ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-5050/2022 от 19.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 апреля 2022 года

Дело № А26-9526/2021

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2022 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  Протас Н.И.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-5050/2022 )  ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 15.02.2022 по делу № А26-9526/2021 (судья И.С.Цыба), принятое

по заявлению  ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"

к  Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору

о признании незаконным постановления

установил:

Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, далее – заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, далее – ответчик, Комитет) от 13.10.2021 по делу № 17-17/469-21, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.

Решением суда от 15.02.2022, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Податель жалобы указывает, что основанием для возбуждения административного дела не может являться сверхнормативный перерыв более 4 часов единовременно при проведении ежегодных планово-профилактических работ. Ссылается на то, что отсутствие горячего водоснабжения в МКД, получающим ресурс от котельной №16 г. Пудожа связано с ненадлежащим исполнением ООО «УК ЖКХ» своих обязательств, то есть, отсутствие подготовки потребителей (юридических и физических лиц) к приему ресурса горячего водоснабжения.

В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что 19.07.2021 Предприятие прекратило подачу горячего водоснабжения потребителям от котельной № 16 г. Пудожа в указанные выше многоквартирные дома, согласно графику проведения профилактических работ на наружных системах горячего водоснабжения Предприятия в межотопительном периоде 2021 года Пудожского района, утвержденному 01.04.2021.

В соответствии с графиком проведения профилактических работ на наружных системах горячего водоснабжения Предприятие должно было завершить проведение ежегодных планово-профилактических работ 01.08.2021 и восстановить потребителям подачу горячего водоснабжения от котельной № 16 г. Пудожа с 00 час. 00 мин. 02.08.2021.

По состоянию на 06.08.2021 подача горячего водоснабжения от котельной № 16 г. Пудожа потребителям не возобновлена, то есть с момента истечения срока завершения проведения ремонтно-профилактических работ (14 суток) и восстановления потребителям от котельной № 16 г. Пудожа подачи горячего водоснабжения прошло 6 дней (144 часа единовременно).

Нарушение Предприятием режима предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных домах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 19, 20, 21, 22, 23 по ул. Строителей в г. Пудоже по состоянию на 04 часа 01 мин, 02.08.2021 (день, следующий за днем завершения плановых профилактических работ и единовременное нормативное время восстановления подачи горячего водоснабжения потребителям в течение 4 часов) послужил основанием для  вынесения 06.08.2021 постановления о возбуждении  производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.

Постановлением Комитета от 13.10.2021 по делу об административном правонарушении № 17-17/469-21 Предприятие привлечено к административной ответственности по статье 7.23. КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением Комитета, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Предприятия, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Статьей 3 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами.

Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Пунктом 4 Приложения № 1 к Правилам № 354 установлено, что допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячемводоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В соответствии с пп. «в» п. 3 Правил № 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регламентируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила 491).

Пунктом 8 Правил 491 определено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведепия, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В силу приведенных норм Предприятие обязано предоставлять коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям, подключенным к находящимся в его ведении сетям и котельным, в соответствии с установленными требованиями.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ).

Частью 1 статьи 22 Закона № 416-ФЗ установлено, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.

В силу части 4 статьи 8 Закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Особенности вывода объектов централизованной системы горячего водоснабжения в ремонт или из эксплуатации устанавливаются правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 22 Закона № 416-ФЗ).

Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83».

Пунктом 97 названных Правил определено, что вывод в ремонт и (или) из эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого осуществляется горячее водоснабжение с использованием указанных объектов.

Письмом от 05.04.2021 № 01-08/2658-ПТО Предприятие уведомило о временном прекращении подачи горячего водоснабжения согласно утвержденному графику останова котельных в г. Пудоже (с 19.07.2021 по 01.08.2021 абонентам котельное № 16 г. Пудожа).

Таким образом, подачу коммунальной услуги по горячему водоснабжению абонентам котельной № 16 г. Пудожа Предприятие обязано было возобновить в сроки, предусмотренные графиком, то есть не позднее 00 часов 01 минуты 02.08.2021.

Факт нарушения Предприятием режима предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в действиях Предприятия имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений в ходе привлечения Предприятия к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

Суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности допущенного правонарушения, также не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Предприятием правонарушения малозначительным.

В рассматриваемом случае административное наказание назначено в размере 5000 рублей, то есть в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ, что, по мнению суда апелляционной инстанции, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Предприятием правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Предприятием требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 15 февраля 2022 года по делу №  А26-9526/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Н.И. Протас