ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-5875/2022 от 04.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 мая 2022 года

Дело № А56-78776/2021

Резолютивная часть постановления объявлена    мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галенкиной К.В.,

судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,

при участии: 

от истца: представитель Изятова Л.Э., на основании доверенности от 29.12.2021,

от ответчика: представитель Леонардов А.В., на основании доверенности от 19.11.2021,  

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-5875/2022 ) индивидуального предпринимателя Комоловой Анастасии Игоревны на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2022 по делу № А56-78776/2021, принятое по иску:

истец: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (адрес: Россия, 101000, город Москва, Лубянский проезд, 3/6, стр.6, ОГРН: 5067746661351, Дата присвоения ОГРН: 18.09.2006, ИНН: 7701679961)

ответчик: индивидуальный предприниматель Комолова Анастасия Игоревна (ОГРНИП: 316784700248220)

о взыскании,

установил:

Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Комоловой Анастасии Игоревне о взыскании убытков, выраженных в бюджетных расходах, связанных с демонтажем объектов незаконного строительства в целях пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, Варшавское шоссе, вл. 125 стр. 15 и 2А, в сумме 10 680 705 руб. 60 коп.

Решением от 10.02.2022 иск удовлетворен.

Не согласившись с указанным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, просит решение отменить, в иске отказать, считая его незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права; ссылается на то, что незаконно реконструированные ответчиком здания, подлежавшие приведению в первоначальное состояние, являются зарегистрированными в ЕГРН объектами недвижимости, принадлежат ответчику на праве собственности, расположены на законно арендованном ответчиком земельном участке, предназначенном для эксплуатации этих зданий; материалы дела подтверждают капитальный характер выполненных ответчиком несогласованных работ (то есть факт реконструкции принадлежащих ответчику зданий), в связи с чем требовалось предварительное вынесение судебного решения о приведении объектов недвижимости в первоначальное состояние и лишь после неисполнения такого решения ответчиком в установленный судом срок допускалось проведение истцом демонтажных работ; оснований для сноса самовольной постройки ответчика во внесудебном порядке не имелось; привлечение ответчика к административной ответственности не освобождало истца от необходимости получения судебного решения о приведении незаконно реконструированного объекта в первоначальное состояние перед началом демонтажных работ.

В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, а истец просил в ее удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между Департаментом городского имущества города Москвы и ответчиком заключен договор аренды земельного участка от 17.12.2014 № М-05-045854 (с учетом дополнительного соглашения от 29.01.2016) (далее – договор), согласно которому земельный участок с кадастровым номером 77:05:0006005:2408, расположенный по адресу: Москва, Варшавское шоссе, вл. 125 стр. 15А и стр. 2А, предоставлен ответчику как собственнику нежилых зданий под цель - для эксплуатации зданий торгового и складского назначения. Разрешенное использование участка - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров (1.2.5); объекты размещения складских предприятий (1.2.9). Срок действия договора - по 22.10.2063.

Согласно пункту 5.6 договора аренды арендатор обязан использовать участок в соответствии с целями и условиями его предоставления и видом разрешенного использования, и надлежащим образом исполнять все условия договора.

В соответствии с пунктом 5.12 договора аренды арендатор обязан не осуществлять на участке работы без разрешения соответствующих компетентных органов (архитектурно-градостроительных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов), для проведения которых требуется соответствующее разрешение.

Кроме того, согласно пункту 4.3 особых условий договора аренды земельного участка участок предоставляется без права возведения капитальных зданий и сооружений и некапитальных объектов.

В соответствии с пунктом 4.6 особых условий договора аренды арендатор обязан использовать участок в соответствии с целью предоставления и видом разрешенного использования.

По сведениям ИС РЕОН на земельном участке располагаются следующие здания (строения):

1. здание по адресу: Варшавское ш., д. 125, стр. ЛА: по информации ИС РЕОН нежилое, одноэтажное, год постройки 1985, общая площадь 5,6 кв.м, материал стен - кирпичные; на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (rosreestr.ru (публичная кадастровая карта) строение не отражено (информация отсутствует).

2. здание по адресу: Варшавское ш., д. 125, стр. 2А: по информации ИС РЕОН нежилое, одноэтажное, год постройки 1985, общая площадь 738,7 кв.м, материал стен – кирпичные; по информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (rosreestr.ru (публичная кадастровая карта): ОКС (здание): 77:05:0006005:1069, одноэтажное, год постройки 1985, общая площадь 738,7 кв.м, находящееся в собственности.

3. здание по адресу: Варшавское ш., д. 125, стр. 15А: по информации ИС РЕОН нежилое, одноэтажное, год постройки 1983, общая площадь 782,7 кв.м, материал стен - металлические; по информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (rosreestr.ru (публичная кадастровая карта): ОКС (здание): 77:05:0006005:1076, одноэтажное, год постройки 1983, общая площадь 782,7 кв.м, находящееся в собственности.

Здания по адресам: Варшавское ш., д. 125, стр. 2А, и Варшавское ш., д. 125, стр. 15 А, на основании выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 31.07.2019 № 77/100/160/2019-430 и от 31.07.2019 № 77/100/160/2019-479 находятся в собственности ответчика с 03.11.2015 и с 29.06.2015.

В ходе проведения планового (рейдового) обследования установлено, что между стр. 2А и 15А, а также перед стр. 15А возведена пристройка к указанным зданиям (строениям) площадью застройки около 1 000 кв.м, в результате чего образовалось единое строение. В период возведения указанной пристройки была также застроена часть здания (строения) по адресу: Варшавское ш., д. 125, стр. 15А, и накрыта крышей образовавшегося единого строения (надстройка) площадью застройки около 360 кв.м. Состояние объектов до возведения пристройки и надстройки на основании данных панорамы в ИС РЕОН по годам по состоянию на сентябрь 2016 года изменилось. Анализируя фото с панорамы в ИС РЕОН по годам, было также установлено, что незастроенная часть здания по адресу: Варшавское ш., д. 125, стр. 2А, была снесена. На основании данных информационной программы Google Earth (Гугл Планета Земля) по состоянию на 19.08.2016 пристройка и надстройка общей площадью застройки около 1 360 кв.м отсутствуют. По состоянию на 19.08.2017 установлено возведение пристройки и надстройки площадью застройки около 1 250 кв.м, а по состоянию на 07.05.2018 площадь пристройки и надстройки увеличилась до 1 360 кв.м.

Земельный участок для целей строительства (реконструкции) не предоставлялся. По сведениям информационно-аналитической системы Управления градостроительной деятельностью (ИАС УГД) разрешительная документация на строительство (реконструкцию) отсутствует.

По информации Комитета государственного строительного надзора города Москвы на указанный земельный участок по адресу: Варшавское ш., вл.125, стр. 2А, 15А, кадастровый номер: 77:05:0006005:2408, разрешения на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объектов по указанному адресу Мосгостройнадзором не выдавалось, застройщик с заявлениями не обращался, исходно-разрешительную документацию не представлял. Государственный строительный надзор при строительстве (реконструкции) объектов на земельном участке по указанному адресу не осуществлялся.

Согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП, земельный участок относится к территориальной зоне сохраняемого землепользования (индекс «Ф»).

В соответствии с пунктом 3.3.2 Правил землепользования и застройки города Москвы во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс «Ф») в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (Публичная кадастровая карта).

По данным официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)/публичная кадастровая карта, разрешенное использование земельного участка: для размещения объектов розничной торговли. По документу: объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров (1.2.5); объекты размещения складских предприятий (1.2.9).

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, градостроительных и иных норм и правил, предусмотренных законодательством.

В отношении ответчика было возбуждено дело по части 1.1 статьи 6.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях за нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка. Постановлением Госинспекции по недвижимости от 25.10.2019 по делу № 2232-ЗУ/9052066-19 Комолова А.И. привлечена к административной ответственности по части 1.1 статьи 6.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях. Постановление оставлено в силе решением Чертановского районного суда города Москвы и Московским городским судом.

Таким образом, установлено, что на земельном участке имеются признаки незаконного (нецелевого) использования, выраженные в возведении пристройки и надстройки площадью 4 080 кв.м (площадь застройки участка 1 360 кв.м), что подтверждается актом о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 27.08.2019 № 9062066.

Пунктом 4.1 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» предусмотрено, что в случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2) при отсутствии прав на использование земельного участка, при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции), при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке) Госинспекция по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.

Уведомлением от 18.10.2019 № МКМЦН-ИСХ-2248/19, направленным Госинспекцией по недвижимости в адрес ответчика, было предложено устранить выявленные нарушения. От ответчика поступали обращения в Госинспекцию по недвижимости, что она обязуется осуществить снос построек своими силами в различные сроки до конца января 2020 года.

Комоловой А.И. было подано заявление в Арбитражный суд города Москвы о признании незаконным вышеуказанного уведомления. Дело № А40-321528/19 было прекращено в связи с отказом Комоловой А.И. от заявленных требований.

В установленный уведомлением срок указанные нарушения ответчиком не устранены.

Госинспекция по недвижимости силами подрядной организации провела мероприятия по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка с кадастровым номером 77:05:0006005:2408, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, вл. 125, стр. 15А и 2А, что подтверждается актом о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 11.02.2020 № 9053596.

Стоимость выполненных работ по демонтажу объекта составила 10 680 705 руб. 60 коп., что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат и актом о приемке выполненных работ № 23 от 20.03.2020. Факт оплаты подтверждается платежным поручением № 650 от 27.04.2020.

Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истец обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика убытков, связанных с демонтажем объектов незаконного строительства в целях пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка в сумме 10 680 705 руб. 60 коп.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 ГК РФ).

Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факт нарушения обязательства, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

Таким образом, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено, если доказаны в совокупности факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействие), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Согласно позиции ответчика, в соответствии с частью 6 статьи 55.32 ГрК РФ снос самовольной постройки осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, в срок, установленный соответствующим решением суда.

В соответствии с частью 13 статьи 55.32 ГрК РФ уполномоченный государственный орган имеет право требовать от лица, осуществившего самовольную постройку, возмещения расходов на выполнение работ по ее сносу в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 13 статьи 55.32 ГрК РФ, то есть если осуществившее самовольную постройку лицо в установленный решением суда срок не произвело снос самовольной постройки самостоятельно.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки принимается судом либо в случаях, перечисленных в пункте 4 данной статьи - уполномоченным государственным органом. По мнению ответчика, оснований для сноса самовольной постройки истцом во внесудебном порядке не имелось.

Отклоняя указанные доводы подателя жалобы, апелляционный суд принимает во внимание следующее.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города.

Как город федерального значения Москва осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (абзац 4 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Следовательно, права пользования, владения и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу федерального закона перешли субъекту Российской Федерации в лице органа исполнительной власти - Правительства Москвы.

Указанные положения нашли свое отражение и в законодательстве города Москвы.

Пунктом 12 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28.06.1995 «Устав города Москвы» установлено, что к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится владение, пользование и распоряжение землей.

В силу части 3 статьи 20 Закона города Москвы от 28.06.1995 «Устав города Москвы» от имени Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции.

Из части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» следует, что к полномочиям исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки в городе Москве в рамках их компетенции относятся управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.

Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28.06.1995 «Устав города Москвы» предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.

Пунктами 2, 13 статьи 11, пунктом 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве Москвы» установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти, осуществляет управление в области земельных отношений, а также разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и земплепользования.

Постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП (далее также Постановление), как следует из его содержания, регулирует порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.

Правительство Москвы является органом, который на момент издания Постановления и приложений к нему обладало достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.

Из положений пункта 2 статьи 10 ЗК РФ и абзаца 4 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что субъект Российской Федерации - город федерального значения Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 124 ГК РФ субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -гражданами и юридическими лицами.

Таким образом, в отношениях по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, органы исполнительной власти города Москвы могут выступать от имени собственника соответствующего недвижимого имущества на равных началах с иными участниками этих правоотношений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу пункта 4 статьи 212 ГК РФ права всех собственников защищаются равным образом.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство) может быть расценено как нарушение прав города Москвы на распоряжение соответствующими земельными участками.

При этом Москва как субъект гражданских прав может осуществлять их защиту путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также самозащиту гражданских прав во внесудебном порядке. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (статьи 12, 14 ГК РФ).

Принцип обеспечения соразмерности способов самозащиты нарушению права собственности города прослеживается, в частности, в конкретных нормах Положения.

Постановление определяет порядок освобождения от имущества (конструкции, строительные материалы и прочее) земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, при их незаконном (нецелевом) использовании.

Постановление и приложения к нему приняты Правительством Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, и федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод ответчика не нарушают.

Доводы ответчика о несоответствии пункта 4.1.1 приложения 1 к Постановлению федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, основаны на неверном толковании оспариваемых нормативных положений.

Постановление определяет порядок освобождения земельных участков от незаконно расположенного на них имущества в порядке самозащиты прав собственника в случаях, когда такое имущество находится на непредоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции) земельных участках, и (или) при отсутствии разрешения на строительство (реконструкции).

В то же время в остальных случаях (когда у гражданина или юридического лица имеются правоподтверждающие документы на такое имущество (свидетельство/выписка о государственной регистрации права собственности в ЕГРН либо кадастровый паспорт объекта) реализация права собственника земельного участка на его защиту в отношении третьих лиц согласно положениям постановления осуществляется исключительно в соответствии со статьей 11 ГК РФ в судебном порядке.

Именно в этой связи пункт 2.2 Положения, утвержденного Постановлением, предусматривает, что Департамент городского имущества города Москвы в отношении указанной выше категории объектов заявляет в суд, от имени Правительства Москвы, соответствующее требования, что в полной мере согласуется как с положениями ГК РФ, в том числе статьей 222, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в частности с пунктом 52 этого постановления.

В отсутствие правоустанавливающих документов на относящийся к государственной собственности земельный участок, на котором самовольно находится какое-либо имущество третьих лиц, в том числе капитальные или некапитальные строения, права и охраняемые законом интересы правообладателя объекта не могут признаваться нарушенными принятием уполномоченным органом власти решения о демонтаже и (или) перемещении такого имущества.

Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 № 184-ПП, является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - объекты нежилого фонда), мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения, утвержденного Постановлением, признаками незаконного (нецелевого) использования земельных участков является: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).

В соответствии с пунктом 7 Положения, утвержденного Постановлением, Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.

Согласно пункту 3.3 Положения, утвержденного Постановлением, в случае выявления Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в срок 15 рабочих дней проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов:

- акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае отсутствия на соответствующем земельном участке признаков (фактов), указанных в пунктах 2.1, 2.2 настоящего Положения, а также в случае подтверждения проведения лицом, имеющим право на использование земельного участка, ремонтных работ и работ по благоустройству территории соответствующего земельного участка, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы (пункт 3.3.1);

- акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы (пункт 3.3.2).

В соответствии с пунктом 4 Положения, утвержденного Постановлением, в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков в случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2), при отсутствии прав на использование земельного участка, при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции), при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке), Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.

В рамках предоставленных полномочий Госинспекцией по недвижимости в соответствии с пунктом 3.3.2 Положения, утвержденного Постановлением, составлен акт о подтверждении незаконного (нецелевого) использования земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, Варшавское шоссе, вл. 125, стр. 15А и 2А.

Вопреки доводам ответчика, указанное обследование проведено с соблюдением Административного регламента исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 № 282-ПП (далее – регламент), Федерального закона от 28.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 № 184-ПП, постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП.

Довод ответчика о том, что он был лишен возможности добровольно устранить выявленные нарушения, является несостоятельным, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность Госинспекции по недвижимости предоставлять сроки для добровольного устранения нарушений. Кроме того, уведомлением от 18.10.2019 № МКМЦН-ИСХ-2248/19, направленным Госинспекцией по недвижимости в адрес ответчика, было предложено устранить выявленные нарушения. От ответчика поступали обращения в Госинспекцию по недвижимости, что она обязуется осуществить снос построек своими силами в различные сроки до конца января 2020 года. Индивидуальным предпринимателем Комоловой А.И. было подано заявление в Арбитражный суд города Москвы о признании незаконным вышеуказанного уведомления. Дело № А40-321528/19 было прекращено в связи с отказом Комоловой А.И. от заявленных требований. В установленный уведомлением срок указанные нарушения ответчиком не устранены.

Согласно пункту 2.6 Положения, утвержденного Постановлением, пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; зарытие котлованов; отключение от сетей и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.

Таким образом, Госинспекцией по недвижимости были проведены мероприятия по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, в соответствии с пунктом 3.3.2, пунктом 4.1.1 Положения, утвержденного Постановлением.

На основании вышеизложенного, доводы ответчика о незаконности действий Госинспекции по недвижимости по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, обоснованно признаны несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, судом первой инстанции исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 10.02.2022 по делу №  А56-78776/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

                  К.В. Галенкина

Судьи

                    Ю.С. Баженова

 Н.С. Полубехина