ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-5711/2015 от 20.05.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 мая 2015 года

Дело № А56-76279/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2015 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Шамовой Г.А.

при участии: 

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 16.12.2014;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 23.12.2014;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-5711/2015 )  акционерного общества "Российские железные дороги" на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2015 по делу № А56-76279/2014 (судья Рогова Ю.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, место нахождения: Россия 107144, Москва, ул. Новая Басманная д.2, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (90068, Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 39, далее - заинтересованное лицо, Управление) от 23.10.2014 № 07-40-04/236 по делу № 07-38-04/236 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 20.01.2015 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и  принять по делу новый судебный акт об удовлетворении  заявленных требований. Податель жалобы ссылается на неправомерное привлечение к административной ответственности, поскольку в настоящее время отсутствует правовой механизм, необходимый для исполнения субъектом транспортной инфраструктуры обязанности, предусмотренной пунктом 5.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 (далее – Требования по обеспечению транспортной безопасности, Требования).

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 19.08.2014 № 666-р Управлением проведена плановая выездная проверка в целях контроля (надзора) за деятельностью Общества по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) - железнодорожная станция Мурмаши.

В ходе проверки  выявлены следующие нарушения Обществом Требований:

1. не осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации, что является нарушением пункта 5.12. Требований;

2. ОТИ железнодорожная станция Мурмаши не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификации объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ, что является нарушением пункта 10.5.1. Требований;

3. ОТИ железнодорожная станция Мурмаши не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеообнаружение объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ, что является нарушением пункта 10.5.3. Требований;

4. ОТИ железнодорожная станция Мурмаши не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеомониторинг объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, что является нарушением пункта 10.5.4. Требований.

Результаты  проверки отражены в акте от 26.09.2014 № 07-37-04/553 (А).

 Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества  03.10.2014 протокола № 07-39-04/236 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ.  Постановлением от 23.10.2014 № 07-40-04/236 по делу № 07-38-04/236 Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

 Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно части 2 статьи 4 вышеназванного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N43 утверждены "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу пункта 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта.

В силу пункта 5.12 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществить специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5.6.9 Требований силами обеспечения транспортной безопасности являются: лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности; персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС; подразделения транспортной безопасности.

В письме Минтранса России от 27.09.2012 N АЦ-25/11124 разъяснены положения действующего законодательства Российской Федерации, которыми необходимо руководствоваться при подготовке специалистов и должностных лиц, принимающих участие в обеспечении транспортной безопасности.    

Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) во исполнение Закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Указа Президента РФ от 31.03.2010 N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утверждена распоряжением Правительства РФ 30.07.2010 г. N 1285-р) созданы Центры транспортной безопасности, предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте на базе подведомственных агентству ВУЗов.           
    Перечень таких ВУЗов опубликован на официальном сайте Росжелдора.
Согласно разделу VI Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, задачами создания системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте, являются:   
- разработка методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определение требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;    
- создание сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;     
- обучение, подготовка и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;     
- обучение должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте.
    Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.           В созданных Центрах на основании существующего законодательства разработаны, утверждены и реализовываются программы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте и метрополитене.   
   Таким образом, в настоящее время утверждены соответствующие программы и документы, регулирующие подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности.    

Нормативные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ содержатся в статье 76 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации) (далее Закон № 273-ФЗ), а также в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 №499, где за образовательным учреждением закреплены полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности), что в свою очередь не противоречит статье 85.1. Закона № 273-ФЗ, на которую ссылается ОАО «РЖД».

Как следует из материалов дела, железнодорожная станция Мурмаши включена в реестр категорированных ОТИ 15.02.2012 под реестровым номером ЖСТ 113381 с присвоением 3 категории.   

Приказом ОАО "РЖД" от 12.12.2011 N 183 утверждено Положение об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" (далее - Положение). Руководство организацией обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" определено частью II названного Положения.

В соответствии с пунктом 13 части II Положения непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение защищенности объектов железнодорожного транспорта, противодействие соответствующим угрозам совершения актов незаконного вмешательства, осуществляется руководителем подразделения филиала, другого структурного подразделения ОАО "РЖД", на которого в установленном порядке возложено управление производственной (технологической) деятельностью объекта железнодорожного транспорта в соответствии с его предназначением (далее - руководитель объекта железнодорожного транспорта).

Во исполнение требований Закона № 16-ФЗ приказом Общества от 20.01.2014 № 12ответственным за транспортную безопасность на железнодорожной станции  Мурмаши назначен начальник железнодорожной станции ФИО3 Таким образом, на начальника железнодорожной станции станций возложена непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение защищенности объектов железнодорожного транспорта.

Факт неисполнения заявителем пункта 5.12 Требований правомерно установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, и не отрицается заявителем, что свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ по данному эпизоду.

В соответствии с пунктом  10.5. Требований субъект транспортной безопасности обязан оснастить ОТИ второй категории техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ (пункт 10.5.1. Требований), видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности (пункт 10.5.3. Требований), видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности (пункт 10.5.4. Требований).

Вывод суда о необоснованности данного требования в отношении ОТИ третьей категории соответствует приведенным выше положениям и Управлением не оспаривается.

Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено. Наказание назначено в пределах размера санкции, установленной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Из материалов дела видно, что протокол от 03.10.2014 № 07-39-04/326 об административном правонарушении и постановление от 23.10.2014 № 07-40-04/236 о назначении административного наказания по части 1 статьи 11.15 КоАП РФ в отношении Общества  составлены одним и тем же должностным лицом - государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора ФИО4 Действующее законодательство об административных правонарушениях не содержит запрета на совершение таких процессуальных действий в рамках дела об административном правонарушении одним и тем же лицом - как составлять протокол, так и выносить постановление вправе иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, уполномоченные осуществлять контроль и надзор в сфере транспорта (государственные транспортные инспекторы), каковым и является в рассматриваемой ситуации ФИО4

Таким образом, должностное лицо вправе подписывать от своего имени протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания.

С учетом изложенного, доводы жалобы о наличии в действиях Управления процессуальных нарушений подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.

Судом также не установлено оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ, учитывая объект посягательства (общественная безопасность на объектах транспортной инфраструктуры), пренебрежительное отношение Общества к выполнению своих публичных обязанностей.

Апелляционный суд соглашается с данным выводом суда первой инстанции и не находит оснований для его переоценки.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 20.01.2015 по делу №  А56-76279/2014   оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

И.Б. Лопато