ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
19 мая 2022 года | Дело № А56-93175/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2022 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца (заявителя): ФИО2 по доверенности от 09.02.2022
от ответчика (должника): ФИО3 по доверенности от 10.01.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А56-93175/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
по заявлению СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга"
к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и
Ленинградской области
об оспаривании решения, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
и встречному заявлению – взыскании,
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга", адрес: 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 33, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Агентство), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, СанктПетербург, пр. Энгельса, д. 73, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Отделение, ОПФР, Фонд) с заявлением о признании недействительным решения от 16.09.2021 № 202S 192 100 50311 (далее - Решение) о привлечении страхователя к ответственности по п.2 ст.11, ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Закон № 27-ФЗ) в части назначения штрафа, уменьшив его размер.
Заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Фондом направлено встречное заявление о взыскании с Агентства 90 500 руб. санкций за несвоевременное предоставление полных и достоверных сведений по форме СЗВСТАЖ за 2020 год на основании Решения. Встречное заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства совместно с первоначальным.
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 15.12.2021 решение от 16.09.2021 № 202S 192 100 50311 признано недействительным; в удовлетворении встречного заявления отказано.
10.01.2022 судом составлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что судом не принято во внимание вступление с июля 2020 года в силу Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, положения абзаца 4 пункта 40 которой предусматривают применение финансовых санкций к страхователю в случае представления им в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек.
Кроме того, по мнению Фонда суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку Агентством были заявлены требования о признании недействительным решения только в части размера штрафа и снижении размера штрафа.
Апелляционный суд, установив, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения, без учета пределов своих полномочий по заявленным Агентством требованиям, допущено нарушение норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного судебного акта, определением от 31.03.2022 перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в порядке упрощенного производства, назначил дело к рассмотрению в судебном заседании с вызовом сторон.
В судебном заседании представитель Агентства заявил ходатайство в порядке ст. 49 АПК РФ об уточнении заявленных требований и просил признать недействительным решение Фонда от 16.09.2021 № 202S 192 100 50311 в полном объеме.
Уточнение требований принято апелляционным судом.
Представители сторон поддержали доводы своих заявлений и возражали против удовлетворения требований друг друга.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, апелляционный суд считает первоначальные требования подлежащими удовлетворению, а встреченный иск – подлежаим оставлению без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Фондом в отношении Агентства проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что страхователем 31.07.2020 представлена отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении 1 человека по типу «Исходная». 05.05.2021 страхователь представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ по типу «дополняющая» на 181 застрахованных лиц, на которых ранее сведения представлены не были.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте от 16.08.2021.
Решением Фонда от 16.09.2021 № 202S 192 100 50311 Агентство привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде 90 500 руб. штрафа.
Полагая, что решение Фонда не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы страхователя, Агентство обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта Пенсионного фонда.
13.10.2021 в адрес Агентства направлено требование № 202S 01210060084 на уплату санкций.
Поскольку в установленный в требовании срок Агентством санкции перечислены не были, Фонд обратился в арбитражный суд со встречным исковым заявлением о взыскании санкций в сумме 90500 рублей.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ Агентство является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 11 данного закона обязано ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о страховом стаже застрахованных лиц.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных частями 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Пенсионный фонд, руководствуясь положениями Закона N 27-ФЗ, Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пришел к выводу, что привлечение общества к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ с типом "дополняющая" о застрахованных лицах является правомерным.
Часть третья статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность за различные правонарушения, в том числе за непредставление сведений в установленный срок, представление неполных сведений, представление недостоверных сведений.
Согласно пункту 38 Инструкции N 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В силу абзацев второго, третьего пункта 40 Инструкции N 211н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, на основании положений Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 211н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
В данном случае страхователь самостоятельно устранил допущенную ошибку в представленных исходных сведениях о застрахованных лицах, таким правом в силу положений Закона N 27-ФЗ он наделен, в связи с чем апелляционный суд, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства, послужившие основанием для применения к страхователю меры ответственности, пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя вины.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения управлением, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировало их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к заявителю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанная позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 08.02.2019 N 301-КГ18-24864, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Дополняющие сведения представлены страхователем самостоятельно. Данное обстоятельство ответчиком по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что у Фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Агентства к ответственности, заявление требования о признании недействительным решения Фонда подлежат удовлетворению, а встречный иск – оставлению без удовлетворения.
Апелляционный суд не принимает ссылку Фонда на абзац четвертый пункта 40 Инструкции N 211н, в соответствии с которым в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Как установлено пунктом 1 Инструкции N 211н, она разработана в соответствии с Законом N 27-ФЗ и определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, в том числе: порядок регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета; порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений о трудовой деятельности; порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета; порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019 (далее - Обзор N 4), самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ. То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать Учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Подзаконное регулирование должно соответствовать смыслу закона, на конкретизацию положений которого оно направлено. Существо данного правила заключается в том, чтобы в целях эффективной реализации положений закона не допустить несогласованности, противоречивости норм закона и конкретизирующих его подзаконных нормативных правовых актов. Подзаконный нормативный правовой акт не может противоречить положениям закона, во исполнение которого он принят. В случае несоответствия таких норм и разъяснений норме, содержащейся в законе, указанная норма применяется в том правовом смысле, который заложен в нее законодателем.
Основания привлечения к публично-правовой ответственности, обстоятельства, при наличии которых она наступает, должны быть установлены именно законом, а не подзаконным правовым актом. В частности, Законом N 27-ФЗ установлены права и обязанности страхователя, а Инструкция N 211н конкретизирует порядок их реализации и исполнения, а также порядок взаимодействия между страхователем и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации при организации индивидуального (персонифицированного) учета, порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Поскольку изменения в положения Закона N 27-ФЗ, в частности, в статьи 15 и 17 указанного Закона, не вносились, принятие и введение в действие Инструкции N 211н, предусматривающей иные основания для освобождения страхователя от ответственности в случае дополнения им ранее представленных сведений в связи с самостоятельным обнаружением ошибки, нежели предусмотренные Инструкцией N 766н, не может быть направлено на преодоление законодательных положений, регулирующих вопросы привлечения к ответственности и наделяющих страхователя соответствующими правами.
Несмотря на то, что правовая позиция, изложенная в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 08.02.2019 N 301-КГ18-24864, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, пункте 36 Обзора N 4, сформирована до принятия Инструкции N 211н, основания для привлечения заявителя к ответственности в настоящем случае отсутствуют, поскольку данные изменения не отменяют право страхователя на исправление ошибок в ранее представленных и принятых управлением индивидуальных сведениях.
Указанный управлением подход и основанные на нем доводы, по существу, лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Довод Фонда о том, что сведения форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, представленные Агентством 31.07.2020 не могут быть признаны предоставленными по типу «Исходная», поскольку предоставлены до окончания отчетного периода, отклоняются апелляционным судом.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 31.07.2020 страхователем представлена исходная форма отчетности СЗВ-СТАЖ за 2020 год. Данный документ прошел контроль и в соответствии с протоколом принят Фондом. По факту предоставления отчетности ранее окончания отчетного срока Фондом в адрес Агентства ни возражения, ни уведомления не направлялись, что свидетельствует о принятии представленной формы.
Распределение расходов по уплате государственной пошлины осуществлено в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2022 по делу N А56-93175/2021 отменить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 16.09.2021 № 202S 192 100 50311 о привлечении страхователя к ответственности.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу Санкт-Петербургского Государственного казенного учреждения "Жилищное Агентство Калининского района Санкт-Петербурга" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | О.В. Горбачева | |