расположены в территориальной зоне ОДЗ-4, в которой не предусмотрен вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома 1-3 надземных этажа». Также податель жалобы указывает, что в установленном порядке не было получено решение об изменении условно разрешенного вида использования земельного участка.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 39:05:010602:941, 39:05:010602:942, 39:05:010602:943, 39:05:010602:944, 39:05:010602:945, 39:05:010602:946, 39:05:010602:947, 39:05:010602:948, 39:05:010602:949, 39:05:010602:950, 39:05:010602:951, 39:05:010602:952, 39:05:010602:953, 39:05:010602:954, 39:05:010602:955, 39:05:010602:956, 39:05:010602:957, 39:05:010602:958, 39:05:010602:959, 39:05:010602:960 с разрешенным использованием «под строительство многоквартирного дома» были поставлены на государственный кадастровый учет 18 марта 2014 года на основании предоставленного в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости от 21 февраля 2014 года №39-0-1-48/3001/2014-407 и межевого плана от 14 марта 2014 года, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двадцати двух земельных участков путем раздела земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 39:05:000000:454, расположенного по адресу: Калининградская область,                 г. Зеленоградск, пос. Малиновка.

21 мая 2014 года ООО «Стандарт» обратилось в Кадастровую палату с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости: земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:010602:941, 39:05:010602:942, 39:05:010602:943, 39:05:010602:944, 39:05:010602:945, 39:05:010602:946, 39:05:010602:947, 39:05:010602:948, 39:05:010602:949, 39:05:010602:950, 39:05:010602:951, 39:05:010602:952, 39:05:010602:953, 39:05:010602:954, 39:05:010602:955, 39:05:010602:956, 39:05:010602:957, 39:05:010602:958, 39:05:010602:959, 39:05:010602:960 в части вида разрешенного использования: с «под строительство многоквартирного дома» на «индивидуальные жилые дома 1-3 надземных этажа (включая мансардный) с земельными участками», представив, в том числе, Правила землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» в редакции, утвержденной решением городского Совета депутатов «Зеленоградское городское поселение» от 24 апреля 2014 года №263.

Рассмотрев представленные Обществом документы, Кадастровая палата 28 мая 2014 года вынесла решения об учете изменений объекта недвижимости в истребуемой части.

Полагая, что указанные решения приняты в нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, отказал в удовлетворении заявления.

Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Пунктом 2 указанной статьи 1 установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно пункту 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Статей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Согласно статье 22 указанного Федерального закона в орган кадастрового учета должны быть представлены копии документов, устанавливающих или удостоверяющих право собственности заявителя на объект недвижимости. Правоустанавливающими документами являются документы, на основании которых возникает, прекращается и переходит право собственности или иное вещное право, возникает и прекращается ограничение (обременение) таких прав на объекты недвижимого имущества. Сведения по разрешенному использованию вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 22 данного Закона необходимыми для кадастрового учета документами при изменении разрешенного использования земельного участка является копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости").

Часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает самостоятельный выбор правообладателем земельного участка основного и вспомогательного вида разрешенного использования.

Из представленных в материалы дела кадастровых дел следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 39:05:010602:941, 39:05:010602:942, 39:05:010602:943, 39:05:010602:944, 39:05:010602:945, 39:05:010602:946, 39:05:010602:947, 39:05:010602:948, 39:05:010602:949, 39:05:010602:950, 39:05:010602:951, 39:05:010602:952, 39:05:010602:953, 39:05:010602:954, 39:05:010602:955, 39:05:010602:956, 39:05:010602:957, 39:05:010602:958, 39:05:010602:959, 39:05:010602:960 были поставлены на государственный кадастровый учет в результате раздела земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 39:05:000000:454 (входящие 39:05:010602:121, 39:05:010603:81), расположенного по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, пос. Малиновка.

Решением городского Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 24.04.2014 №263 было изменено функциональное назначение зон: в границах земельного участка с кадастровым номером 39:05:010602:121 с ОДЗ 4 на «зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1)» и в границах земельного участка с кадастровым номером 39:05:010603:81 с РЗ 1 на «зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1)».

Данное решение городского Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 24.04.2014 №263 в установленном законом порядке не оспорено.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы об отсутствии решения об изменении вида разрешенного использования являются несостоятельными.

Кроме этого, Администрацией в рамках запроса Кадастровой палаты направлена выписка из Правил землепользования и застройки МО «Зеленоградское городское поселение», согласно которой земельные участки находятся в зоне Ж-1.

На запрос ООО «Стандарт» от 25 апреля 2014 года о выдаче фрагмента Правил землепользования и застройки МО «Зеленоградское городское поселение» земельных участков, арендуемых Обществом, Администрацией выдан данный фрагмент, завизированный начальником отдела архитектуры Администрации, согласно данному фрагменту спорные земельные участки находятся в зоне Ж-1.

В ходе судебного разбирательства Администрацией представлен иной текст решения городского Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 24.04.2014 №263, где отсутствует пункт 1.3 об изменении разрешенного использования земельных участков.

В отсутствие заявления о фальсификации доказательств, учитывая, что по запросу Кадастровой палаты Администрацией подтверждалось отнесение земельных участков к зоне Ж-1, суд первой инстанции критически отнесся к представленному Администрацией тексту решения городского Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 24.04.2014 №263, где отсутствует пункт 1.3 об изменении разрешенного использования земельных участков..

Постановление Администрации от 22 августа 2013 №241, которым предусмотрена подготовка проекта изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны «Зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (ОДЗ 4)», а также части зоны «Зона мест отдыха общего пользования (РЗ 1)», расположенных в пос. Малиновка, (в кадастровом квартале 39:05:010602) на зону «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), а также постановление городского Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 26 марта 2014 года №3, которым назначены публичные слушания на 14 апреля 2014 года о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Зеленоградское городское поселение» в части функционального назначения зон земельных участков с «зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (ОДЗ-4)» на «зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1)» также подтверждают проведение процедуры по изменению вида разрешенного использования.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 13.01.2015 по делу № А21-8576/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В. Жиляева

Судьи

Я.В. Барканова

 И.А. Тимухина