ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-5043/2022 от 22.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 марта 2022 года

Дело № А56-49674/2021

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме марта 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,

судей С.М. Кротова, М.А. Ракчеевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Ю. Рудько,

рассмотрев в судебном заседании при участии:

от Общества представителей ФИО1 (доверенность от 10.01.2022), ФИО2 (доверенность от 01.11.2021),

от Учреждения представителя ФИО3 (доверенность от 21.01.2022)

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вета» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2021 по делу № А56-49674/2021 (судья Д.С. Геворкян), принятое по иску:

общества с ограниченной ответственностью «Вета» (191119, <...>, лит. А, пом. 3-Н; ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Имущество Санкт-Петербурга» (191124, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н; ОГРН <***>, ИНН <***>)

об обязании изменить договор аренды,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Вета» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга иЛенинградской области (далее – суд первой инстанции) с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Имущество Санкт-Петербурга» (далее – ответчик, Учреждение) об обязании Учреждения изменить цель использования объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: 191119, <...>, лит. А, пом. 3-Н, обязании заключить дополнительное соглашение, предусматривающее освобождение истца от уплаты арендной платы по договорам аренды объектов нежилого фонда.

Решением от 08.12.2021 в иске отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Обществом принято решение об использовании спорного помещения для оказания услуг общественного питания, о чем 28.01.2013 истец уведомил Комитет по управлению городским имуществом (далее – КУГИ), правопредшественника Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет), в ответ на указанное уведомление КУГИ указал на необходимость согласовать в органах Роспотребнадзора и органах государственного пожарного надзора использование помещения под предполагаемое функциональное назначение, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» для юридических лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг общественного питания, достаточно уведомления об изменении текущей деятельности, договор не может противоречить нормам законодательства, в связи с чем Общество надлежащим образом исполнило условия договора, арендуемое помещение фактически используется под кафе, КУГИ не возражал против размещения газоиспользующего оборудования в спорном нежилом помещении, в соответствии с пунктом 2.2.1 договора арендатор уведомил арендатора о конкретной цели использования объекта аренды, КУГИ претензий по ненадлежащему использованию нежилого помещения, арендуемого ответчиком, в период с 2013 по 2020 годы не предъявлял.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает, что правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют, договором закреплена обязанность арендатора использовать помещение в соответствии с пунктом 1.1 договора, а также обязанность арендатора согласовать в органах государственного пожарного надзора и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения возможность использования помещения под предполагаемое функциональное назначение, Общество не исполнило указанную обязанность и не представило арендодателю согласование названных государственных органов, решение о внесении изменений в договор на основании обращений арендаторов относится к компетенции Городской комиссии по распоряжению имуществом, арендатор нарушил условия договора аренды, ненадлежащим образом оплачивал арендную плату, самовольно выполнил перепланировку.

В судебном заседании представители Общества поддержали апелляционную жалобу, указали, что доводы ответчика о нарушении Обществом условий договора не соответствуют действительности, Общество в 2013 году уведомило арендодателя об использовании объекта для оказания услуг общественного питания, согласно ответу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу юридическое лицо должно уведомить только о начале осуществления соответствующей предпринимательской деятельности, арендодателем неоднократно осуществлялись проверки использования помещения, какие-либо нарушения, связанные с нецелевым использованием помещения не выявлялись, отказ арендодателя изменить цель использования помещения влечет невозможность для Общества воспользоваться льготой по арендной плате за период с 01.04.2020 по 30.06.2020.

Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, пояснил, что базовая ставка арендной платы не изменялась.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.05.2008 между КУГИ (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор № 10-А229844 аренды нежилого помещения 3-Н площадью 228,6 кв. м с кадастровым номером 78:31:1706:0:20:2, расположенного по адресу: <...>, лит. А, сроком до 22.04.2009, для использования под нежилые цели.

Пунктом 2.2.1 договора предусмотрена обязанность арендатора использовать объект в соответствии с пунктом 1.1 договора и установленными законодательством нормами и правилами использования зданий (помещений), в том числе санитарными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности, норами законодательства об охране памятников истории и культуры (в необходимых случаях); не позднее 30 дней с момента подписания договора согласовать в органах государственного пожарного надзора и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возможность использования помещения под предполагаемое функциональное назначение; в течение 10 дней со дня получения согласования органов Госпожнадзора и Роспотребнадзора, а также при изменении функционального назначения, согласованного в указанных органах, арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о конкретной цели использования помещения.

Впоследствии 25.01.2012 между КУГИ и Обществом заключено дополнительное соглашение № 1, которым срок действия договора продлен до 26.09.2014, а также установлено назначение помещения – для использования под офис, склад.

Письмами от 14.08.2020 Общество обратилось в Комитет с заявлениями о предоставлении отсрочки уплаты арендной платы по договору аренды в отношении спорного объекта и о заключении дополнительного соглашения об освобождении от уплаты арендной платы, в ответ на которые Комитет указал на использование Обществом помещения не в соответствии с целями, определенными в договоре.

Письмом от 23.11.2020 Общество повторно обратилось в Комитет с заявлением о заключении дополнительного соглашения об освобождении от уплаты арендных платежей по договору аренды от 23.05.2008 № 10-А229844 в соответствии с приказом Комитета от 08.06.2020, ссылаясь на уведомление арендодателя 07.02.2013 об изменении цели использования помещения.

Полагая, что отказ Комитета не соответствует действующему законодательству, нарушает право Общества на освобождение от уплаты арендной платы, Общество обратилось в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что уведомление арендатора об изменении цели использования объекта, направленное арендодателю, не означает безусловную обязанность арендодателя заключить дополнительное соглашение, истец не соответствует условиям, предусмотренным приказом Комитета от 08.06.2020 № 91-П «Об освобождении от внесения платы по договорам аренды земельных участков, договорам аренды объектов нежилого фонда, договорам на размещение нестационарных торговых объектов» (далее – Приказ № 91-П).

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

В силу статьей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).

В отличие от собственника помещения арендатор при использовании помещения ограничен не только актами, определяющими правовой режим такого имущества, но и, являясь стороной договора аренды, в силу пункта 1 статьи 615 ГК РФ обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора либо в соответствии с назначением имущества, выполнять условия договора, в том числе в части целевого его использования.

Аналогичная обязанность содержится в пункте 2.2.1 договора.

Заключив дополнительное соглашение к договору аренды, Общество выразило свое согласие на использование помещение в соответствии с целями, установленными в договоре - под офис, склад.

Использование арендатором нежилого помещения под иные цели не допускается в том случае, когда помещение предоставлялось в аренду для определенного вида использования, а из буквального толкования условий пункта 1.1, 2.2.1 договора не следует, что арендатор вправе использовать помещение под любой вид деятельности без учета определенного пунктом 1.1 договора назначения помещения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования об обязании ответчика изменить цель использования объекта, поскольку отсутствовали основания для изменения условий договора аренды.

В соответствии со статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 15.04.2020 № 213-49 «Об освобождении от внесения платы по договорам аренды земельных участков, договорам аренды объектов нежилого фонда, договорам на размещение нестационарных торговых объектов» в связи с введением 13.03.2020 на территории Санкт-Петербурга режима повышенной готовности для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях противодействия распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, проводящий государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, освобождает от внесения платы за период, определенный Правительством Санкт-Петербурга, но не более чем за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 следующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основными или дополнительными видами экономической деятельности которых являются виды экономической деятельности, определенные Правительством Санкт-Петербурга с учетом принятых мер по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в сферах деятельности, предусмотренных в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»:

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 13.03.2020 в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, - по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, арендодателем которых является Санкт-Петербург или исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, договорам аренды объектов нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург, договорам на размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, заключенным до 13.03.2020;

социально ориентированных некоммерческих организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - по договорам аренды земельных участков, договорам аренды объектов нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург, заключенным до 13.03.2020.

Порядок и условия освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от внесения платы по договорам аренды, договорам на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.06.2020 № 359 утверждено Положение о порядке и условиях освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от внесения платы по договорам аренды земельных участков, договорам аренды объектов нежилого фонда, договорам на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «Об освобождении от внесения платы по договорам аренды земельных участков, договорам аренды объектов нежилого фонда, договорам на размещение нестационарных торговых объектов».

Согласно пункту 3 Положения освобождение хозяйствующих субъектов от внесения платы по договорам осуществляется при одновременном наличии следующих условий:

хозяйствующий субъект в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» включен по состоянию на 13.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства либо включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

основной или дополнительные виды экономической деятельности хозяйствующего субъекта в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 13.03.2020 относится к видам экономической деятельности, включенным в Перечень;

цель использования объекта нежилого фонда, земель или земельного участка, установленная в договоре, соответствует основному или дополнительным видам экономической деятельности хозяйствующего субъекта;

на землях или земельном участке, в объекте нежилого фонда по состоянию на 13.03.2020 осуществлялась деятельность в соответствии с основным или дополнительными видами экономической деятельности хозяйствующего субъекта;

отсутствует вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.6.1 и частями 2 и 3 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 8.6-1 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», совершенном на землях или земельном участке, в объекте нежилого фонда.

На дату рассмотрения заявления Общества действовал Приказ № 91-П.

В соответствии с пунктом 1 Приказа № 91-П Учреждению поручено при обращении с соответствующим заявлением арендатора (хозяйствующего субъекта), включенного по состоянию на 13.03.2020 в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечить заключение дополнительного соглашения с указанным арендатором (хозяйствующим субъектом), предусматривающего освобождение от уплаты арендной платы (платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта) за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 по договорам аренды земельных участков, договорам аренды объектов нежилого фонда, договорам на размещение нестационарных торговых объектов, заключенным с Комитетом.

В пункте 1.1 Приказа № 91-П перечислены основные виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД 2), в соответствии с которыми должны использоваться земельные участки, объекты нежилого фонда, нестационарные торговые объекты по состоянию на 13.03.2020 для целей освобождения от уплаты арендной платы, в том числе деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (код 56).

В пункте 1.2 названного приказа определен перечень документов, подтверждающих осуществление указанных видов деятельности, который должен представить арендатор.

Согласно пункту 1.4 Приказа № 91-П уведомление об отказе в заключении дополнительного соглашения по форме, предусмотренной приложением № 4 к настоящему приказу, направляется при наличии хотя бы одного из следующих условий:

арендатор (хозяйствующий субъект) не включен по состоянию на 13.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

несоответствие кода основного вида деятельности арендатора (хозяйствующего субъекта), информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 13.03.2020, кодам видов деятельности, указанным в пункте 1.1 настоящего приказа;

цель использования объекта нежилого фонда, земель или земельного участка, установленная в договоре, не соответствует основному виду экономической деятельности арендатора (хозяйствующего субъекта);

отсутствие документов, указанных в приложении № 1 к настоящему приказу;

имеется вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.6.1 и частями 2 и 3 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 8.6 - 1 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», совершенном на землях или земельном участке, в объекте нежилого фонда.

Поскольку цель использования объекта нежилого помещения, установленная договором, не соответствует основному виду деятельности арендатора (код ОКВЭД 56.10), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для заключения соглашения об освобождении Общества от арендной платы.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2021 по делу №А56-49674/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

С.В. Изотова

Судьи

С.М. Кротов

 М.А. Ракчеева